|
Боевой модуль с дистанционным управлением на объекте. |
Данной статьей АО «НПО «Электромашина» открывает цикл публикаций о развитии военной техники, ее технического оснащения, роботизации систем управления и, конечно же, о своих новых перспективных разработках и имеющихся достижениях, связанных с этими процессами в оснащении вооруженных сил нашей страны. |
Выполненные нашим предприятием в течение 2014-2016 гг. ОКР позволили нам укрепить лидирующие позиции, в следующих направлениях:
• выносной боевой модуль с дистанционным управлением (БМДУ);
• системы защиты от высокоточного оружия (ВТО);
• унифицированные системы автоматического пожаротушения;
• системы энергообеспечения объектов, дизельные энергоагрегаты;
• системы кондиционирования и отопления;
• информационно-управляющие шасси гусеничной и колесной техники;
• системы роботизации, включая автоматы переключения передач, электромеханические трансмиссии и другие исполнительные механизмы.
Игорь Юрьевич АФАНАСЬЕВ – генеральный директор АО «НПО «Электромашина» |
Уровень мирового развития микроэлектроники и приводных систем на ее основе привели к качественному изменению принципов построения новейшей военной техники. Дистанционно управляемые высокоинтеллектуальные приводы управления различными механизмами уменьшились до габаритов аналогичных систем ручного управления, взяв на себя управление двигателем, трансмиссией, основным, вспомогательным вооружением, а также всеми сопутствующими системами.
Уже сейчас можно говорить об исключении ручного управления боевой машиной в принципе. Как и об исключении необходимости физического присутствия боевого экипажа в ней, что является задачей ближайшего будущего для разработчика БТВТ.
АО «НПО «Электромашина» разрабатывает и производит серию приводов, автоматизирующих боевую машину во всех ключевых системах. Приводы управления коробками передач, двигателем, а также системы их диагностики и управления позволяют оцифровывать и обрабатывать информацию со всех датчиков, осуществляя механические перемещения необходимых органов управления.
В комплексе эти меры позволяют перейти на полностью дистанционное управление, обеспечивающее как безопасность для экипажа, так и эффективность ведения боя без опасности получить ранение или погибнуть.
Одним из ключевых пунктов данной программы, и в частности тенденции по унификации вооружений, является выносной боевой модуль с дистанционным управлением (БМДУ), распространенный ныне на зарубежных бронеавтомобилях задействованных в разведывательных и прочих операциях с высокой степенью опасности. Модуль АО «НПО «Электромашина» стабилизирован в двух плоскостях, и выделяется на фоне российских стабилизированных боевых модулей меньшей высотой, большей скоростью поворота оружия и большим боекомплектом.
Учитывая, что основная задача БМДУ это самозащита бронеавтомобиля от нападения, наиболее частый огневой контакт можно ожидать с малых дистанций и с разных сторон, что объясняет необходимость быстрой переброски оружия между целями, которые находятся на значительных углах друг от друга. Также как и большой боекомплект в условиях, когда его замена на крыше автомобиля в прямом смысле смертельно опасна, является не роскошью, а средством первой необходимости.
Основное вооружение БМДУ – 12.7 мм пулемет «Корд». Телевизионный канал прицела позволяет обнаружить цель типа «БТР» на расстоянии до 5000 метров, а тепловизионный на расстоянии до 2500 м. Лазерный дальномер измеряет расстояния до 10000 метров, предоставляя возможность использовать БМДУ не только для самозащиты, но и для наблюдения и привязки различных объектов к местности на всех дистанциях прямой видимости.
Прогресс технологий в сфере вооружений обуславливает не только роботизацию поля боя, но и интенсивное применение высокоточного оружия, которое в свою очередь требует ответных мер по защите от него и его систем наведения.
Без пассивной системы защиты от ВТО не обходится ни одна современная машина переднего края, тогда как необходимость в защите очевидна и для разведывательных машин и, соответственно для роботов, которые в скором времени смогут решать большинство задач по разведке.
Разработки предприятия «Электромашина» по системам защиты от ВТО учитывают существующие на сегодняшний день потребности по обеспечению защиты и направлены в роботизированное будущее. Один из самых простых случаев, когда система улавливает излучение от дальномера, лазерного целеуказателя или лазерного канала управления противотанковой ракеты, после чего осуществляет постановку мультиспектральной защитной дымовой завесы в направлении излучения. Под прикрытием завесы роботизированная боевая единица имеет возможность сменить месторасположение на более безопасное, в тоже время, получив точное направление на излучение, которое путем геометрических построений можно перевести в координаты излучателя на местности, попутно выполнив одну из своих задач по разведке.
Боевой модуль с дистанционным управлением. |
Кроме защиты, задачи по наблюдению неразрывно связаны с длительным, зачастую многодневным пребыванием на территории противника без возможности своевременной дозаправки топливом. В течение всего этого периода боевой машине необходимо полноценное электропитание для систем вооружения, связи, наблюдения и той же защиты. Электроснабжение с помощью основного двигателя работающего на холостых оборотах демонстрирует ряд существенных недостатков крайне не желательных для разведывательной машины.
Демаскирующие факторы в виде шума, дыма, теплового контраста выхлопа и нагрева отсеков МТО, вкупе со значительным расходом топлива, тратой моторесурса и коксованием выхлопа на холостых оборотах толкают к необходимости хотя бы периодического отключения основного двигателя. Но ток нагрузки от штатного электрооборудования обычно выше, чем возможный ток заряда. Это обстоятельство ведет к необходимости работы основного двигателя в течении более чем 50% времени, и в целом не избавляет от вышеуказанных недостатков работы от основного двигателя. Плюс, в свете повсеместного распространения БПЛА, вопросы тепловой маскировки приобретают слишком важное значение, и в принципе, не решаются при работающем основном двигателе.
Для решения задач стояночного и предпускового электроснабжения на БТВТ и роботизированные шасси на их основе устанавливаются вспомогательные силовые установки (ВСУ), имеющие небольшой габарит, издающие меньший шум при работе, значительно меньшее тепловыделение и расход топлива, а также значительно больший ресурс.
Системы энергопитания БТВТ, дизель-генераторные установки электропитания производства «Электромашина» обладают выше обозначенными возможностями. С их помощью роботизированная бронемашина становится по некоторым аспектам даже более автономной, чем обитаемая.
Система постановки завес. |
Робот в условиях зимы может промерзать почти насквозь, исчезая с экрана тепловизора и не подавая признаков жизни. Тем не менее, он будет выполнять свои функции, в отличие от обитаемого шасси с экипажем, который физически не может иметь температуру окружающей среды, а в зимней одежде не может работать сутками и без движения.
Дополнительно к электроснабжению ВСУ оснащаются функциями кондиционера, предварительного подогрева основного дизеля, поддержания напряжения на аккумуляторах и поддержания давления в пневматической системе.
Кроме малозаметной стоянки, на современном уровне развития БТВТ вполне достижимо малозаметное движение на электротяге при выключенном основном ДВС.
Установка электротрансмиссии с комплектом батарей на разведывательную роботизированную машину, предоставляет возможность передвигаться бесшумно и при полном отсутствии теплового контраста обусловленного работой ДВС. Расстояние, которое машина может преодолеть на аккумуляторах, ограничивается в основном их стоимостью и количеством, тогда как зарядка может осуществляться от основного ДВС шасси, за время, варьирующееся от 10 минут до 1 часа.
Все вышеописанные системы разрабатываются и выпускаются на АО НПО «Электромашина», что уже сейчас предоставляет возможность роботизации большинства существующих и перспективных российских БТВТ. Основные виды систем будут представлены на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016».
Россия, 454119, г. Челябинск
ул. Машиностроителей, 2
Тел.: 8 (351) 253-7730
8 (351) 255-2078
Факс:8 (351) 253-7842