ЗРК «Оса» – 45 лет в строю
Средства комплекса постоянно совершенствуются в интересах повышения эффективности обороны и снижения затрат на эксплуатацию и обеспечение боевой работы

В 2015 г. исполнилось 10 лет со дня открытия возле здания заводоуправления монумента боевой машины зенитно-ракетного комплекса «Оса». Этот памятник был открыт в преддверии 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и 35-летия с момента серийного производства комплексов. Отмечая в 2016 г. 45-летие принятия на вооружение ЗРК «Оса», давайте вспомним, как начиналась эра легендарной «Осы».

ЗРК «Оса» – один из видов оборонительного оружия, в котором были воплощены лучшие конструкторские разработки, высокий интеллект и творческий замысел многих создателей этого изделия. И, в первую очередь, необходимо вспомнить имя генерального конструктора Научно-исследовательского электромеханического института Вениамина Павловича Ефремова.

Вениамин Павлович всю жизнь проработал в военно-промышленном комплексе, начинал свой путь с должности техника в Научно-исследовательском электромеханическом институте и вырос до генерального конструктора – академик Российской академии наук, один из крупнейших ученых в области создания современных средств ПВО. Под его руководством были освоены в производстве и приняты на вооружение армии такие известные в стране и за рубежом зенитно-ракетные комплексы и системы, как «Круг», «Оса», «Тор», «С-300В», «С-300ВМ».

Вениамин Павлович Ефремов.

Изделия «Круг», «Оса», «Тор» сделали имя не только институту, они способствовали становлению и развитию Ижевского электромеханического завода. Советская техника должна была опережать образцы зарубежных конкурентов по основным тактико-техническим требованиям и приниматься на вооружение, по крайней мере, на десяток лет раньше. Комплексы «Круг», «Оса», «Тор», каждый в свое время, являлись основой противовоздушной обороны Сухопутных войск России. За созданием этих комплексов и систем стоят высочайшая эрудиция, неординарные способности, глубокие технические знания генерального конструктора. По боевым характеристикам все изделия в период разработки не имели себе равных в мире.

Отметим основные вехи в истории создания и производства ЗРК «Оса». 1971-1980 гг. можно смело назвать десятилетием «Осы». Для ИЭМЗ – это период расцвета творческой активности инженерно-технических работников, передовых рабочих и руководителей всех звеньев управления.

После проведения заводских испытаний в июле 1970 г. и совместных государственных испытаний в феврале 1971 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР комплекс был принят на вооружение.

В апреле 1971 г. климатические испытания боевой машины были завершены, полученные данные использовались при разработке плана мероприятий по результатам государственных испытаний ЗРК. Главный конструктор боевой машины Иосиф Матвеевич Дризе и его заместитель Андрей Михайлович Рожнов оказали заводу большую помощь при организации работы на полигоне, а при проведении климатических испытаний был незаменим ведущий специалист института Николай Николаевич Покрамович.

Первую партию комплексов отгрузили в декабре 1971 г., а с 1972 г. ЗРК «Оса» (9А33Б) был запущен в серийное производство.

Три батареи, прошедшие войсковые испытания, участвовали в параде войск на Красной площади 7 ноября 1973 г. и произвели настоящий фурор. Химкинский полк, сформированный первым, более пятнадцати лет выводил на парад боевые машины 9А33Б и 9А33БМ2. После трех одновременно проведенных в конце 1973 – начале 1974 гг. модернизаций авторитет комплекса «Оса-АК» стал непререкаемым в среде военных специалистов не только Советской Армии, но и других армий мира. Комплекс стал известен как лучший зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия по своим тактико-техническим характеристикам, надежности, боевой эффективности и себестоимости.

Успешно проведенные модернизации комплекса «Оса» окрылили не только коллектив разработчиков и трудовые коллективы предприятий, участвовавших в изготовлении комплекса, они укрепили стремление Министерства обороны ежегодно разворачивать пять-шесть полков, вооруженных комплексом «Оса-АК».

В начале 1979 г. комплекс «Оса-АК», доработанный для поражения низколетящих и зависающих вертолетов, был предъявлен на совместные испытания, которые прошли успешно. И в том же году комплекс с шифром «Оса-АКМ» принят на вооружение.

В 1976 г. за освоение серийного производства боевой машины ЗРК «Оса» и организацию работ по ее модернизации в кратчайшие сроки большая группа рабочих, ИТР, служащих и руководители завода награждены орденами и медалями. Большая заслуга в налаживании серийного производства комплексов «Оса» – Александра Васильевича Воскресенского, возглавлявшего в то время Ижевский электромеханический завод.

В 1978 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР за организацию серийного производства изделий спецтехники ему была присуждена Государственная премия.

Первые экспортные поставки ЗРК «Оса» были осуществлены в ГДР, Польшу, Болгарию, Венгрию. Обеспечить поставки на экспорт в страны Варшавского договора больших трудностей не представляло. Поставки осуществлялись с эксплуатационными надписями и документацией на русском языке. Более сложные задачи коллективу завода пришлось решать при подготовке к экспортным поставкам в развивающиеся страны, которые осуществлялись в более поздний период. В течение пяти лет была разработана и издана эксплуатационная документация на русском, английском, французском и испанском языках, а также создана система вариантного изготовления боевых машин для эксплуатации в различных климатических условиях.

Через эти испытания прошли не только боевые машины, но и все регулировщики цеха 33. Самые ответственные испытания доставались бригадирам: В.В. Карпову, А.Н. Евчуку, В.Т. Кондратьеву, Н.И. Шатеркину. Не проходили испытания и без ведущих конструкторов: В.Г. Дубовика, С.А. Постнова, В.П. Никонцева, В.А. Пономарева, В.Г. Львова, Н.М. Вылегжанина. Всеми работами специалистов ОКБ со средствами комплекса «Оса» начиная с 1977 г. руководил Е.Ф. Мокрушин – заместитель начальника ОКБ.

Огромный вклад в создание, разработку и производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» внесли Иванов Л.Б., Дмитриев Г.Г., Попов В.А., Пенкин С.В., Рамильцев Б.Н., Ахатов В.А., Набоков Г.Н., Левин С.К., Закурдаев Г.А., Наговицын Г.Ф., Самарин В.А., Безумов Ю.А., Дурыманов В.А., Афанасьева Н.Ф. и многие другие замечательные специалисты. Государственную премию «За освоение и организацию серийного выпуска ЗРК «Оса» присвоили директору ИЭМЗ А.В. Воскресенскому, а также начальнику ОКБ Попову В.А. и регулировщику РЭАиП Братчикову В.Г.

Этому зенитно-ракетному комплексу особое внимание уделял Дмитрий Федорович Устинов, к тому времени министр обороны СССР. Он любил ездить по заводам и всегда брал с собой главных конструкторов. Вениамин Павлович Ефремов не без улыбки вспоминал такой эпизод: «В одну из таких поездок Дмитрий Федорович заглянул в свою «вотчину» – город Ижевск, где посетил несколько оборонных заводов. Решил посмотреть и на «Осу». У директора Ижевского электромеханического завода А.В. Воскресенского состоялось совещание, на котором министр обороны поставил вопрос об увеличении выпуска этого зенитно-ракетного комплекса для Сухопутных войск. Были намечены мероприятия по оказанию помощи заводу в его развитии, приобретении необходимого оборудования, развитии социальной сферы предприятия. После совещания гости и сопровождающие их лица пошли в цех, где им продемонстрировали серийные образцы комплекса «Оса». Я рассказал Дмитрию Федоровичу о комплексе и его достоинствах, заводчане – о технологии производства. Выслушав мой доклад, министр обороны сказал: «Вениамин Павлович, вы разместили на боевой машине четыре ракеты. Необходимо удвоить боекомплект!» Все мои возражения о невозможности размещения, дефиците веса и габаритов на автомобильной базе были жестко отвергнуты: «Это ваша забота. Об исполнении доложите!» По возвращении в Москву я связался с разработчиком ракеты – генеральным конструктором Петром Дмитриевичем Грушиным, рассказал ему о поручении Устинова. Тот выслушал и сказал: «Это серьезно, надо работать». В конце концов, была найдена возможность размещения шести ракет в транспортно-пусковых контейнерах. Боевая машина приобрела элегантный внешний вид. Я позвонил Дмитрию Федоровичу и сказал: «Мы проработали с Грушиным ваше поручение. Восемь не получилось, но хорошо размещается шесть ракет». Он немного подумал и сказал: «Ладно. Как в той русской поговорке: с паршивой овцы хоть шерсти клок». Вопрос был закрыт». За разработку этого комплекса Вениамину Павловичу Ефремову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден вторым орденом Ленина.

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» предназначен для защиты войск на марше и в подвижных видах боя, а также стратегических наземных объектов от пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения, летящих на малых и средних высотах.

В связи с переходом на выпуск более совершенных средств ПВО, предприятие с 1990 г. не производит комплекс, однако, учитывая интересы потребителей и большой парк изделий, находящихся в эксплуатации, оказывает полный комплекс сервисных услуг по ЗРК «Оса-АКМ», в том числе по капитальному ремонту и модернизации находящейся в эксплуатации техники. Почти за 20 лет работы было выпущено 1791 изделие. 506 зенитно-ракетных комплексов «Оса» находятся на вооружении около пятнадцати стран мира. Есть они в Польше, Болгарии, Чехии, Словакии, Ливии, Алжире, Иордании и ряде других стран. В Российской армии ЗРК «Оса» стоит на вооружении ПВО Сухопутных войск, кроме того, есть дивизионы «Ос» в полках морской пехоты.

Средства комплекса постоянно совершенствуются в интересах повышения эффективности обороны и снижения затрат на эксплуатацию и обеспечение боевой работы. Данные направления модернизации на протяжении последних лет широко представляются на международных выставках вооружений и военной техники. В 2015 г. на международном авиасалоне «МАКС-2015» был представлен модернизированный вариант ЗРК – комплекс «Оса-АКМ1».

Основная причина такого долголетия состоит в том, что, создавая «Осу» в 70-80-е годы прошлого столетия, гениальные конструкторы заложили в эту машину большой модернизационный потенциал, который не исчерпал себя и сегодня. И установка на пьедестале одного из самых уникальных изделий, освоенных Ижевским электромеханическим заводом, – это дань уважения послевоенному поколению, которое самоотверженным трудом создавало самые современные образцы оружия во имя укрепления обороноспособности нашей Родины, во имя мира и созидания.

АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»

121471, г. Москва, ул. Верейская, 41

Тел.: (495) 276-2965

Факс: (495) 276-2969

antey@almaz-antey.ru

www.almaz-antey.ru

 

АО «Ижевский электромеханический завод «Купол»

Россия, Удмуртская Республика,

г. Ижевск, ул. Песочная, 3

Тел.: (3412) 72-5125

Факс: (3412) 72-68-19

iemz@kupol.ru

www.kupol.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS