Многофункциональные «гепарды» ЗПКБ
«Гепарды» – относятся к числу наиболее успешных экспортных кораблей российской постройки

Фрегат ВМС Вьетнама Dinh Tien Hoang на международном военно-морском смотре в Вишакхапатнаме (Индия).

Гепарды – самые быстрые в мире кошки. В силу своих природных качеств они от рождения – лидеры. Вот такие же лидерские качества демонстрируют боевые корабли семейства «Гепард» разработки Зеленодольского ПКБ.

Александр ФЕДОРОВ

Ракетный корабль «Татарстан» – головной проекта 11661К – стал первым крупным надводным кораблем нового проекта, пополнившим ВМФ РФ в постсоветскую эпоху. Он же первым из новостроек получил на вооружение корабельный ракетный комплекс «Уран», предназначенный для нанесения ударов по надводным целям.

«Дагестан» проекта 11661К – первым из надводных кораблей отечественного флота стал носителем многофункционального ракетного комплекса «Калибр-НК». В носовой части его надстройки размещена универсальная пусковая установка УКСК 3К14 для 8 вертикально стреляющих ракет для поражения морских, береговых или подводных объектов. Эти же ПУ способны принимать сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Яхонт» или BRAHMOS. «Дагестан» прославился на весь мир, когда 7 октября 2015 года в качестве флагмана отряда ракетных кораблей Каспийской флотилии возглавил неожиданную и беспрецедентную атаку ракетами «Калибр» целей запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» в Сирии.

Ракетный корабль «Дагестан» наносит удар «Калибром».

«Гепарды» – относятся к числу наиболее успешных экспортных кораблей российской постройки. В 2011 году в строй ВМС Вьетнама вошли два фрегата типа «Гепард-3.9» (проект 11661Э). Они не только успешно вписались во флот СРВ, в составе которого активно участвуют в учениях и занимаются напряженной боевой подготовкой, но и выполняют ответственные военно-дипломатические миссии. Фрегат Dinh Tien Hoang, например, только в последние два года достойно представлял Социалистическую Республику Вьетнам на авторитетных международных военно-морских смотрах в индийском Вишакхапатнаме, в честь выставки вооружений LIMA 2017 на малазийском острове Лангкави, а 15 мая этого года на параде по случаю 50-летия ВМС Сингапура и открытия выставки IMDEX 2017.

Сейчас Зеленодольский завод имени А.М. Горького, который строит «гепарды», проводит в Черном море испытания двух фрегатов проекта 11661Э с усиленным противолодочным вооружением. Первый из них будет передан заказчику уже до конца текущего года.

В чем секрет успеха «гепардов»? Конструкторам ЗПКБ удалось создать гибкую платформу с широкими трансформенными возможностями. Другими словами, в соответствии с требованиями заказчика можно строить на единой базе корабли с самым разным составом вооружения и энергетических установок. Это могут быть как многоцелевые боевые единицы, так и с усиленными ударными, противолодочными или противовоздушными возможностями. Так, один из вариантов проекта 11661Э предусматривает размещение в вертикальных пусковых установках ЗУР средней дальности комплекса «Штиль-1».

Один из фрегатов проекта 11661Э с усиленным противолодочным вооружением на испытаниях.

При длине чуть более 102 м, ширине 13,09 м и осадке 5,3 м многоцелевые фрегаты «Гепард-3.9» ВМС Вьетнама полным водоизмещением около 2100 т, архитектурно выполненные в соответствии с требованиями stealth-технологий, оснащены комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой по схеме GODOG и развивают максимальную 28-узловую скорость. Дальность плавания на 14 узлах – 3500 миль и 4000 миль на 10 узлах. Их главное ударное вооружение – две счетверенные пусковые установки КРК «Уран-Э», чьи ракеты способны поражать цели на дальности до 120 км. Для противоракетной и противоздушной обороны предназначены морской автоматизированный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Пальма» с ЗУР «Сосна-Р» и две шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М. Универсальный артиллерийский калибр представлен 76,2-мм установкой АК-176М, но вместо нее по желанию заказчика может размещаться и 100-мм автоматическая пушка А-190Э. «Гепарды» способны выполнять и противолодочные задачи. В кормовой их части имеются площадки для вертолетов Ка-28 с противолодочными торпедами. Те же винтокрылые машины могут вести разведку и наблюдение за акваториями. И хотя на кораблях нет ангаров, вертолеты в штормовую погоду размещаются в оригинальных убежищах в кормовой части надстройки. У кораблей этого типа – развитое электронное вооружение, которое включает, в том числе, отвечающую самым современным требованиям боевую информационно-управляющую систему «Сигма-Э». Контур радиоэлектронной борьбы включает систему РЭБ ТК-25Э2 и пусковые установки постановки помех КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».

Фрегат проекта 11661Э с многофункциональным ракетным комплексом Club-N.

Корабли с усиленными противолодочными возможностями дополнительно несут буксируемую гидроакустическую станцию, а также две счетверенные пусковые установки комплекса противолодочной-противоторпедной защиты «Пакет-НК/Э» или два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами.

Зеленодольским ПКБ разработано несколько вариантов «гепардов» с усиленным ударным вооружением. Так, один из них предусматривает размещение в средней части надстройки стрельбового модуля УКСК 3К14 для размещения ракет комплекса Club-N (экспортная модификация «Калибра-НК»). А на выставке LIMA 2017 на стенде «Рособоронэкспорта» демонстрировалась модель фрегата проекта 11661Э с двумя модулями УКСК 3К14, то есть с удвоенным боезапасом ракет, и в носовой части надстройки – вертикальными пусковыми установками для ЗУР. Вероятно, имеется в виду оморяченная версия ЗРК «Тор-М2КМ». Эта модель «Гепарда» привлекла пристальное внимание специалистов, посетивших выставку LIMA 2017.

У представителей ВМС многих государств Юго-Восточной и Южной Азии вызывает большой интерес патрульный корабль открытого моря (OPV) типа «Гепард-5.1». Этот OPV, оснащенный дизельной энергетической установкой по схеме CODAD, предназначен для патрулирования исключительной экономической зоны и территориальных вод, демонстрации флага и оказания помощи терпящим бедствие на море. Помимо артиллерийского и пулеметного вооружения, а также вертолета с размещением в ангаре он несет две установки комбинированного тушения пожаров УКТП «Пурга-90» и две моторные лодки жестконадувного типа «Кайман N-420А» со спускоподъемными устройствами.

www.zpkb.com


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS