В едином строю создания технической основы системы ВКО
Сегодня основным видом деятельности ОАО «Корпорация «Комета» остается создание систем и комплексов космического эшелона

Корпорация «Комета» в соответствии с директивными документами, наряду с другими организациями, отвечает за создание и эксплуатацию космического эшелона технической основы системы Воздушно-космической обороны Российской Федерации. К нынешнему пониманию этой проблемы привел длинный и непростой путь развития взглядов, разработки концепций и создания вооружений от различных типов реактивного оружия в 50-е годы прошлого столетия до разнообразных средств и систем космической разведки, противокосмической обороны, контроля космического пространства и предупреждения о ракетном нападении в настоящее время.

Виктор МИСНИК

Уже в середине ХХ столетия стало ясно, что господство в космосе даст противоборствующим сторонам, каковыми являлись в первую очередь США и СССР, огромное преимущество, прежде всего в военной сфере. В этих странах стали стремительно развиваться работы по проектированию космических информационных систем, ударных космических комплексов и средств уничтожения космических объектов противника.

В то время в ОКБ-52 (в настоящее время – АО «ВПК «НПО машиностроения») под руководством Владимира Челомея были развернуты работы по созданию спутников-разведчиков и спутников-перехватчиков, а также ракет-носителей для вывода их на орбиту. В целях разработки бортовых и наземных радиотехнических устройств управления спутниками Владимир Челомей по рекомендации заместителя руководителя ВПК Леонида Горшкова обратился в КБ-1 (в настоящее время – ПАО «НПО «Алмаз») с предложением принять участие в этих работах. После обсуждения данного вопроса с генеральным конструктором КБ-1 Александром Расплетиным было принято решение поручить его решение входившему в состав КБ-1 специальному КБ-41 (СКБ-41). Вскоре в КБ-1 с согласия Министерства радиопромышленности СССР приняли судьбоносное для нас решение о полном переводе СКБ-41 на космическую тематику. СКБ-41 было переименовано в особое КБ-41 (ОКБ-41), которое возглавил Анатолий Савин.

Виктор Порфирьевич МИСНИК – генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Корпорация «Комета», доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии Российской Федерации

В июне 1960 г. постановлением правительства СССР была поставлена задача создания системы противокосмической обороны (системы ИС), а также системы морской космической разведки и целеуказания (системы УС). Головным по этим системам в целом было назначено ОКБ-52, а головным разработчиком бортовых и наземных комплексов управления – КБ-1 в лице ОКБ-41.

После завершения отработки наземной станции определения координат и передачи команд управления 1 ноября 1963 г. был запущен первый маневрирующий спутник «Полет-1» – прототип космического аппарата-перехватчика системы ИС, второй – «Полет-2» стартовал 12 апреля 1964 г.

24 августа 1965 г. постановлением правительства СССР были произведены изменения в организации работ по системам ИС и УС. Головной организацией по системам в целом было назначено КБ-1 (главный конструктор Анатолий Савин), головной организацией по ракете-носителю Р-36 – КБ «Южное» (главный конструктор Михаил Янгель). ОКБ-52 стало головным предприятием по космическим аппаратам.

Постановлением правительства СССР в 1972 г. после ряда испытательных пусков, проведенных в период с 1968 по 1971 гг., противоспутниковая система ИС была принята в опытную эксплуатацию. В 1979 г. ее передали войскам ПРО и ПКО и впоследствии поставили на боевое дежурство. Параллельно продолжалась модернизация системы.

К большому сожалению, в 1993 г. указом президента Российской Федерации уже модернизированная система ИС-МУ была снята с эксплуатации, ее совершенствование прекращено.

Одновременно с работами по системе ИС в 1966-1967 гг. ОКБ-41 разработало дополнение к эскизному проекту системы морской космической разведки и целеуказания, в котором нашли дальнейшее развитие научно-технические решения построения системы, заложенные в ОКБ-52. Совместно с научно-исследовательскими институтами ВМФ и большой кооперацией предприятий промышленности и институтов Академии наук СССР были определены тактико-технические требования к системе по обнаружению целей в Мировом океане и выдаче данных целеуказания кораблям и подводным лодкам ВМФ для наведения противокорабельного оружия. Для этого было проработано последовательное создание двух типов космических аппаратов: радиолокационной разведки УС-А (с ядерной энергетической установкой на борту) и радиотехнической разведки УС-П (с солнечным источником энергии).

Космический аппарат–перехватчик системы ИС.

После ряда заданных решениями ВПК автономных испытаний наземных средств системы и экспериментальных космических аппаратов с радиолокатором и ядерной энергетической установкой в 1970 г. начались летные испытания системы УС с аппаратами УС-А.

С учетом постоянно возрастающего объема работ, выполняемых ОКБ-41, постановлением правительства СССР от 26 марта 1973 г. №182-63 на базе ОКБ-41 и завода «Мосприбор» был создан Центральный НИИ (ЦНИИ) «Комета», директором и главным конструктором которого был назначен Анатолий Савин.

Космический аппарат УС-А системы УС.

В 1974 г. завершились летные испытания системы УС. 12 июня 1974 г. с подводной лодки К-47 Северного флота была запущена ракета П-6, которая по целеуказаниям от космического аппарата УС-А точно поразила заданную цель.

Постановлением правительства СССР от 26 мая 1975 г. система УС с космическими аппаратами УС-А принята на вооружение. Система УС с космическими аппаратами УС-П принята на вооружение в ноябре 1978 г.

С началом боевой эксплуатации системы УС в ВМФ стали регулярными стрельбы противокорабельными крылатыми ракетами на загоризонтные дальности по данным целеуказания с космических аппаратов УС-А и УС-П.

Космический аппарат УС-П системы УС.

По инициативе командования войск ПВО страны в 1965 г. в ОКБ-41 наряду с созданием системы УС началась разработка космической системы раннего обнаружения стартов баллистических ракет с континентальной части территории США. Система получила шифр УС-К.

Первоначальный замысел состоял в том, чтобы создать систему с космическими аппаратами, размещенными на низких орбитах. Но уже первые проработки показали, что для выполнения заданных требований понадобится двадцать, а по некоторым расчетам даже с большим количеством спутников. Создателей системы УС-К выручил выполненный под руководством главного конструктора Ленинградского института телевидения П.Ф. Брацлавца эксперимент с инфракрасной аппаратурой наблюдения, установленной на низкоорбитальном космическом аппарате. Так получилось, что эта аппаратура смогла засечь взлетающий с соседнего аэродрома реактивный самолет. Полученные при этом данные позволили провести энергетические расчеты, которые показали, что подобной аппаратурой можно было бы наблюдать старты ракет и с высоких орбит на дальности до 45 тысяч километров.

Комплекс технических средств отображения командного пункта системы УС.

В 1971 г. вышло постановление правительства СССР, определившее задачи, состав и сроки создания системы УС-К.

По специальному решению Военно-промышленной комиссии ученые и инженеры многих предприятий промышленности и институтов Академии наук СССР выполнили большой объем теоретических и экспериментальных исследований по изучению характеристик факелов излучения ракет, фонов Земли и атмосферы.

Космический аппарат системы УС-КМО.

24 декабря 1974 г. с космического аппарата на апогейном участке высокоэллиптической орбиты был впервые обнаружен старт ракеты Minuteman с западного ракетного полигона США «Ванденберг».

После ввода в эксплуатацию в 1975 г. и принятия в 1978 г. на вооружение системы УС-К, обнаруживающей старты ракет с территории США, работы по космической системе ПРН получили новое развитие – началось создание системы УС-КМО, задачей которой стало обнаружение стартов баллистических ракет со всех континентов, акваторий морей и океанов. Система создавалась поэтапно. На первом этапе предполагалось создать систему с западным командным пунктом в районе Серпухова и космическими аппаратами на геостационарной орбите.

Основные работы по созданию системы УС-КМО первого этапа, на ход выполнения которых повлияли и распад СССР, и резкое уменьшение финансирования, и потеря квалифицированных кадров, после долгих и трудных испытаний к концу 1996 г. все же были завершены.

Указом президента Российской Федерации от 25 декабря 1996 г. система глобального наблюдения УС-КМО первого этапа была принята на вооружение. В 1998 г. система УС-КМО второго этапа с западным и восточным командными пунктами прошла все виды испытаний. Восточный командный пункт в районе Комсомольска-на-Амуре в декабре 2002 г. поставлен на боевое дежурство.

С 1973 г. ЦНИИ «Комета» пережил ряд формальных номенклатурных преобразований, оставаясь ведущим предприятием России по созданию специальных космических систем.

В мае 2012 г. на основе ЦНИИ «Комета» было создано ОАО «Корпорация космических систем специального назначения «Комета» (ОАО «Корпорация «Комета»), которое с середины 2016 г. вошло в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей».

За последнее десятилетие нам удалось развить научно-технический, производственно-технологический и кадровый потенциал, что позволило разработать современные подходы, найти новые конструкторские решения и подготовить производство для создания Единой космической системы (ЕКС) обнаружения техногенных аномалий, а также боевого управления средствами стратегических сил.

В значительной степени представление об этих преобразованиях нашего предприятия дают основные положения программы реконструкции и технического перевооружения ОАО «Корпорация «Комета».

В конце 2015 г. завершен первый этап создания ЕКС, начались испытания второго этапа.

Космический аппарат системы УС-К.

Как и прежде, сегодня основным видом деятельности ОАО «Корпорация «Комета» остается создание систем и комплексов космического эшелона, функционирующего в интересах всех составляющих компонентов системы ВКО, головным разработчиком которой как единого целого является Концерн ВКО «Алмаз – Антей». Уже на протяжении 15 лет ему как одному из первопроходцев в деле создания крупных интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе приходится решать непростые задачи реконструкции и перевооружения производства, формирования корпоративной системы управления, обеспечения гармоничного развития всех сторон жизни многотысячных коллективов.

Командный пункт систем  УС-К и УС-КМО.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS