Тридцать лет с добрым именем «Тор»
Свою эффективность «Тор» неоднократно доказывал испытаниями на полигоне и показными стрельбами

Во время Парада Победы на Краснои? площади 9 мая 2014 г. широкои? общественности был впервые продемонстрирован ЗРК «Тор-М2У» 2.

Тридцать лет на вооружении, все с тем же добрым именем «Тор» – зенитно-ракетный комплекс в своем дебютном исполнении вышел в серийное производство в 1986 г. Еще в конце 70-х на Ижевском электромеханическом заводе его начали осваивать вслед за предшественником, «Осой». К тому времени ЗРК «Оса» имел уже весьма ограниченные возможности в решении задач по поражению ракет, наводящихся по радиолокационному лучу.

Усовершенствованная «Оса» с легкостью поражала низколетящие объекты, этот ЗРК и сейчас остается на вооружении многих армий, но с ракетами «воздух-земля» ее электронике справляться было уже сложно. Так, появление «Тора» было неизбежно, и началась новая глава в истории противовоздушной обороны – второе поколение ее средств. Решение новых задач теперь требовало автоматизации всего процесса боевой работы комплекса ПВО, более совершенных радиолокационных средств.

Головным разработчиком ЗРК «Тор» был определен НИЭМИ МРП Министерства радиопромышленности СССР. Главным конструктором всего комплекса назначили Вениамина Павловича Ефремова. Боевую машину 9А330 создавал Иосиф Матвеевич Дризе, нынешний главный конструктор ЗРК. В разработке боевых машин, ЗУР и средств технического обеспечения принимали участие и многие другие промышленные предприятия Союза.

Как только ЗРК приняли на вооружение, начались работы по его модернизации. «Тор» получил индекс «M1» и стал тщательно дорабатываться. В работе принимали участие Научно-исследовательский электромеханический институт Министерства радиопромышленности, производственное объединение «Ижевский электромеханический завод», Кировское машиностроительное производственное объединение, Научно-исследовательский институт средств автоматизации Министерства радиопромышленности, МКБ «Факел» и другие организации.

ЗРК «Тор-М1».

Сначала «Тор» получил второй целевой канал, а его ракеты – боевую часть из материала с повышенными поражающими характеристиками. ЗУР стала сопряжена с боевой машиной модульным способом, а боевая машина – с унифицированным батарейным командирским пунктом «Ранжир». Теперь машинами стало возможно управлять в составе батареи, а зоны и вероятность поражения низколетящих целей значительно увеличились.

За годы «Тор» модернизировали несколько раз. Каждое улучшение было связано с развитием средств нападения. Защитник от низколетящих целей и противорадиолокационных средств поражения позже стал решать задачи и по отражению массированных налетов. Затем комплекс сделали четырехканальным, и ЗРК смог поражать сразу 4 цели одновременно. При этом по эффективности поражения целей зарубежных конкурентов у «Тора» нет. Как говорят конструкторы, даже первые модификации ЗРК имели лучшие возможности по уменьшению вероятности промаха при встрече ракеты с целью. Здесь же и экономия боезапаса: «Тор» всегда выпускает в каждую цель по одной ракете, только если поражения не произошло – происходит второй пуск. Другие ЗРК делают залп сразу двумя ракетами по одной цели. Еще «Тор» приобрел некоторые «полезные» черты и особенности конструкции. Так, восемь вертикально расположенных ЗУР в транспортно-пусковом контейнере не только обеспечивают оперативный вертикальный пуск ракет, они еще и защищены от неблагоприятных погодных явлений и поражения осколками бомб.

Сегодня оружие для защиты от атаки с неба проектируется и производится на предприятиях АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей». АО «ИЭМЗ «Купол» производит и ремонтирует зенитные системы и комплексы малой дальности для прикрытия войск от нападения с воздуха.

ЗРК «Тор-М2КМ» в модульном исполнении.

Зенитный ракетный комплекс «Тор» серии «М2» принят на вооружение нашей страны в 2012 г., точнее его модификация «М2У». Это он может обстреливать одновременно четыре цели четырьмя ракетами, то есть решать задачи, которые раньше решали два комплекса «Тор-M1». Этот комплекс отличает высокая автоматизация работы, и расчет боевой машины состоит всего из двух человек, командира и оператора. Еще более высокая эффективность, большее количество сопровождаемых целей и возможность легко интегрироваться в другие системы ПВО и управляться вместе с «Буками» и ЗРК дальнего радиуса действия.

Серию «М2» изготовили и поставили на шасси четырьмя годами ранее, в 2008 г., а в 2009 г. Ижевский электромеханический завод «Купол» представил миру колесный «Тор» в ОАЭ на международной выставке вооружения и военной техники «АЙДЕКС – 2009».

«Тор М2К» – это ЗРК на базе шасси Минского завода колесных тягачей. Такая машина достаточно легкая и может развивать скорость до 90 км/ч. Теперь в зависимости от условий контракта «Тор» устанавливается либо на гусеничное шасси высокой проходимости, либо на колесную базу с автоматической коробкой передач. Колесный «Тор», как правило, востребован в странах с разветвленной сетью автодорог. Такое шасси не разрушает покрытие так, как это сделало бы гусеничное. Кондиционер, бортовой компьютер, система спутниковой связи повысили комфортность пребывания экипажа в боевой машине. В течение нескольких последних лет был разработан и модульный вариант комплекса. По существу создание «Тор-М2КМ» – первый шаг к универсальности ЗРК малой дальности. Такой комплекс способен обеспечить выполнение задач ПВО для тех объектов, которые этого потребуют, даже при условии их удаленности и труднодоступности. Диапазон применения ЗРК очень широк и разнообразен: от крыш небоскребов до крутых скалистых склонов. Его возможно транспортировать по воздуху даже вертолетом грузоподъемностью свыше 15 тонн.

Испытания ЗРК «Тор-М2У» на морском побережье.

Свою эффективность «Тор» неоднократно доказывал испытаниями на полигоне и показными стрельбами и стал одним из самых востребованных средств обороны на рынке вооружений. Например, размещение ЗРС «Тор-M1» на Кипре в момент остановило провокационные полеты турецкой авиации над островом, а Республика Беларусь для защиты своих воздушных рубежей поставила на боевое дежурство ЗРК «Тор-М2К».

Комплексу «Тор» – 30 лет. За эти годы многое произошло в мире. И все это время ЗРК был актуальным. Он и сейчас остается одним из самых эффективных средств обороны. Конструкторы уверяют: возможностей для модернизации еще очень много, потому и в будущем защитник неба с именем бога будет стоять на страже мира в самых разных уголках планеты.

Сегодня предприятие «Купол» и его конструкторы во главе с Иосифом Дризе активно работают с ведущими разработчиками и изготовителями кораблей ВМФ России по возможности модернизации боевых кораблей путем замены устаревших корабельных ЗРК на морскую модификацию «Тора». Прорабатывается вариант модификации и для полярных подразделений ВС России, продолжаются работы, направленные на дальнейшее совершенствование ЗРК и повышение его боевых характеристик.

В августе 2015 г. комплексом была взята еще одна важная «высота» – «Тор» впервые произвел стрельбу в движении. По словам Иосифа Дризе, эта работа еще не завершена. Первые испытания дали положительные результаты. Но для того чтобы расширить зоны применения на ходу, требуется решить еще ряд задач. Планируется справиться с ними в обозримые сроки, после чего начнется внедрение, и действующие комплексы получат новые возможности.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS