Корабельный мониторинг: современный взгляд
В ближайшем будущем СКМ должна получить ряд новых функций

Камерная телевизионная установка из состава СКМ.

Понятие «Система корабельного мониторинга» впервые было предложено 1 ЦНИИ МО РФ применительно к телевизионной системе, функционирующей на базе телевизионных (ТВ) камер, использующих каналы наблюдения различных спектральных диапазонов: видимого и инфракрасного и обеспечивающих автоматическое распознавание появления пламени и других признаков аварийных ситуаций.

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Игорь ГОЛУБЕВ

Первая система корабельного мониторинга (СКМ), спроектированная специализированным конструкторским бюро «Энергия» (СКБ «Энергия») и поставленная АО «Завод «Энергия», была установлена на корабле, сданном ВМФ России в 2011 г.

СКМ является своеобразным конструктором, из модулей которого можно формировать системы и комплексы, осуществляющие мониторинг и охрану корабля.

СКМ СЕГОДНЯ

В настоящее время СКМ может включать в себя несколько подсистем.

1. Систему корабельного видеомониторинга, предназначенную для автоматизированного обнаружения нештатных ситуаций (локальных перегревов, появления пламени, дыма, задымления, пара, течи и затопления, смещения закрепленных грузов и техники).

Система может фиксировать перегревы в диапазоне от 80°С, что дает возможность обнаруживать перегревы участков различных поверхностей, которые как правило являются признаками нештатных состояний технических средств. Данная функция также обеспечивает обнаружение нагревов переборок, являющихся внутренними границами рубежей обороны по борьбе с пожарами.

Систему автоматического наведения роботизированных пожарных лафетных стволов на источник горения.

Систему автоматизированного контроля задраивания водо- и газонепроницаемых (тяжелых) дверей и люков.

Систему обеспечения швартовки, предназначенную для автоматизированного контроля текущих значений расстояний до причальной стенки или других объектов при швартовке корабля, его скорости и ускорения.

Систему автоматизированного контроля обхода помещений предназначенную для контроля фактов обхода помещений дозорными по живучести и дозорными по погребам.

СКМ осуществляет обмен информацией с другими корабельными системами: пожарной сигнализации, автоматического включения средств пожаротушения, охранной сигнализации, КСУ ТС, ИМС, СОЭЖ и др.

2. Комплекс технических средств охраны (КТСО), предназначенный для решения задач обеспечения охраны и антитеррористической защиты корабля.

Систему обнаружения и защиты от проникновения (охранную сигнализацию).

Систему контроля и управления доступом, предназначенную для обеспечения санкционированного доступа в помещения караула, особо важные зоны объекта.

Систему управления охранным освещением, предназначенную для выполнения функций охраны в условиях недостаточной видимости.

СКМ и КТСО имеют единую элементную и программную базу, обеспечивающую их интеграцию и унификацию. Снятие данных от СКМ может осуществляться с пультов (средств отображения) других автоматизированных систем.

Таким образом, на базе одного комплекта аппаратно-программных средств реализован комплекс функций по контролю обстановки внутри корпуса корабля, на верхних палубах, вблизи забортного пространства над поверхностью воды и под водой, применимых как для надводных кораблей, так и для подводных лодок. Все устройства СКМ и КТСО разработаны СКБ «Энергия».

Отображение автоматически обнаруженного пламени и клубов дыма.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

В ближайшем будущем СКМ должна получить ряд новых функций.

Контроль перемещения личного состава по кораблю, в том числе за счет реализации функции распознавания лиц.

Подача сигналов из системы обеспечения швартовки в комплексную систему управления техническими средствами корабля в целях автоматизации процесса его швартовки.

Дистанционный контроль состояния человека:

• самочувствия (давление, частота сердечных сокращений и др.);

• пространственного положения (человек стоит, человек лежит).

В первую очередь, это необходимо для контроля состояния личного состава аварийных партий и аварийно-спасательных групп.

Автоматический телевизионный контроль состояния операторов автоматизированных систем (спит, не спит).

Мониторинг состояния оборудования при помощи мобильного устройства ТВ мониторинга, обеспечивающий:

• контроль оборудования в области электромагнитного излучения (ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное) с целью анализа распределения температурных полей, внешних признаков коротких замыканий, визуального отображения зон контроля;

• измерение концентрации вредных газов и взрывоопасных газовых смесей в воздушной среде;

• контроль параметров газовоздушной среды.

Распознавание цвета дыма в целях идентификации источника горения.

Совершенствование параметров распознавания низкотемпературных нагревов.

Перечисленные перспективы на первый взгляд кажутся достаточно туманными, однако если сравнить возможности современной системы корабельного мониторинга и СКМ пятилетней давности, то мы увидим значительные изменения. Количество реализуемых функций увеличено примерно в пять раз, номенклатура изделий возрасла в 5-7 раз, габариты ТВ камер сократились примерно в 2-3 раза. То есть, если смотреть на состояние дел с позиций сегодняшнего дня, через 4-6 лет мы должны увидеть нечто еще более интересное.

СКБ «Энергия»

филиал АО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: +7 (812) 230-6718

skb_energia@mail.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS