Система корабельного мониторинга: новые возможности
[an error occurred while processing this directive]

Специализированное конструкторское бюро «Энергия» – филиал ОАО «Завод «Энергия», осуществляет поставку систем корабельного мониторинга (СКМ) для строящихся кораблей, судов специального назначения и судов обеспечения ВМФ.

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Игорь ГОЛУБЕВ

Система корабельного мониторинга представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для контроля обстановки в помещениях, на открытых частях палуб, подводного забортного пространства, обеспечения живучести, контроля безопасности и защиты от возможных террористических актов, направленных против кораблей и судов ВМФ.

СКМ осуществляет контроль за обстановкой  с помощью телевизионных камер (ТВК), имеющих также инфракрасный канал. СКМ использует также данные, получаемые от других источников: охранно-пожарной сигнализации, системы контроля наличия воды в сухих отсеках и т.п., а также выполняет функции контроля состояния закрытий и контроля доступа в помещения корабля.

Функционирование системы в части видеоконтроля основывается на обработке оцифрованного видеоизображения с целью обнаружения различных нештатных ситуаций (появления пламени, дыма, задымления, смещений оборудования и т.п.), т.е. применении ТВ камер с элементами искусственного интеллекта.

В настоящее время возможность по сбору данных от других корабельных систем реализуется, в основном, в функции отображения на мониторах СКМ, на фоне мнемосхемы корпуса корабля с обозначением мест размещения ТВ камер, состояния датчиков системы охранно-пожарной сигнализации (СПС) и системы контроля наличия воды в сухих отсеках.

По своим техническим возможностям СКМ может обеспечивать сбор и обработку данных не только от СПС и систем (датчиков) контроля наличия воды, но и от других корабельных автоматизированных систем.

В случае реализации такой функции поступающие в СКМ данные могут передаваться в реальном масштабе времени на береговые КП по каналам радиосвязи в целях обеспечения контроля состояния корабля как в условиях нормальной эксплуатации, так и при возникновении аварийных ситуаций.

По нашему мнению, это целесообразно в связи с тем, что в состав данных, подлежащих передаче в комплексы внешней корабельной связи, предлагается включать и видеоданные. В целях их сбора затруднительно применение общекорабельной сети обмена данными (ОКСОД). Передача видеоданных через ОКСОД будет нарушать временные характеристики передачи данных, циркулирующих между ее абонентами ввиду большого объема видеоданных.

Возможны разные варианты применения системы СКМ для сбора и обработки данных от корабельных автоматизированных систем с целью их трансляции на береговые КП.

Вариант 1.

СКМ используется на корабле в своем штатном варианте. В состав СКМ включается радиомодем сотового оператора связи, что позволит осуществлять передачу данных, циркулирующих в сети СКМ, на любой удаленный компьютер так же имеющий радиомодем и соответствующее программное обеспечение. Таким компьютером может быть рабочая станция, ноутбук, планшетный компьютер.

В результате оператор удаленного компьютера в радиусе действия сотовых операторов связи может осуществлять полноценный контроль состояния корабля в рамках функций СКМ.

Вариант 2.

В дополнение к первому варианту СКМ сопрягается с корабельными системами внешней связи.

В этом случае доступ к контролю находящегося в море вне зоны действия сотовых операторов связи корабля в рамках функций СКМ могут получать береговые КП, имеющие средства радиосвязи с кораблем, поддерживающие передачу видеоданных и имеющие аппаратные средства (компьютерные терминалы) с программным обеспечением, позволяющим осуществлять удаленный доступ к СКМ.

Вариант 3.

В дополнение к варианту 2 СКМ сопрягается с другими автоматизированными системами корабля. СКМ тем самым может выполнять функцию сбора, обработки и передачи как своих данных, так и данных от других корабельных автоматизированных систем в комплексы внешней корабельной связи.

В этом случае береговой компьютерный терминал, сопряженный с системой связи, может обеспечивать удаленный доступ его оператора к сопряженным с СКМ автоматизированным системам. При этом трансляция видеокадров (данных) сопряженной с СКМ на корабле системы  будет осуществляться по сети СКМ.

В результате на береговом терминале можно контролировать состояние корабля в рамках функций СКМ и проводить телеконференции, решать другие информационные задачи в рамках функций корабельных автоматизированных систем, сопряженных с СКМ.

В 2013-2014 гг. СКБ «Энергия» в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. разработало базовые конструктивно-технологические решения по созданию подсистемы программных средств обработки, подготовки и отправки данных бортового центра научно-исследовательского судна для обмена данных с береговыми центрами.

Разработанные конструктивно-технологические решения обеспечивают, в том числе, реализацию широкого спектра функций управления сбором и отправкой данных, получаемых от судовых систем. Управление сбором и отправкой данных может осуществляться как с рабочего места оператора на судне, так и с рабочего места оператора берегового центра.

В настоящее время в СКБ «Энергия» на базе штатных аппаратных средств СКМ в инициативном порядке разработан макетный образец системы, демонстрирующий вариант дистанционного использования системы корабельного мониторинга с удаленного терминала по средствам радиосвязи.

Техническая реализация передачи на береговые КП данных о состоянии корабля, включая видеоданные, по нашему мнению, не требует каких-либо существенных доработок автоматизированных систем, применяемых на кораблях. При этом в качестве берегового терминала можно использовать широкий диапазон аппаратных средств, начиная от сотового телефона и заканчивая аппаратными средствами береговых КП, принимающих и отображающих данные от систем радиосвязи.

СКБ «Энергия»

филиал ОАО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: + 7(812) 230-6718

skb_energia@mail.ru

Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор СКБ «Энергия»

Игорь Геннадьевич ГОЛУБЕВ – заместитель директора СКБ «Энергия»


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS