|
Административное здание ОАО «НИИ мортеплотехники». |
В связи с необходимостью разработки для ВМФ СССР новых дальноходных тепловых торпед и их энергосиловых установок в городе Ломоносове в 1948 г. был организован Научно-исследовательский институт морской теплотехники, который до 1991 г. являлся филиалом ЦНИИ «Гидроприбор» в составе НПО «Уран» Минсудпрома СССР. Институт не только успешно справился с поставленной задачей, но и в значительной степени расширил круг исследований, сформировался как специализированный научно-исследовательский и конструкторский центр, обладающий уникальным опытом, обширными базами данных и специализированным оборудованием. Высококвалифицированные специалисты института выполняли весь комплекс работ по созданию тепловых торпед и их пропульсивных комплексов – от научных исследований до сдачи образцов заказчику. |
На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта, с участием ведущих оборонных предприятий, институтов науки, промышленности и ВМФ, в кратчайшие сроки уже в 1957-1965 гг. было создано и передано флоту семейство противокорабельных торпед 53-57, 53-61 и 53-65 с рекордными по тому времени показателями по скорости и дальности хода.
Владимир Владимирович РУСАКОВ – генеральный директор ОАО «НИИ мортеплотехники» |
В 1970-1980 гг., в связи с появлением высокоскоростных глубоководных атомных подводных лодок, усилия специалистов института были направлены на создание нового поколения энергосиловых установок (ЭСУ), которые позволили бы, сохранив высокими скорость и дальность хода тепловых торпед, увеличить глубину их применения. Задача решалась путем проведения широких исследований по выбору и освоению перспективных жидких, твердых и пастообразных топлив, в том числе гидрореагирующих, использующих в качестве окислителя забортную морскую воду, а также путем создания и экспериментальных проверок глубоководных ЭСУ различных термодинамических циклов и разработки двигателей для них. Созданная в эти годы турбинная на твердом топливе ЭСУ полностью замкнутого по рабочему телу цикла для универсальной торпеды с большими глубинами хода не имеет аналогов в мировой практике, а схемно-конструктивные решения мощной турбинной ЭСУ на однокомпонентном топливе уникальны для подобного класса установок.
В 2008 г. при создании Концерна «Морское подводное оружие» ОАО «НИИ мортеплотехники» вошло в эту интегрированную структуру, а с 2015 г. в исполнение Указа президента Российской Федерации №167 от 31.03.2015г. включено в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
Выполненные в последнее время исследования и опытно-конструкторские работы по ЭСУ с поршневыми двигателями внешнего сгорания с привлечением специализированных предприятий-соисполнителей в области гидродинамики, движителей, систем управления, самонаведения и телеуправления позволили создать базовую модель универсальной глубоководной самонаводящейся телеуправляемой торпеды, не уступающей по своим тактико-техническим характеристикам лучшим образцам торпедного оружия в мире. Торпеда предназначается для вооружения строящихся российских дизельных и атомных подводных лодок IV поколения и нового поколения российских надводных кораблей. Ее экспортный вариант – «Универсальная торпеда – УГСТ» пользуется заслуженным интересом на мировом рынке.
УГСТ предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Торпеда УГСТ может выстреливаться из торпедных аппаратов калибра 533 мм (21”), размещаемых на ПЛ и НК. Базовая модификация торпеды длиной 7,2 м может быть включена в состав боекомплекта носителей с торпедными аппаратами российского стандарта. Совместимость бортовых систем торпеды с системами носителя производится путем программной настройки системного блока в процессе привязки к данному проекту корабля. Для размещения на некоторых модернизируемых носителях существуют решения с поставкой специального переходного пульта предстартовой подготовки для введения данных в торпеду перед стрельбой.
Практическая торпеда, используемая для обучения личного состава и подготовки флота, переоборудуется из боевой путем замены БЗО на практический отсек. Для обеспечения положительной плавучести практической торпеды может производиться неполная заправка топливного резервуара.
Торпеда УГСТ. |
Отличительной особенностью торпеды УГСТ является ее модульная конструкция, в связи с чем можно с полным правом говорить о целом семействе торпед УГСТ, обладающим многоуровневым потенциалом модифицируемости (от перепрограммирования аппаратуры базовой модели торпеды до замены в ней двигателя или резервуарного отделения), в результате чего появляется возможность оперативного комплексирования торпеды под требования, учитывающие конкретные особенности применения.
В институте создан поршневой двигатель для малогабаритной тепловой торпеды калибра 324 мм. По своим мощностным и глубоководным характеристикам двигатель соответствует мировым аналогам.
В рамках конверсионных работ созданы малогабаритные автоматизированные котельные установки (АМКУ) мощностью 0,8 и 3,0 МВт, которые, благодаря своим высоким удельным характеристикам, имеют хорошие перспективы на российском рынке котельного оборудования. Первые образцы АМКУ успешно используются для производства промышленного пара, горячей воды и отопления зданий в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и других городах.
В настоящее время институт выполняет ряд ОКР по созданию перспективных образцов морского оружия по договорам с генеральным заказчиком и головными исполнителями. Проводится техническое перевооружение и развитие опытного производства, с 2013 г. ОАО «НИИ мортеплотехники» принимает участие в составе интегрированной структуры ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» в серийном производстве изделия 2534.
ОАО «НИИ мортеплотехники»
198412, Санкт-Петербург,
г. Ломоносов, ул. Черникова, 44
Тел.: +7 (812) 363-8000
Факс.: +7 (812) 363-8001