Буксирно-моторные катера нового поколения
БМК-МТ задуман как средство, обеспечивающее моторизацию всех типов понтонных парков, состоящих на вооружении инженерных войск

Буксирно-моторный катер БМК-МТ проекта 02630.

В 2015 году подмосковное предприятие АО «КАМПО» приступило к выполнению ОКР по созданию буксирно-моторного катера БМК-МТ, предназначенного для моторизации понтонных парков инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Работа выполняется в соответствии с тактико-техническими требованиями инженерных войск ВС РФ и во взаимодействии со специалистами ФГБУ «Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск» Минобороны России.

В этом году был построен опытный образец нового буксирно-моторного катера БМК-МТ проекта 02630. Более подробно о нем рассказывает советник генерального директора АО «КАМПО» по судостроению Эмин ГАДЖИЕВ.

— Эмин Тофикович, чем была вызвана необходимость разработки нового БМК? Ведь на сегодняшний день понтонные парки инженерных войск неплохо оснащены буксирно-моторными катерами – это всем известные БМК-460, БМК-225, БМК-Т и БМК-130.

— Создание буксирно-моторного катера нового проекта связано с необходимостью замены морально и физически устаревших катеров предыдущих поколений, а также с потребностью в более эффективных средствах моторизации понтонных парков.

Самые новые из эксплуатируемых в настоящее время катеров – БМК-225 - были разработаны в начале 1990-х годов, то есть более 20 лет назад. Эти катера, в свою очередь, пришли на смену катерам типов БМК-130, БМК-150 и БМК-Т, спроектированным в 1950-1970 годы. Все указанные типы БМК и по сей день используются в составе средств моторизации общевойсковых понтонных парков. В середине 1980-х началось поступление в войска катеров БМК-460, предназначенных для обслуживания понтонных парков специального назначения.

Рубка буксирно-моторного катера БМК-МТ проекта 02630.

Наш новый катер задуман как средство, обеспечивающее моторизацию всех типов понтонных парков, состоящих на вооружении инженерных войск: как общевойсковых – ПМП, ПМП-М, ПП-91, ПП-2005, так и специальных – ППС-84. По своим тактико-техническим характеристикам он способен заменить собой любой из БМК предыдущих поколений.

Задача создания нового катера стала особенно актуальной в связи с проводимым в настоящее время обновлением техники инженерных войск Вооруженных Сил РФ, в частности – оснащением частей и подразделений современными средствами преодоления водных преград.

— Каковы особенности нового буксирно-моторного катера? Что отличает его от аналогов? В чем преимущества БМК-МТ проекта 02630?

— Новый катер создан с учетом богатого опыта эксплуатации БМК в войсках и современных тенденций развития подобной техники. В его конструкции сочетаются наиболее удачные и проверенные временем решения, реализованные на катерах предыдущих поколений (обводы корпуса – санного типа с боковыми поплавками, движительно-рулевой комплекс в составе двух винтов фиксированного шага в насадках), с использованием самых современных технических средств, комплектующих изделий и материалов.

Основное внимание при создании БМК-МТ уделено достижению заданных тяговых и ходовых качеств с одновременным качественным повышением уровня его эксплуатационной надежности и эргономики.

Выгрузка катера с понтонного автомобиля на воду.

Конструкция корпуса БМК-МТ выполнена в соответствии с требованиями правил Российского Речного Регистра и отличается высокой общей прочностью, стойкостью к ударным нагрузкам, характерным для специфики применения БМК, а также прочностью всех внешних водонепроницаемых закрытий (съемных листов, люков и т. д.). Этим обеспечиваются преимущества нашего катера в таких показателях надежности, как долговечность и безотказность. Этим же достигается безопасность применения катера в условиях эксплуатации, заданных заказчиком.

Механическая установка с двумя дизель-редукторными агрегатами (кстати, производства нашего предприятия) способствует хорошей живучести катера в реальных условиях боевой обстановки. По удобству обслуживания механизмов и систем механической установки (как и любого другого установленного на катере оборудования) БМК-МТ ушел далеко вперед по сравнению с любым другим известным БМК. Благодаря этому, а также кропотливому подбору основного оборудования наш катер отличается отличной ремонтопригодностью.

Особо следует отметить удачную эргономику БМК-МТ. Катер имеет просторную рубку с удобным входом через судовую дверь. Системами вентиляции и обогрева, средствами звуко- и термоизоляции в рубке создаются комфортные условия обитаемости. С рабочего места моториста, оборудованного удобным судоводительским креслом, обеспечивается круговой обзор. Стекла рубки для предотвращения отпотевания сделаны обогреваемыми. Удобство расположения всего, что должно размещаться в рубке (включая личное оружие, запасы провизии и воды и т.д.), продумано до мелочей.

Хочу отметить, что для БМК эргономика – это не только комфорт в общепринятом смысле этого слова, а средство обеспечения эффективности действий экипажа, в том числе в экстремальных условиях боевой обстановки.

— На какой стадии сейчас находится проект? Какие процедуры необходимы для того, чтобы катер оказался в строю?

— Строительство опытного образца катера было завершено в апреле 2016 года, а вскоре БМК-МТ успешно прошел предварительные испытания, в ходе которых полностью подтвердил назначенные ТТЗ характеристики.

В июне текущего года на реке Оке в районе города Мурома Владимирской области состоялись сравнительные испытания трех опытных образцов перспективных БМК. Помимо нашего катера участниками испытаний были БМК, построенные еще двумя предприятиями. По результатам сравнительных испытаний БМК-МТ производства АО «КАМПО» был признан катером, в котором весь комплекс требований заказчика реализован наилучшим образом. 

Впереди у катера государственные испытания. Именно от их результатов зависит возможность скорейшего принятия БМК-МТ на снабжение.

Буксировка катером парома с танком.

— Что оценивалось в процессе сравнительных испытаний катеров?

— Оценивались самые различные показатели катера, оказывающие влияние на эффективность его использования при решении задач по назначению. В числе этих показателей – ходовые и маневренные качества, тяговые характеристики, комплекс эргономических параметров, работа специального оборудования и многое другое.

В ходе испытаний проверялась выгрузка катера с понтонного автомобиля на воду и загрузка его на автомобиль, выполнение катером различных действий на воде, как в одиночном режиме, так и при буксировках катером парома (различными способами и с различной нагрузкой, включая танк Т-80У). Испытания проводились днем и в ночное время.

БМК-МТ продемонстрировал отличные скоростные, тяговые и маневренные характеристики, возможность работы со всеми типами понтонных парков инженерных войск, а также простоту и удобство эксплуатации.

В целом испытания продемонстрировали правильность выбора основных конструктивных решений по общей компоновке, форме корпуса и типу механической установки. Одновременно были определены пути дальнейшего совершенствования конструкции катера.

— Насколько известно, на судостроительном производстве «КАМПО» строятся не только буксирно-моторные катера, но и морские поисково-спасательные суда. Какие новинки предлагаются ВМФ?

— Предприятием ведется строительство многофункциональных модульных катеров поисково-спасательного обеспечения (ПСО) для ВМФ.  В прошлом году нами завершено выполнение государственного контракта на поставку флоту двенадцати таких катеров по проекту 23370 водоизмещением 120 т. В текущем году мы приступили к исполнению нового трехлетнего контракта на поставку в период с 2016 по 2018 годы многофункциональных модульных катеров ПСО нового проекта – 23370М водоизмещением 140 т, являющихся развитием проекта 23370.

Кроме того, АО «КАМПО» освоило строительство плавучих сооружений на базе модульных понтонных систем собственной разработки. В течение 2014 и 2015 годов нашим предприятием было поставлено для ВМФ пять модульных плавучих причалов (длиной около 48 м) и столько же модульных плавучих рабочих площадок.

Команда «КАМПО» и катер БМК-МТ проекта 02630 на соревнованиях «Открытая вода» на Оке в районе Мурома.

Как многофункциональные модульные катера проекта 23370, так и модульные плавпричалы и рабочие площадки оснащены комплексом специализированного оборудования в составе съемных функциональных контейнерных модулей различного назначения, устанавливаемых на палубу плавсредств при помощи стандартных креплений. Контейнерные модули нашего производства выполнены в габаритах стандартных 10- и 20-футовых морских контейнеров.

Как видим, перечисленные плавсредства являются достаточно крупными сооружениями. Поэтому доставка их к месту назначения с «сухопутного» предприятия, каким является АО «КАМПО», осуществляется автотранспортом в разобранном на отдельные модули виде. Отсюда и неоднократно прозвучавший термин «модульность».

Буксирно-моторный катер проекта 02630 является первым «немодульным» изделием нашего судостроительного производства и открывает собой новое, перспективное направление деятельности АО «КАМПО» в области строительства малых катеров специального назначения.

АО «КАМПО»

142602, Московская обл.,

г. Орехово-Зуево, ул. Гагарина, 1

Тел.: +7 (496) 416-1858, (496) 412-7036

kampo@kampo.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS