Прорыв в будущее
МиГ-35 – технологически новый продукт, который отличает использование передовых конструкционных материалов, увеличенный ресурс, продвинутая авионика

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» 27 января провела презентацию нового многофункционального истребителя продвинутого четвертого поколения МиГ-35 для иностранных заказчиков и прессы. Накануне о начале летных испытаний МиГ-35 было доложено президенту России Владимиру Путину. «Очень рассчитываю на то, что наша армия будет значительно усилена этой машиной», – отметил глава государства.

Илья КЕДРОВ

Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь доложил Владимиру Путину о том, что новый истребитель спроектирован специально для ведения боевых действий в условиях конфликтов повышенной интенсивности, в условиях высокой плотности ПВО. Высокие показатели достигнуты благодаря установке нового комплекса обороны, новой оптико-локационной станции и сниженной радиолокационной заметности.

В ходе презентации 27 января присутствовавшим была представлена довольно обширная информация о технических характеристиках и особенностях нового истребителя МиГ-35.

Генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.

Как сказал в ходе презентации генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко, «МиГ-35 – технологически новый продукт, который отличает использование передовых конструкционных материалов, увеличенный ресурс, продвинутая авионика». Оценивая в целом положение дел в РСК «МиГ», он отметил: «В прошлом году корпорация завершила исполнение государственного контракта на поставку самолетов МиГ-29СМТ для ВКС России. Кроме того, мы завершили крупнейший контракт по поставке палубных самолетов МиГ-29К/КУБ. На сегодняшний день общий объем заказов РСК «МиГ» составляет порядка $4 млрд. Корпорация развивается, у нее большое будущее».

Очевидно, что в первую очередь перспективы связаны именно с МиГ-35 – вершиной эволюции самолетов семейств МиГ-29.

Эту машину уместно назвать МиГ-35 второго поколения (истребитель первоначального облика был продемонстрирован в ходе авиасалона Aero India 2007). Как отметил президент ОАК Юрий Слюсарь, «этот самолет представляет результат многолетнего труда конструкторов, инженеров, технологов и летчиков-испытателей. Впереди – обширная программа летных испытаний. Государственной программой вооружений предусмотрены поставки, начало поставок  серийных самолетов запланировано на 2019 год. Надеемся, что на рубеже 2019-2020 годов мы сможем рассчитывать на практическую реализацию проекта и в интересах иностранных заказчиков».

Журнал «Национальная оборона» уже писал о новом МиГ-35 (см. №12/2016). Поэтому говоря о техническом облике самолета, постараемся остановиться на тех подробностях, на которых не был сделан акцент в предыдущей публикации. Как было отмечено в презентации, аэродинамические компоновка МиГ-35 в целом идентична формам родоначальника семейства – МиГ-29, поскольку они «практически идеальны». Отличительными чертами можно назвать большее по площади крыло. Наряду с высокой тяговооруженностью, обеспечивающейся более современной силовой установкой, это позволило увеличить количество точек подвески до восьми и включить в состав бортового вооружения тяжелые АСП.

На презентации МиГ-35 были продемонстрированы три образца этой машины на разных этапах сборки.

Конструкция планера МиГ-35 унифицирована с палубным истребителем МиГ-29К/КУБ. Поскольку условия применения истребителей корабельного базирования более жесткие – в прямом и переносном смысле, планер по сравнению с более старыми МиГ-29 значительно усилен, что позволяет «сухопутному» МиГ-35 приземляться с неизрасходованным боекомплектом и большим запасом топлива. Ресурс планера увеличен до шести тысяч летных часов при календарном сроке эксплуатации – 40 лет. При этом более 20% элементов конструкции планера МиГ-35 выполнены из композитных материалов.

На МиГ-35 установлены два двигателя РД-33МК, имеющие увеличенную тягу и отличающиеся повышенной надежностью и ресурсом, составляющим более 4 тысяч часов. За счет повышения расхода воздуха и температуры газа перед турбиной мощность двигателей РД-33МК возросла на 12%. Двигатели имеют модульную конструкцию, также они получили бездымную камеру сгорания. В конструкции силовой установки внедрена цифровая система управления типа FADEC. В конструкции двигателя применен ряд современных решений, снижающих тепловую и оптическую заметность самолета для средств обнаружения противника. По желанию заказчика, двигатель может быть укомплектован отклоняемым вектором тяги. При этом РД-33МК сохранил все достоинства базовой модели (РД-33), в частности, отсутствие ограничений по управлению самолетом в полете и высокий уровень устойчивости к внешним возмущениям. Благодаря новому двигателю самолет может эффективно выполнять боевые задачи в условиях жаркого климата. При этом время замены РД-33МК в полевых условиях составляет всего 58 минут – один из лучших показателей в классе.

Сочетанием современной системы управления и мощных двигателей повышена устойчивость и управляемость машины, в том числе на взлете и посадке, улучшена маневренность.

Бортовые РЛС разработки Корпорации «Фазотрон-НИИР»: «Жук-МЭ» и «Жук-АМЭ».

Ключевыми элементами комплекса бортовой электроники МиГ-35 являются РЛС семейства «Жук» и оптико-локационная станция (ОЛС) с инфракрасной, телевизионной и лазерной прицельной аппаратурой. Станция отличается увеличенной дальностью действия и обеспечивает обнаружение, сопровождение, распознавание и захват воздушных и наземных/надводных целей в передней и задней полусфере днем и ночью с измерением расстояния до них с помощью лазерного дальномера, а также выработку команд целеуказания и лазерной подсветки наземных целей (в соответствии с ранее приводившейся информацией, ОЛС распознает танк на расстоянии до 20 км, корабль – до 40 км).

В ходе демонстрационного полета МиГ-35 пилотировал начальник летной службы, старший летчик-испытатель РСК «МиГ» Михаил Беляев.

Помимо РЛС и ОЛС в систему управления вооружением интегрирована и новая нашлемная система целеуказания и прицеливания. Она отображает необходимые данные в режиме реального времени с возможностью прогнозирования воздушной обстановки на стекле шлема. Используя ее, летчик может маневрировать, с целью занятия позиции для атаки, без потери визуального контакта с целью. В результате, летчик фокусирует зрение не на приборной доске, а на внешнем пространстве, используя информацию, которая проецируется ему перед глазами. Это существенно повышает эффективность действий пилота и безопасность пилотирования в условиях плохой видимости.

Помимо встроенной, МиГ-35 оснащается подвесной контейнерной оптико-локационной станцией.

Возвращаясь к вопросу о РЛС следует отметить, что в мультимедийной презентации МиГ-35 был показан многофункциональный, многорежимный, серийно выпускающийся локатор с щелевой антенной решеткой модели «Жук-МЭ». Однако уже МиГ-35 первого поколения демонстрировался в ходе презентации в Индии в 2007 г. с БРЛС с активной фазированной антенной решеткой, обеспечивающей электронное управление положением луча – «Жук-АЭ». Ее летные испытания проводились в рамках тендера по программе MMRCA. В настоящее время разработчик этих БРЛС – Корпорация «Фазотрон-НИИР» работает над созданием еще более совершенного радара  с изготовляемой по «3D» технологии (LTCC) активной фазированной антенной решеткой модели «Жук-АМЭ».

С точки зрения эксплуатации МиГ-35 является одним из самых дешевых вариантов среди современных самолетов со сравнимыми характеристиками. Это достигается за счет большого ресурса планера, модульной конструкции БРЭО и двигателей, повышенных межремонтных сроков для многих агрегатов и эксплуатации ряд систем по ресурсу и состоянию, а также адаптированности к безангарному хранению самолета практически в любых климатических зонах. Его обслуживание может выполняться на технической базе широко распространенных в мире истребителей МиГ-29. По желанию заказчика в пост-гарантийный период производитель может предоставлять услуги по абонементному обслуживанию самолетов строя. Подобная практика уже введена и опробована в России. После завершения гарантийного срока авиатехника может обслуживаться в центрах ТО на территории заказчика. По договоренности, на ней размещаются склады запасных частей. Российский авиапром уже имеет опыт организации подобной работы за рубежом. Зарубежная сеть технических пунктов постоянно расширяется, в частности, как сообщил генеральный конструктор – вице-президент ОАК по инновациям Сергей Коротков, в 2017 г. открывается новый сервисный центр в Индии. Он будет обслуживать индийские палубные истребители МиГ-29К/КУБ и МиГ-29UPG.

МиГ-35 представляет воплощение лучших качеств русского оружия – надежности, неприхотливости и боевой мощи, что позволяет надеяться как на заказы со стороны Министерства обороны России, так и зарубежных партнеров по военно-техническому сотрудничеству – этими словами завершилась презентация нового истребителя.

Помимо встроенной, МиГ-35 оснащается и подвесной оптико-локационной станцией.

Что касается МО РФ, то, как заявил главнокомандующий Воздушно-космическими силами генерал-полковник Виктор Бондарев, «мы будем брать эти самолеты, они нам нужны. Пройдет немного времени, и мы поменяем всю легкую истребительную авиацию именно на этот класс». Также он добавил: «Недавно мы начали переучивать пилотажную группу «Русские витязи» на Су-30СМ. Думаю, что недалек тот час, когда мы переучим и «Стрижей» на МиГ-35».

Вместе с тем, главком ВКС не ответил на вопрос об объеме предстоящих закупок МиГ-35, сказав, что информация об этом станет доступна после заключения соответствующего контракта, который будет подписан после завершения программы летных испытаний. При этом он отметил, что в случае успешного выполнения программы – без сбоев и с подтверждением характеристик, прописанных в техническом задании, объем летных испытаний может быть сокращен.

Говоря об экспортном потенциале МиГ-35 следует привести мнение на этот счет заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина. В своем выступлении 27 января он сказал, что легкие истребители традиционно имеют более высокий экспортный потенциал, поскольку они дешевле. «На рынке чувствовался большой дефицит, недостаток именно в этом классе самолетов, – отметил вице-премьер. – И вот появился МиГ-35. Это – прорыв конструкторского бюро! Считаю, что за счет этого самолета мы можем проложить себе дорогу в рамках развития военно-технического сотрудничества, коль скоро современные машины такого класса востребованы на мировом рынке вооружений».  

На премьеру МиГ-35 приехали делегации 30 зарубежных стран, в частности из Индии, Китая, Вьетнама, Перу и других стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы и СНГ, что само по себе уже говорит о большом интересе к этой машине со стороны иностранных военных.

Дмитрий Рогозин сообщил, что весной в Индии пройдет военно-промышленная конференция, на которой будут обсуждаться поставки, ремонт и обслуживание российского оружия, а также создание совместных производств в рамках концепции «Make in India», и Россия на ней готова предложить МиГ-35 для наращивания потенциала индийских ВВС.

На премьере МиГ-35 побывали делегации 30 зарубежных стран.

Советник президента ОАК Константин Бирюлин уточнил в интервью агентству «РИА Новости», что Россия надеется на возобновление индийского тендера на закупку истребителей среднего класса уже с новейшим МиГ-35. А заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук сообщил, что Аргентина направила коммерческие предложения по закупке в России более 15 истребителей семейства МиГ-29.

Вышедшая на финишную прямую разработка МиГ-35 венчает многолетний труд коллектива РСК «МиГ» над истребителем легкого класса четвертого поколения. Дальнейшее существенное наращивание боевых возможностей этой платформы уже вряд ли возможно. Поэтому впереди у конструкторов – создание легкого многофункционального истребителя пятого поколения, а также работа в области боевых беспилотных авиакомплексов. И большой творческий потенциал конструкторского коллектива «МиГа» говорит о том, что такие задачи ему по плечу.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS