|
Танк Т-90СМ – одна из новейших разработок НПК «Уралвагонзавод». |
На вопросы журнала «Национальная оборона» отвечает Владимир КАБАНОВ – генеральный директор института ОАО «Трансмашпроект», специализирующегося на комплексном проектировании высокотехнологичных производственных комплексов для промышленных предприятий, объектов ОПК, научно-исследовательских центров. |
— Владимир Иванович, расскажите об истории и сегодняшнем дне вашего предприятия.
— ОАО «Трансмашпроект» организовано в 1933 году как головной, общесоюзный институт по проектированию предприятий тяжелого машиностроения, в частности, танкостроения и производства артиллерийских систем.
«Трансмашпроект» проектировал производственные площадки таких гигантов отечественной промышленности, как ОАО «НПК «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского», завода №9, ОАО «Уралтрансмаш», ЦКБ «Титан», ПО «Баррикады» и многие другие.
Владимир Иванович Кабанов родился в 1959 г. Закончил Куйбышевский ордена Знак Почета инженерно-строительный институт им. А.И. Микояна. Работал на объектах атомной энергетики (Калининская АЭС), Министерства общего машиностроения СССР (НИИ химического машиностроения, программа «Энергия-Буран»). Награжден медалями «70 лет ВС СССР», Сергия Радонежского II степени. |
По нашим проектам были созданы научно-технические комплексы производства аппаратуры для космических исследований. В частности, институт проектировал производство специальных цистерн для перевозки жидкого кислорода, одного из окислителей ракетного топлива. В рамках советской «лунной программы» «Трансмашпроект» выполнил проект строительства лабораторно-производственного корпуса «Шар» и специального испытательного полигона – «лунодрома».
То есть мы всегда занимались проектированием основных фондов для предприятий, работающих в интересах армии, флота и космических программ.
В переходный период мы переориентировались на разработку банковских и архивных хранилищ. Такие объекты были созданы для Центрального банка РФ, Сбербанка, ВТБ, для Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге.
Наши заказчики – ведущие разработчики и производители оборонной, космической, машиностроительной промышленности. Это НПК «Уралвагонзавод», ЦНИИМ, ЧТЗ «Уралтрак», НПО «Электромашина», СКБ «Турбина», ЦНИИ «Буревестник», ВНИИтрансмаш и другие. Для многих предприятий актуальна реконструкция и техническое перевооружение литейного производства, в структуре института выделен литейный отдел.
— Могли ли бы привести примеры работ, выполняемых ОАО «Трансмашпроект» в последнее время?
— Это реконструкция специального производства НПК «Уралвагонзавод», причем помимо основной площадки в Нижнем Тагиле ведутся аналогичные работы для филиалов УВЗ в Уральском федеральном округе. Это создание стендовой базы для ФГУП «Крыловский государственный научный центр», проектирование инновационных цехов комплекса ООО «Уральские локомотивы» по производству скоростных электропоездов «Ласточка».
— В чем специфика проектирования в интересах ОПК?
— Такое проектирование выполняется в интересах Государства Российского, и его финансирование идет из федеральных целевых программ. Это предполагает особые требования и условия для сводного сметного расчета, при прохождении государственной экспертизы достоверности сметной стоимости. Кроме того, работа в интересах ОПК всегда предполагает наличие информации, составляющей государственную тайну. Далеко не все предприятия нашего профиля могут обеспечить эти условия.
Люди, работающие на оборону страны, имеют определенный склад ума и высокие компетенции. Команда высококвалифицированных специалистов нашего института формировалась десятилетиями, собственно и выжил «Трансмашпроект» благодаря тому, что является комплексным институтом, имеющим в своем составе подразделения, необходимые для разработки всех разделов проектной документации, согласно постановлению правительства России №87. И сейчас у нас сложившийся, сплоченный коллектив с опытом поколений коллег-предшественников и своими традициями.
— То есть, в данном случае можно говорить о школе проектирования?
— Да, команда профессионалов с опытом и традициями – это и есть школа. Средний возраст наших сотрудников – около сорока лет. Нашему предприятию удалось сохранить основной коллектив специалистов, которые участвовали в работе на территории всего Советского Союза. Традиции проектирования, которые восходят к 1933 году – это та высокопрофессиональная школа, которая сейчас особенно привлекает к нам молодежь: «корифеи» проектного дела передают ей свой опыт и наработки, прививают тот подход, который необходим при работе на национальную оборону: взвешенный, аккуратный, уважительный к мнению, к правилам. Основной потенциал института – это, конечно, сотрудники.
Скоростной электропоезд «Ласточка». |
Сейчас государством значительно усиливаются меры по развитию национальной экономики. Ведется переоценка производственных фондов страны, стимулируется внедрение новых технологий, строительство экологически безопасных промышленных объектов. Следствие этого – очевидный рост количества заказов на проектирование инновационных производственных комплексов, поэтому нам есть, что предложить квалифицированным молодым специалистам, которые не только амбициозны, но и трудолюбивы, умеют работать в команде, хотят хорошо зарабатывать и строить достойную карьеру.
Игорь Федорович ВАЛЬКОВ, один из старейших главных инженеров проекта ОАО «Трансмашпроект». В институте – с 1975 г., успешно руководит проектированием и авторским надзором технологически сложных промышленных и гражданских объектов. Игорь Вальков – житель блокадного Ленинграда, Ветеран труда, Почетный строитель РФ, лауреат премии архитектуры Псковской области. Награжден почетным знаком «Балтийская слава», серебряным почетным знаком «Трансмашпроект» за номером «1». |
— Игорь Федорович, какие из реализованных вами проектов были наиболее интересными?
— Если брать времена Советского Союза, то это разработка технологий для проектирования Кировского завода, харьковского Машиностроительного завода им. Малышева. Интересные проекты недавнего времени: Российский государственный исторический архив, Северо-Западная государственная инспекция пробирного надзора Минфина России.
— Над чем вы сейчас работаете?
— У меня сейчас два больших проекта: государственный заказ проектирования третьей очереди фондохранилища Государственного Эрмитажа, по которому «Трансмашпроект» выполняет функции генерального проектировщика. Общая площадь объекта – 80000 кв.м. Автор эскизов – голландский архитектор Рем Колхас, сооснователь бюро «О.М.А.», нашего партнера. Ключевые элементы проекта: 75-метровый технологический переход и кубическое здание библиотеки. По этому объекту мы сейчас готовим материалы для государственной экспертизы. Строительные работы по первому и второму этапам фондохранилища Государственного Эрмитажа уже ведутся.
Во-вторых, проектируем для НПК «Уралвагонзавод» научно-исследовательский комплекс общей площадью 78000 кв.м по разработке военной и гражданской техники. Комплекс объединит три института: ЦНИИМ, ВНИИТрансмаш и ВНИТИ. Правительство Санкт-Петербурга присвоило инвестиционному проекту УВЗ статус стратегического, объект планируется построить в Красногвардейском районе.
Ну и, конечно, думаю о новых проектах: о дальнейшем сотрудничестве с Тихвинским вагоностроительным заводом «Титран», для которого мы уже построили вагонное производство площадью более 280000 кв. м.
Вообще, хотелось бы отметить, что мне повезло в том отношении, что все проекты, в которых я был главным инженером проекта, были воплощены в жизнь.