Прошедший огонь, воду и медные трубы. ЗРК «Тор» – испытанный боец.
Наши ЗРК полностью соответствуют современным требованиям, предъявляемым к зенитным ракетным комплексам ПВО

На протяжении многих лет сообщения об испытаниях ЗРК «Тор» производства Ижевского электромеханического завода «Купол» сопровождаются одной и той же короткой фразой: «Испытания прошли успешно». Что скрывается за той видимой легкостью, с которой «Торы» решают поставленные перед ними задачи, какой путь проходят машины до своего заслуженного успеха на ответственных испытаниях, какую роль сами испытания играют в «жизни» «купольской» спецтехники. Об этом мы беседуем с заместителем генерального директора по техническому развитию ИЭМЗ «Купол» Виктором ВИСНЕРОМ.

Интервью

Андрей СОЛДАТКИН

— Виктор Викторович, каким испытаниям подвергается ЗРК «Тор»? Чем они отличаются?

— Испытания сопровождают весь «жизненный путь» изделия – по сути, от формирования концепции и до снятия с вооружения. Задолго до появления опытного образца проходят испытания отдельные узлы будущей машины. Это могут быть стендовые испытания, испытания макетных образцов, в ходе которых проверяется успешность того или иного конструкторского решения.

Задачу испытаний определяет конструктор, по их итогам он может понять – получил он нужный результат или нет. При испытаниях макетного образца проверяется достижение результата как изделием в целом, так и какой либо его составной части. Достижение заданных результатов при проектировании нового изделия требует проведения сотен различных испытательных мероприятий.

Такие испытания проводятся на стендах. В ходе подобных испытаний вырабатывается, как правило, окончательное конструкторское решение. А опытный образец соединяет в себе уже весь комплекс отработанных новинок. Он проходит предварительные комплексные испытания, сопровождающиеся необходимыми доработками.

Далее, наконец, наступает очередь государственных – приемочных испытаний, проходит приемка государством новой техники. Государственные испытания удостоверяют достижение тех результатов, которые были определены техническим заданием.

После принятия техники на вооружение начинается подготовка к серийному производству. На предприятии внедряются новые или совершенствуются существующие технологии производственных процессов, изготавливается и испытывается технологическая оснастка, готовятся рабочие места, идет подготовка или переподготовка кадров. Чтобы проверить качество проведения всех этих работ один их первых изготовленных серийных образцов подвергается квалификационным испытаниям. По сути, это проверка уже не столько самого изделия, сколько готовности предприятия-производителя к выпуску нового изделия. Но и эти испытания, как и само серийное производство, также могут дать конструктору необходимую информацию для дальнейшего совершенствования изделия.

— Где происходят эти испытания?

— Стендовые испытания, испытания макетных образцов – непосредственно на предприятии. Более того – у завода есть собственная испытательная площадка, где проводились и проводятся так называемые «облеты» техники – работа по мишеням без боевой стрельбы. В качестве мишеней используется беспилотные летательные аппараты.

Полномасштабные ходовые и стрельбовые испытания обычно проводятся на полигоне «Капустин Яр» – это целый комплекс уникальных испытательных площадок, позволяющий испытывать технику в самых разных условиях. Но у нас также прошло довольно много испытаний и на других полигонах, включая полигоны иностранных заказчиков.

— Уже поставленная в войска техника, участвует, естественно и в учебных маневрах, которые тоже по сути, а иногда и по названию, являются испытаниями. Участвуют ли представители завода в маневрах тех частей, на вооружении которых находится «купольская» техника?

— Да, конечно, мы стараемся принимать участие во всех учениях. Осуществляется очень тесное взаимодействие с войсками, наши специалисты регулярно выезжают в части. Не только для того, чтобы оказывать консультационную помощь, осуществлять сервисное обслуживание, но и для того, чтобы еще раз посмотреть, как ведет себя наша техника, узнать пожелания и замечания военных, которые мы используем при очередной модернизации техники.

— Испытания «купольской» техники проходят успешно всегда или широкая публика просто не ставится в известность о каких либо сбоях?

Испытания испытаниям рознь. Если говорить об испытаниях абсолютно новых узлов (проводимых на стендах, на макетных образцах), проверке отдельных конструкторских решений, то здесь возможность невыхода на заданный уровень, конечно, существует. Все действительно новое рождается в муках, путем проб и ошибок. Если вы собрали новое изделие и оно у вас сразу, без предварительных испытаний, работает как часы – значит это не новое изделие. Чем выше уровень новизны, чем выше заданная планка, тем выше риск сбоя. Это нормально. Это, можно так сказать, – скалькулированный риск.

Иное дело – испытания опытных или установочных образцов. Они должны проходить штатно, ведь все конструкторские решения, которые заложены в них, уже проверены. И государственные и квалификационные испытания наши изделия проходят успешно.

— Вы упомянули армии иностранных государств. Отличаются ли испытания ЗРК, поставляемых инозаказчикам, по сравнению с испытаниями для Российской Армии? Может быть, программа испытаний выбирается сложнее или, наоборот, проще?

— Испытания продукции для инозаказчиков ничем по жесткости и уровню требований не отличается от тех, которым подвергается техника, поставляемая Российской Армии. Зарубежные заказчики, естественно, не заинтересованы в упрощении программы испытаний. С другой стороны – мы сами дорожим своей репутацией, репутацией техники, производимой «Куполом», поэтому ставим перед нашими ЗРК такие задачи, которые позволили бы эту репутацию подтвердить. Эти задачи мы стремимся максимально приблизить к условиям современного боя.

— Как достигается приближенность условий испытания к боевым? Как создается мишенная обстановка для испытания ЗРК? Как менялись характеристики мишеней в текущем веке? Как реагируют «Торы» на «новые» мишени?

— Характеристики мишеней меняются постоянно. Это продиктовано изменениями самих средств воздушного нападения. В последнее время особенно актуальны вопросы защиты от средств воздушного нападения, имеющих малую эффективную поверхность рассеяния, пониженное инфракрасное излучение.

Современные мишени в максимально возможной степени повторяют характеристики современных самолетов, ракет «воздух-поверхность» и «поверхность-поверхность», других возможных средств нападения – меняются обводы и габариты мишеней, снижается их ЭПР, изменяются маневренные характеристики. Появляются новые типы мишеней, например, используются БПЛА. Наши ЗРК успешно работают по всем целям с величиной ЭПР 0,1 м2 и выше.

— А что известно расчетам боевых машин о предстоящих испытаниях – характер целей, время и сектор их появления, скорость и направление движения?

— По-разному бывает – это зависит от характера поставленных задач. Если стоит задача проверки какого-то отдельного параметра, мишенная обстановка может быть известной расчетам. В других случаях может быть и так, что расчетам ничего не известно о характере «воздушной угрозы», которую им предстоит отразить.

— Насколько велик объем испытаний, через которые прошел ЗРК «Тор»? Как они отражаются на работах по дальнейшему совершенствованию изделия?

Если не вдаваться в подробности, достаточно привести всего одну цифру: за время своего существования ЗРК «Тор» провели свыше 200 стрельбовых испытаний. Мы получили огромный пласт информации, который во многом определил дальнейший путь совершенствования изделия. Важно понимать, что успешные испытания – это вовсе не повод «почивать на лаврах». Наоборот – это мощный импульс для дальнейшей работы.

Поведение техники в ходе испытаний способствует выявлению скрытых резервов комплекса, позволяет увидеть, в каком направлении возможно его дальнейшее совершенствование. Мы накапливаем, пополняем информацию, анализируем ее. На основе этого анализа принимаются конструкторские решения, разрабатываются конкретные меры по совершенствованию наших изделий. Составляется план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации изделия, замене элементной базы, совершенствованию схемы технических решений и т.д.

Посылом для проведения этих работ, являются, в том числе, и результаты испытаний и опыт эксплуатации. Сегодня в плане НИР и ОКР у нас – 22 перспективных технических решений. Как ранее проведенные, так и ныне ведущиеся работы по совершенствованию комплекса «Тор» позволяют Ижевскому электромеханическому заводу «Купол» заслуженно гордиться своей продукцией, быть уверенным в том, что наши ЗРК полностью соответствуют современным требованиям, предъявляемым к зенитным ракетным комплексам ПВО.

 


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS