ЦИАМ: на переднем крае авиационной науки
Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института

Рис. 1. Детали и модели узлов перспективных двигателей:

а) лопатка рабочего колеса вентилятора из полимерного композиционного материала;

б) ступень С-179-2 (рабочее колесо вентилятора и подпорные ступени);

в) модель биротативного вентилятора с лопатками рабочего колеса из композиционного материала;

г) редуктор (Nр=30000 л.с., iр =2,5-3); 

д) рабочее колесо турбины из биметаллического сплава (конструкция блиск).

Авиадвигателестроение – один из самых инновационных, наукоемких и высокотехнологических секторов промышленности, интегрирующий результаты деятельности различных направлений науки и техники и стимулирующий научно-техническое развитие целого ряда других отраслей.

Владимир БАБКИН

Более чем за 60 лет развития летательных аппаратов с воздушно-реактивными двигателями (ВРД) повышение параметров рабочего процесса и переход к новым схемам двигателей позволил улучшить топливную экономичность самолетов гражданской авиации почти на 50%, в то время как совершенствование аэродинамики самолетов позволило улучшить этот показатель приблизительно на 33%.

В настоящее время в области гражданской авиации наиболее актуальными являются работы по двигателям для силовых установок узкофюзеляжных ближне-среднемагистральных самолетов с числом пассажиров 150-210 человек. Такие работы ведутся как у нас в стране, так и за рубежом.

Владимир Иванович Бабкин  – генеральный директор ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова»

Продолжительность создания двигателя в 1,5-2 раза превышает продолжительность создания нового самолета. И для того, чтобы он «попал» на новый самолет, требуется опережающая отработка прорывных технических решений и технологий. Такой подход соответствует современной методологии создания и модернизации авиадвигателей, направленной на существенное повышение роли научно-технического задела по критическим технологиям, узлам и системам перспективных двигателей и увеличение объемов их опережающей экспериментальной отработки на стадии НИР.

Причем по мере развития двигателей сроки и стоимость их создания возрастают. При этом доля затрат на разработку и освоение критических технологий в настоящее время составляет не менее 60% от общей стоимости работ по созданию перспективного двигателя.

В 2014-2017 гг. ожидается появление перспективных двигателей  для новых и ремоторизованных узкофюзеляжных магистральных самолетов, над проектами которых в настоящее время работают ведущие зарубежные авиадвигателестроительные компании (семейства ТРДД LEAP, PW1000G). По сравнению с двигателями, находящимися в эксплуатации (семейства ТРДД CFM56, V2500), они обеспечат уменьшение затрат топлива приблизительно на 15% и стоимости технического обслуживания на 25-30%, снижение уровня шума приблизительно на 15-20 EPN дБ относительно требований Главы 4 ИКАО и запас по уровню эмиссии NOx не менее 50% относительно норм ИКАО 2008 г. При этом в их конструкции будут использоваться технические решения и технологии, которые с успехом применяются в двигателях пятого поколения для широкофюзеляжных самолетов, а также результаты работ по специализированным программам разработки перспективных технологий.

Разработка ТРДД нового поколения ПД-14 для самолета МС-21 производится с максимально возможным учетом современной методологии создания двигателя. В связи с этим тематические работы института ориентированы прежде всего на отработку критических технологий в обеспечение создания этого двигателя.

За последние годы ЦИАМ вышел на мировой уровень по моделированию рабочего процесса и узлов авиационных двигателей. Разработанные в институте многодисциплинарные математические модели высокого уровня позволяют проектировать узлы перспективных двигателей с учетом нестационарного взаимодействия венцов, генерации шума, срывных явлений, особенностей турбулентных течений, детальной химической кинетики, механики развития трещин, поведения конструкций при сложных условиях нагружения. С их применением разработаны детали и модели узлов двигателей пятого поколения, проведены испытания с верификацией расчетных методов. Эти работы позволили ОКБ приступить к изготовлению натурных узлов, газогенератора и демонстрационного двигателя (рис. 1).

Создание высокоэффективного ТРДД нового поколения, параметры и характеристики которого соответствуют лучшим мировым достижениям, – одна из приоритетных задач российской авиационной промышленности. При его разработке должен быть создан научно-технический задел для обеспечения качественного технологического «прорыва» в российском двигателестроении, который позволит поддержать конкурентоспособность выпускаемой продукции в ближайшие 20-30 лет.

Одновременно институт проводит исследования по формированию облика силовых установок с двигателями 2025-2030 гг. и технологий прорывного характера, которые должны обеспечить достижение амбициозных целей, аналогичных поставленных NASA и ACARE для летательных аппаратов следующего поколения с кардинально улучшенными летно-техническими характеристиками и значительным снижением шума и уменьшения эмиссии вредных веществ, а также по расширению применения летательных аппаратов с воздушно-реактивными двигателями по скорости полета (рис. 2).

Рис. 2. Авиационные двигатели 2015-2030 гг.

Кроме того, институт принимает активное участие в обеспечении надежности и ресурса отечественных двигателей по всему жизненному циклу.

В связи с большой наукоемкостью и вкладом авиадвигателестроения в развитие авиации и других высокотехнологичных отраслей промышленности, его государственная поддержка должна составлять не менее 30-35% от финансирования НИР всей авиационной промышленности.

ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и разработки в области авиадвигателестроения от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»

Россия, 111116, Москва,

ул. Авиамоторная, 2

Тел.: +7 (499) 763-5747

Факс: +7 (499) 763-6110

avim@ciam.ru

www.ciam.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS