«Электромашина» на пути роботизации БТВТ
Уже сейчас можно говорить об исключении ручного управления боевой машиной в принципе

Боевой модуль с дистанционным управлением на объекте.

Данной статьей АО «НПО «Электромашина» открывает цикл публикаций о развитии военной техники, ее технического оснащения, роботизации систем управления и, конечно же, о своих новых перспективных разработках и имеющихся достижениях, связанных с этими процессами в оснащении вооруженных сил нашей страны.

Выполненные нашим предприятием в течение 2014-2016 гг. ОКР позволили нам укрепить лидирующие позиции, в следующих направлениях:

• выносной боевой модуль с дистанционным управлением (БМДУ);

• системы защиты от высокоточного оружия (ВТО);

• унифицированные системы автоматического пожаротушения;

• системы энергообеспечения объектов, дизельные энергоагрегаты;

• системы кондиционирования и отопления;

• информационно-управляющие шасси гусеничной и колесной техники;

• системы роботизации, включая автоматы переключения передач, электромеханические трансмиссии и другие исполнительные механизмы.

Игорь Юрьевич АФАНАСЬЕВ – генеральный директор АО «НПО «Электромашина»

Уровень мирового развития микроэлектроники и приводных систем на ее основе привели к качественному изменению принципов построения новейшей военной техники. Дистанционно управляемые высокоинтеллектуальные приводы управления различными механизмами уменьшились до габаритов аналогичных систем ручного управления, взяв на себя управление двигателем, трансмиссией, основным, вспомогательным вооружением, а также всеми сопутствующими системами.

Уже сейчас можно говорить об исключении ручного управления боевой машиной в принципе. Как и об исключении необходимости физического присутствия боевого экипажа в ней, что является задачей ближайшего будущего для разработчика БТВТ.

АО «НПО «Электромашина» разрабатывает и производит серию приводов, автоматизирующих боевую машину  во всех ключевых системах. Приводы управления коробками передач, двигателем, а также системы их диагностики и управления позволяют оцифровывать и обрабатывать информацию со всех датчиков, осуществляя механические перемещения необходимых органов управления.

В комплексе эти меры позволяют перейти на полностью дистанционное  управление, обеспечивающее как безопасность для экипажа, так и эффективность ведения боя без опасности получить ранение или погибнуть.

Одним из ключевых пунктов данной программы, и в частности тенденции по унификации вооружений, является выносной боевой модуль с дистанционным управлением (БМДУ), распространенный ныне на зарубежных бронеавтомобилях задействованных в разведывательных и прочих операциях с высокой степенью опасности. Модуль АО «НПО «Электромашина» стабилизирован в двух плоскостях, и выделяется на фоне российских стабилизированных боевых модулей меньшей высотой, большей скоростью поворота оружия и большим боекомплектом.

Учитывая, что основная задача БМДУ это самозащита бронеавтомобиля от нападения, наиболее частый огневой контакт можно ожидать с малых дистанций и с разных сторон, что объясняет необходимость быстрой переброски оружия между целями, которые находятся на значительных углах друг от друга. Также как и большой боекомплект в условиях, когда его замена на крыше автомобиля в прямом смысле смертельно опасна, является не роскошью, а средством первой необходимости.

Основное вооружение  БМДУ – 12.7 мм пулемет «Корд». Телевизионный канал прицела позволяет обнаружить цель типа «БТР» на расстоянии до 5000 метров, а тепловизионный на расстоянии до 2500 м. Лазерный дальномер измеряет расстояния до 10000 метров, предоставляя возможность  использовать БМДУ не только для самозащиты, но и для наблюдения и привязки различных объектов к местности на всех дистанциях прямой видимости.

Прогресс технологий в сфере вооружений обуславливает не только роботизацию поля боя, но и интенсивное применение высокоточного оружия, которое в свою очередь требует ответных мер по защите от него и его систем наведения.

Без пассивной системы защиты от ВТО не обходится ни одна современная машина переднего края, тогда как необходимость в защите очевидна и для разведывательных машин и, соответственно для роботов, которые в скором времени смогут решать большинство задач по разведке.

Разработки предприятия «Электромашина» по системам защиты от ВТО учитывают существующие на сегодняшний день потребности по обеспечению защиты и направлены в роботизированное будущее. Один из самых простых случаев, когда система улавливает излучение от дальномера, лазерного целеуказателя  или лазерного канала управления противотанковой ракеты, после чего осуществляет постановку мультиспектральной защитной дымовой завесы в направлении излучения. Под прикрытием завесы роботизированная боевая единица имеет возможность сменить месторасположение на более безопасное, в тоже время, получив точное направление на излучение, которое путем геометрических построений можно перевести в координаты излучателя на местности, попутно выполнив одну из своих задач по разведке.

Боевой модуль с дистанционным управлением.

Кроме защиты, задачи по наблюдению неразрывно связаны с длительным, зачастую многодневным пребыванием на территории противника без возможности своевременной дозаправки топливом. В течение всего этого периода боевой машине необходимо полноценное электропитание для систем вооружения, связи, наблюдения и той же защиты. Электроснабжение с помощью основного двигателя работающего на холостых оборотах демонстрирует ряд существенных недостатков крайне не желательных для разведывательной машины.

Демаскирующие факторы в виде шума, дыма, теплового контраста выхлопа и нагрева отсеков МТО, вкупе со значительным расходом топлива, тратой моторесурса и коксованием выхлопа на холостых оборотах толкают к необходимости хотя бы периодического отключения основного двигателя. Но ток нагрузки от штатного электрооборудования обычно выше, чем возможный ток заряда. Это обстоятельство ведет к необходимости работы основного двигателя в течении более чем 50% времени, и в целом не избавляет от вышеуказанных недостатков работы от основного двигателя. Плюс, в свете повсеместного распространения БПЛА, вопросы тепловой маскировки приобретают слишком важное значение, и в принципе, не решаются при работающем основном двигателе.

Для решения задач стояночного и предпускового электроснабжения на БТВТ и роботизированные шасси на их основе устанавливаются вспомогательные силовые установки (ВСУ), имеющие небольшой габарит, издающие меньший шум при работе, значительно меньшее тепловыделение и расход топлива, а также значительно больший ресурс.

Системы энергопитания БТВТ, дизель-генераторные установки электропитания производства «Электромашина» обладают выше обозначенными возможностями. С их помощью роботизированная бронемашина становится по некоторым аспектам даже более автономной, чем обитаемая.

Система постановки завес.

Робот в условиях зимы может промерзать почти насквозь, исчезая с экрана тепловизора и не подавая признаков жизни. Тем не менее, он будет выполнять свои функции, в отличие от обитаемого шасси с экипажем, который физически не может иметь температуру окружающей среды, а в зимней одежде не может работать сутками и без движения.

Дополнительно к электроснабжению ВСУ оснащаются функциями кондиционера, предварительного подогрева основного дизеля, поддержания напряжения на  аккумуляторах и поддержания давления в пневматической системе.

Кроме малозаметной стоянки, на современном уровне развития БТВТ вполне достижимо малозаметное движение на электротяге  при выключенном основном ДВС.

Установка  электротрансмиссии с комплектом батарей на разведывательную роботизированную машину, предоставляет возможность передвигаться бесшумно и при полном отсутствии теплового контраста обусловленного работой ДВС. Расстояние, которое машина может  преодолеть на аккумуляторах, ограничивается в основном их стоимостью и количеством, тогда как зарядка может осуществляться от основного ДВС шасси, за время, варьирующееся  от 10 минут до 1 часа.

Все вышеописанные системы разрабатываются и выпускаются на АО НПО «Электромашина», что уже сейчас предоставляет возможность роботизации большинства существующих и перспективных российских БТВТ. Основные виды систем будут представлены на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016».

Россия, 454119, г. Челябинск

ул. Машиностроителей, 2

Тел.: 8 (351) 253-7730

8 (351) 255-2078

Факс:8 (351) 253-7842

www.npoelm.ru

marketing@npoelm.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS