Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики. Конструкторское бюро №2
За годы существования КБ-2 разработало большое количество ЯБП для различных видов Вооруженных Сил

Подвижный ракетный комплекс РС-24 «Ярс».

История создания отечественной атомной бомбы началась 9 апреля 1946 г. в городе, называющемся ныне Саров. В этот день Совет министров СССР принял постановление об учреждении при лаборатории №2 Академии наук СССР конструкторского бюро №11 – секретного предприятия по разработке ядерного оружия. Начальником КБ-11 был назначен П.М. Зернов, главным конструктором – Ю.Б. Харитон, руководителем атомного проекта – И.В. Курчатов.

Владимир МОРОЗОВ

Ученым удалось за короткий срок провести необходимые теоретические и экспериментальные исследования, и уже 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне состоялось испытание первой отечественной атомной бомбы РДС-1, которое положило конец атомной монополии США.

Владимир Николаевич МОРОЗОВ – главный конструктор ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» – начальник конструкторского бюро №2. Лауреат Премии Правительства Российской Федерации. Ветеран атомной энергетики и промышленности. Награжден орденом Почета, многими ведомственными знаками отличия.

1 января 1967 г. КБ-11 было переименовано во Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики (ВНИИЭФ). Сегодня это крупнейший в стране многофункциональный научно-исследовательский и проектно-конструкторский комплекс. За 70-летний период деятельности он внес весомый вклад в обеспечение и поддержание высокой эффективности, надежности и безопасности ядерного оружия России.

Именно здесь были созданы первые отечественные образцы ядерных и термоядерных зарядов, а также самый мощный в мире термоядерный заряд, разработаны ядерные боеприпасы для оснащения всех видов Вооруженных Сил, созданы и развиты методы обеспечения надежности и безопасности ядерных зарядов и боеприпасов. 18 февраля 1992 г. институту был присвоен статус федерального ядерного центра.

В 1959 г. вышло постановление Совета министров СССР «О перестройке научного руководства КБ-11». В результате в структуре учреждения были созданы два конструкторских бюро: №1 по разработке ядерных зарядов во главе с Е.А. Негиным и №2 по разработке ядерных боеприпасов во главе с С.Г. Кочарянцем.

Важнейшей задачей КБ-2 стала разработка ядерных боеприпасов (ЯБП) практически для всех видов Вооруженных Сил, а также блока автоматики подрыва ядерного заряда и системы автоматики задействования ЯБП. Иными словами, нужно было спроектировать специальную боевую часть и разработать такую систему автоматики, которая бы учитывала специфические особенности ядерного заряда и боевой части и при этом соответствовала требованиям надежности, безопасности и эффективности. На рубеже 70-х гг. была начата разработка ББ нового поколения, в системах управления которых использовались новые, повышенной точности комплексы командных приборов и бортовые цифровые вычислительные машины (БЦВМ), управляющие работой всех составных частей ракеты, в том числе и автоматикой ЯБП.

Отработка конструкций ЯБП потребовала проведения большого объема экспериментальных исследований в наземных условиях и летных испытаний на полигонах, для чего были созданы уникальные системы и установки. Одна из них – ракетно-катапультирующая установка, позволяющая в процессе наземных испытаний с помощью специально разработанной бортовой радиотелеметрической системы измерить аэродинамические силы и моменты, а также давление, действующее в свободном полете на крупномасштабную или натурную модель. В целом созданная в КБ-2 экспериментальная база дает возможность сымитировать практически весь спектр вероятных воздействий на ЯБП в процессе их эксплуатации и применения, в том числе виброударные нагрузки и климатические воздействия (грозовые разряды, электромагнитные поля), ионизирующие излучения различной природы.

Визит президента РФ В.В. Путина в «РФЯЦ-ВНИИЭФ». 2014 г.

За годы существования КБ-2 разработало большое количество ЯБП для различных видов Вооруженных Сил, которые стали основой ядерного щита страны. Наиболее известные из них – головная часть для первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, боевое оснащение для межконтинентальной баллистической ракеты с разделяющейся головной частью (по западной классификации SS–18-3, САТАНА), а также для современных ракетных комплексов «Тополь-М», «Ярс» и др.

Создание и становление КБ-2 происходило под руководством дважды Героя Социалистического Труда главного конструктора С.Г Кочарянца – основателя КБ. Далее КБ-2 возглавляли главные конструктора Г.Н. Дмитриев и Ю.И. Файков. В настоящее время КБ-2 руководит главный конструктор В.Н. Морозов.

За долгие годы в КБ-2 сложился высокопрофессиональный коллектив. Трудовые заслуги многих работников отмечены государственными наградами: начиная с 1959 г. 112 человек стали лауреатами различных премий, 36 были удостоены почетных званий, 652 награждены орденами и медалями СССР и РФ.

Накопленный за 70 лет научно-технический, технологический и производственный потенциал КБ-2 и всего ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» позволяет сегодня обеспечивать важнейшую национальную задачу России – ядерное сдерживание как на глобальном, так и региональном уровнях любого потенциального противника.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS