Топливо, а вместе с ним и смазочные материалы – это, без преувеличения, залог успеха любой современной высокомоторизованной армии. Слишком большие потери горюче-смазочных материалов или их невысокое качество неминуемо приведут армию к поражению. Это стало вполне очевидно еще в середине ХХ века. |
Стоит напомнить, что анализируя итоги советско-финской войны руководство СССР пришло к выводу о необходимости разработки для РККА новых смазочных материалов, не теряющих своих свойств при сильном морозе. И советские автобронентанковые войска получили такие материалы. Это, в определенной степени, стало залогом их высокой боеспособности в первую военную зиму 1941-1942 гг., когда была выиграна Московская битва. В Германии же новую смазку начали разрабатывать лишь после этой проигранной кампании.
|
Таким образом, Великая Отечественная война подтвердила правильность принятых накануне нее решений. Она же продемонстрировала значительно возросшую роль горючего и смазочных материалов в обеспечении ведения боевых действий. Перспективы дальнейшего развития вооружения и военной техники вызвали необходимость создания в Вооруженных Силах СССР Научно-исследовательского института горюче-смазочных материалов, начавшего работу в 1946 г.
Плодами научных изысканий советских нефтехимиков отечественные Вооруженные Силы пользуется до сих пор. В этом нет ничего удивительного, поскольку процесс создания новых смазочных материалов – весьма длительное и сложное дело. Однако появление современных технологий, повышение требований к сложной военной технике делают необходимым разработку нового поколения смазочных материалов. Сегодня одной из основных российских структур, успешно решающих эту задачу, является Группа компаний «Росполихим».
ГК «Росполихим» объединяет производственные мощности и научно-исследовательский центр, что позволяет специалистам создавать новые масла с максимальным вовлечением собственной сырьевой базы (в том числе сложных эфиров).
Среди новых и очень важных разработок компании – универсальное синтетическое масло для авиационных газотурбинных двигателей и редукторов вертолетов Смарт-4У. Оно было создано в рамках поставленной руководством страны задачи импортозамещения, а также унификации смазочных материалов в авиационной отрасли.
Процесс создания новых смазочных материалов имеет несколько важнейших этапов. Можно рассмотреть их на примере создания масла Смарт-4У. Сначала был разработан сложный эфир и освоено его промышленное производство. На втором этапе специалисты ГК «Росполихим» подобрали композицию функциональных присадок, обеспечивающих надежную работоспособность узлов и агрегатов авиадвигателя в температурном диапазоне от -60°С до +200°С.
В настоящее время при поддержке ведущих разработчиков и производителей авиационных ГТД с положительными результатами проведены длительные стендовые испытания двигателей ВК-2500 (АО «Климов»), Аи-222-25 и АЛ-31Ф (АО НПЦ Газотурбостроения «Салют») с применением масла Смарт-4У. Ведется подготовка к контрольно-летным испытаниям вертолетной и самолетной техники с этим маслом.
Задача третьего этапа разработки – увеличение термо-окислительной стабильности сложного эфира и модификация композиции присадок с целью увеличения рабочей температуры масла Смарт-4У до +220°С.
Важно отметить, что после того, как Смарт-4У будет принято на снабжение ВКС РФ и поступит на рынок, оно заменит сразу пять марок старых масел: ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у, Б-3В, ЛЗ-240, ИПМ-10.
Ряд новых образцов ГСМ для наземной техники, не имеющие аналогов на российском рынке, «Росполихим» разработал в результате десятилетнего сотрудничества с ОАО «КАМАЗ». Наиболее важным из них можно назвать универсальное синтетическое масло Гипол-РС, предназначенное для применения в гидравлических системах и гидрообъемных передачах автобронетанковой техники. Уникальный состав масла Гипол-РС и высокие эксплуатационные характеристики делают его пригодным для эксплуатации в любых климатических условиях – в том числе в Арктике.
|
Не менее важен и тот факт, что масло Гипол-РС с 2012 г. допущено установленным порядком к применению в вооружении, в военной и специальной технике и включено в межотраслевой ограничительный перечень смазочных материалов для МО РФ.
Учитывая совокупность всех преимуществ масла Гипол-РС, АО «КАМАЗ» сделан обоснованный выбор в пользу его применения в серийной гражданской и военной автомобильной технике, а также в перспективных образцах. Начиная с 2013 г., на конвейере крупнейшего в стране производителя грузовых автомобилей масло Гипол-РС используется для «первой заливки» в гидроусилители рулевого управления, механизмы подъема кабины, гидроприводы вентиляторов охлаждения и другие системы.
Еще один продукт, разработанный специалистами «Росполихима» по техническому заданию АО «КАМАЗ» с целью решения проблем импортозамещения и унификации – трансмиссионное масло ТМ-4/5-12 (Polyefir-68). Оно уже успешно прошло все запланированные испытания, в том числе стендовые и эксплуатационные. До конца 2016 г. запланировано получение решения о допуске к применению масла в КПП, раздаточных коробках, мостах и редукторах автомобилей камского автозавода, в том числе использующихся в качестве платформы для монтажа вооружения.
Группа компаний «Росполихим»
Россия, 603079, г. Нижний Новгород,
Московское шоссе, 83а
Тел.: +7 (831) 275-44-66, 275-45-22