«России необходима фундаментальная национальная идеология торпедного оружия»
Принято решение созвать в 2015 году первый не только в российской, но и в советской истории форум по вопросам торпедостроения

Представитель петербургской школы военного кораблестроения, генеральный конструктор САПР ОКБ «Дагдизель» Шамиль АЛИЕВ первым в России обратил внимание руководства страны на проблемные вопросы торпедостроения. Об этом он рассказал в интервью журналу «Национальная оборона».

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Шамиль Гимбатович, экономический кризис коснулся всех областей нашей жизни, затронул он и оборонную промышленность. Какова ситуация на «Дагдизеле»? Выживаете или развиваетесь?

— В России кризис и выход из кризиса формируются одновременно, и почти на одной платформе. Любая другая страна после кризиса годами не может прийти в себя. Россия – нет. То же самое мы наблюдаем и в торпедостроении. К нам на предприятие приехала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в момент, когда многие, образно говоря, готовились к «отпеванию» торпедостроения. А ее визит оказал такое влияние, что я сейчас провожу периодизацию: торпедостроение в России до визита Матвиенко и после.

Валентина Ивановна устроила заводу полный разгром – и все по делу. Слово после ее выступления было предоставлено и мне. Я рассказал, что происходит в торпедостроении в мире и в России, и высказал мнение, что надо делать. Сформулировал это так: России необходима фундаментальная национальная идеология торпедного оружия, как бы новая страница в торпедостроении.

Валентина Ивановна полностью меня поддержала, и в тот же день мы вылетели в Москву, чтобы на следующий день на расширенном заседании Совета Федерации с участием представителей правительства, в частности, Министерства обороны, РАН сделать более расширенное сообщение. Мое сообщение было поддержано. В личной беседе с Дмитрием Рогозиным эта идея, также, можно сказать, окрепла. В дальнейшем вопросы торпедостроения обсуждались на различных уровнях, в том числе в ходе конференции под председательством командующего ВМФ адмирала Виктора Чиркова, проведенной в Санкт-Петербурге Генеральным штабом.

— А у вас уже была «домашняя заготовка» к приезду высокого гостя или идея родилась спонтанно?

— Идея вынашивалась давно, еще с советских времен, и трижды я отстаивал ключевые моменты, связанные с торпедостроением на «Дагдизеле». В первый раз это было связано с нежеланием на всех уровнях обратить внимание на исследования по тепловой энергетике торпед. Головной институт в Ленинграде понимал это, а вот почти на всех чиновничьих уровнях не хотели даже слушать. Причина простая: объемы и планы завода, республики и отрасли были искусственно завышенными за счет стоимости серебра в торпедах. При переходе к тепловой энергетике планы проваливались. Я обратился в Политбюро ЦК КПСС через ленинградский обком партии, дело сдвинулось с места. Но синяков хватило надолго. Второй кризис был, когда наш «Дагдизель» в начале 1990-х годов хотели перевести на производство оборудования по обработке шерсти, и тоже пришлось нелегко. Но решить вопрос удалось. Третий кризис совпал с приездом Валентины Матвиенко на наш завод. После этого ситуация стала в корне меняться, однако, и здесь есть большая опасность – как бы на этой волне чиновники не гнули другую линию.

Сейчас я вижу перед торпедостроением три главные задачи.

Во-первых, головной институт отрасли – «Гидроприбор», должен получить возможность иметь мощный вычислительный центр, экспериментальные полигоны и средства для постоянного проведения НИР и ОКР.

Во-вторых, необходимо переоснастить «Дагдизель» для принципиального нового производства торпед. Программа технического перевооружения нами полностью подготовлена в расчете на производство торпед УСЭТ-80 и даже опубликована.

В-третьих, сохранившийся еще с советских времен недостаточно обоснованный наукой взгляд на проверку, испытания, выборку торпед  необходимо в корне поменять. Я эту проблему обсуждал с руководством Министерства обороны, и там разделяют мое мнение.

Сегодня принято решение созвать в 2015 году первый не только в российской, но и в советской истории форум по вопросам торпедостроения. Как научный руководитель этого форума я надеюсь на его успешную организацию и проведение.

— Вы часто говорите о необходимости иметь аналитический центр для генеральных конструкторов. Каким, на ваш взгляд, должен быть первый шаг?

— Эффективная идеология любого оружия зависит от мощных интеллектуальных систем автоматического проектирования (САПР). Мы вместе с Концерном «Морское подводное оружие «Гидроприбор» одними из первых в стране осознали это и продвинули идеологию САПР на высший научный уровень. Фундаментальный взгляд по аналитическому проектированию удалось отстоять, и мы вошли в энциклопедию РАН по тематике «Корабли и суда», а также в российскую морскую энциклопедию. И как результат на нашем заводе «Дагдизель» появилась первая должность генерального конструктора САПР. На этой должности я стал руководителем первого российского проекта по созданию малой энциклопедии торпедного оружия. Этот проект не имеет аналогов в мире, но, к сожалению, идею САПР пока понимают недостаточно.

— Какое, на ваш взгляд, самое главное решение в области вооружения в России  за последнее время?

— Безусловно, это выведение Военно-промышленной комиссии на самый высокий уровень. Возглавляет ВПК Верховный главнокомандующий, президент России Владимир Владимирович Путин. Важным является и то, что сегодня на этом уровне стали прислушиваться к мнению теоретиков оружия вообще и торпедного в частности, появилась возможность попасть на обсуждение и принятие решения на научный совет к Верховному главнокомандующему.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS