Зеленодольский завод имени Горького: от катеров специального назначения до патрульных кораблей
[an error occurred while processing this directive]

МРК «Град Свияжск» и «Углич» проекта 21631.

За последние пять лет объем выпускаемой Зеленодольским заводом имени А.М. Горького продукции вырос в три раза. Значительную роль в данном прогрессе играет гособоронзаказ (ГОЗ). В этом смысле зеленодольское предприятие сегодня – одна из самых плодовитых верфей России. Серии строящихся на заводе кораблей вполне резонно назвать массовыми для нынешних времен. Это катера специального назначения проекта 21980, малые ракетные корабли проекта 21631, а сегодня к ним добавился заказ – во многом новый для России тип корабля проекта 22160.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ФЛОТА

Объем выполняемой сегодня ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») по гособоронзаказу работы впечатляет. Во-первых, в этом году предприятие сдаст транспортный плавучий док проекта 22570 «Свияга» (автор проекта – петербургское АО «ЦМКБ «Алмаз») для Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны России. Этот заказ должен стать этапным и для завода, и для российского судостроения, и для ВМФ. Таких изделий в нашей стране не строили с советских времен.

Транспортный плавучий док проекта 22570 «Свияга».

Во-вторых, строятся очередные четыре катера специального назначения проекта 21980 (разработка нижегородского ОАО «КБ «Вымпел»). Современное оборудование и высокие мореходные характеристики позволяют этим катерам решать широкий спектр задач, свойственный кораблям более высокого класса. Среди прочего, катера оснащаются радиоэлектронным вооружением и средствами обнаружения подводных объектов. С этим проектом завод работает с 2008 г., и сегодня уже семь катеров несут боевое дежурство в составе ВМФ России (отметим, что некоторые из них охраняли олимпийский Сочи). Восьмой и девятый катера заложили в этом году, и это еще не окончание серии. Востребованность проекта объясняют необходимостью усиления защиты военно-морских баз России.

В-третьих, готовятся к отправке заказчику два малых ракетных корабля (МРК) проекта 21631 (разработчик – ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро») – «Зеленый Дол» и «Серпухов». На стапелях еще четыре МРК: «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия», «Грайворон». Напомним, решение о строительстве серии данных кораблей принято в августе 2002 года. 17 мая 2010 г. Зеленодольский завод выиграл тендер и 26 мая подписал с Министерством обороны РФ контракт на строительство пяти кораблей. Как известно на сегодня, всего будет построено двенадцать таких МРК. В настоящее время три из них – головной «Град Свияжск» и серийные «Углич» и «Великий Устюг» несут службу в составе Каспийской флотилии. Отметим, что «Зеленый Дол» и «Серпухов» станут первенцами проекта 21631 на Черном море. Сегодня Черноморский флот – едва ли не самое приоритетное направление с точки зрения оснащения Военно-морского флота России. Там будут служить шесть из двенадцати таких кораблей. Кроме того, официально заявлено, что туда же пойдут 6 патрульных кораблей проекта 22160, которые также строятся на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького. И об этом проекте надо рассказать подробнее.

ВПЕРВЫЕ В РОССИИ

Головной патрульный корабль проекта 22160 (разработчик – петербургское ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро») был заложен на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького 26 февраля 2014 года.

В мирное время задача патрульного корабля проекта 22160 – защита (охрана и оборона) районов морской экономической деятельности и судоходства России, а также представление Российского военно-морского флага в удаленных районах Мирового океана. В военное – обеспечение боевой устойчивости сил и объектов флота в ходе обороны районов базирования, морских коммуникаций и районов морской экономической деятельности в пределах ближней морской зоны.

Катер специального назначения проекта 21980.

Основные характеристики проекта 22160 таковы. Водоизмещение – не более 1700 т, длина – около 90 м, ширина наибольшая – около 15 м, осадка габаритная – около 4 м. Скорость полного хода – не менее 27 узлов, дальность плавания – не менее 6 тыс. миль, автономность – не менее 60 суток. Вооружен патрульный корабль 76,2-мм артиллерийской установкой АК-176МА, 12,7-мм мобильными пулеметами «Корд», переносными зенитно-ракетными комплексами «Игла-С», дистанционным гранатометом типа ДП-65 и ручными гранатометами типа ДП-64. Оценивая состав вооружения, эксперты отмечают своего рода представительский статус патрульного корабля – на первый взгляд, нанести удар или отбиться от серьезного противника он не сможет, зато будет демонстрировать флаг и заменять в мирное время более мощно вооруженных «коллег». Например, сегодня ВМФ вынужден для антипиратских задач использовать свои надводные корабли основных классов, тратя их моторесурс. Появление специализированных и относительно дешевых патрульных кораблей с пониженными боевыми характеристиками позволит ВМФ высвободить боевые корабли для решения их профильных задач. По сути, перед нами усиление роли ВМФ как государственного инструмента, способного помочь в решении политических задач стратегического масштаба. Патрульный корабль это не только эскортные функции и прикрытие более крупных кораблей, но и патрулирование международных вод, обеспечение присутствия, демонстрация флага и военно-морская дипломатия.

Первоначально было заявлено, что до 2020 г. в Зеленодольске построят шесть патрульных кораблей (головной должен быть сдан в четвертом квартале 2016 г.; сейчас на заводе уже строится первый серийный), но сегодня известно, что их будет минимум 12.

Патрульный корабль проекта 22160.

Проект 22160 уже вызвал интерес у потенциальных зарубежных покупателей. Это было заметно на прошедшей недавно в Малайзии 13-й Международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники LIMA 2015.

***

Возникает резонный вопрос: справится ли Зеленодольский завод имени А.М. Горького со всем этим масштабным строительством по ГОЗ? Специалисты уверены, что справится, ведь такое количество заказов не случайно – флот ориентируется на те предприятия, которым доверяет.

ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького»

Россия, 422546, Республика Татарстан,

г. Зеленодольск, ул. Заводская, 5

Тел.: +7 (84371) 5-76-10

Факс: +7 (84371) 5-78-00

info@zdship.ru

www.zdship.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS