За последние три года в системе исполнения государственного оборонного заказа произошли существенные изменения. Прежде всего, это связано с тем, что в структуре участников размещения ГОЗ появился новый ключевой «игрок» – Рособоронпоставка. И как полноправный, активный участник этого процесса, накопивший значительный опыт в организации и проведении торгов, Рособоронпоставка последовательно и целенаправленно выступает с инициативами и предложениями, направленными на повышение эффективности результатов размещения государственного оборонного заказа. |
Одним из таких предложений, которое мы считаем приоритетным, является существенное расширение практики проведения совместных торгов.
Организация совместных торгов это далеко не новая инициатива. Первые попытки их проведения осуществлялись еще и до принятия Федерального закона 94-ФЗ. При этом организатор торгов определялся постановлением правительства. Сегодня функция организатора совместных торгов возложена на Рособоронпоставку.
Таким образом, настойчивое стремление Рособоронпоставки более активно применять практику проведения совместных торгов, если и не является инновационным, то уж совершенно точно актуально и обосновано.
Значение, важность и, главное, необходимость проведения совместных торгов сегодня понимают, пожалуй, все серьезные участники размещения государственного оборонного заказа. Прежде всего, потому, что это позволяет добиться существенной экономии государственных бюджетных средств за счет снижения цены.
Кроме того, совместные торги представляют собой эффективный способ централизации закупок путем сокращения количества процедур, а также повышают «прозрачность» торгов.
Необходимо также подчеркнуть, что большие объемы закупок, которые являются характерной особенностью совместных торгов, вызывают повышенный интерес со стороны крупных компаний, которые, в свою очередь, за счет своих производственных мощностей, способны предложить более выгодную цену исполнения заказа.
Сергей Викторович АНИКИН – заместитель руководителя Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств |
Казалось бы, «теорема» доказана и не требует дополнительных комментариев, а набор аргументов в пользу совместных торгов и очевиден, и убедителен. Но, к сожалению, и по разным причинам этот потенциально эффективный, а значит и необходимый вид размещения заказов пока что ни у заказчиков, ни у промышленности должной популярности не получил.
Постараемся рассмотреть проблемы, с которыми мы сталкивались при организации и проведении совместных торгов, а также изложить свои предложения по исправлению ситуации, основываясь на собственном опыте и исходя из понимания того, что это задача государственной важности.
Прежде всего, мы считаем, что для решения этой задачи требуется консолидация усилий всех участников процесса исполнения ГОЗ. Рос-оборонпоставка, при поддержке Военно-промышленной комиссии, Рособоронзаказа и других партнеров, способна и готова взять целиком на себя роль организатора проведения подобных процедур, имея за плечами успешный опыт такой работы.
На сегодняшний день Рособоронпоставкой заключены договоры с пятью ведомствами – государственными заказчиками о проведении совместных торгов.
А впервые Рособоронпоставка провела совместные торги единым лотом и с единым подходом к формированию начальной максимальной цены на предмет закупки в 2011 г. Эффект от их проведения проявился сразу. Экономии средств удалось добиться не только по результатам торгов, но еще и на этапе подготовительных мероприятий по согласованию с заказчиками ценовых параметров. В 2011 г. в агентство на проведение совместных торгов поступили заявки по 22 позициям на общую сумму более 180 млн. рублей. Однако уже в следующем, 2012 г., заявки поступили лишь по шести позициям на сумму чуть менее 29 млн. рублей. Такая разница в цифрах была связана с тем, что в 2011 г. порядок проведения совместных торгов устанавливался Военно-промышленной комиссией при правительстве РФ, а в следующем году определялся Рос-оборонпоставкой на основе выбранных совпадающих позиций по выпискам из номенклатур, переданных Рособоронпоставке государственными заказчиками. Таким образом, в последнем случае все зависело исключительно от желания и заинтересованности заказчика.
Не будем глубоко вдаваться в область предположений о причинах отсутствия такой заинтересованности, отчасти, видимо, объективных. Но негативный опыт – это тоже опыт. Мы учли его при подготовке к размещению ГОЗ-2013. Прежде всего, Рособоронпоставка заранее запросила у федеральных органов исполнительной власти, государственных заказчиков номенклатуру вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Военно-промышленная комиссия по нашему обращению предоставила возможность поработать с проектом постановления правительства о государственном оборонном заказе на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. Мы провели анализ и смогли выявить спектр одноименных товаров (работ, услуг). Результаты такой работы видны в цифрах. В Рособоронпоставку по ГОЗ-2013 поступили заявки по 26 позициям на сумму более 319 млн. рублей.
Тем не менее мы без иллюзий и объективно оцениваем этот результат. Сопоставляя эти цифры с общим объемом гособоронзаказа и количеством позиций номенклатуры ВВСТ по ГОЗ-2013, его можно считать более чем скромным.
Алгоритм взаимодействия Рособоронпоставки с государственными заказчиками – федеральными органами исполнительной власти выстраивается на основе двусторонних соглашений, регулирующих и разграничивающих функции при размещении государственного оборонного заказа. Это позволяет регламентировать процесс совместной работы наших ведомств на всех ее этапах – от подготовки и размещения заказов до заключения контрактов.
Однако сам процесс и результат работы, безусловно, зависят от качества взаимодействия. Для формирования документации о совместных торгах необходимо оперативное согласование со всеми заказчиками многих показателей, что без налаженной системы взаимодействия сделать весьма затруднительно.
Эффективной формой взаимодействия стали организация и проведение Рособоронпоставкой межведомственных совещаний. На них утверждаются единые тактико-технические требования к предмету закупки и согласовывается цена за единицу продукции.
К сожалению, порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда государственные заказчики предъявляют различные требования к организации процесса взаимодействия. У каждого налажен свой индивидуальный порядок внутриведомственной работы, что не всегда позволяет привести условия совместной работы к единому варианту и, соответственно, к равнозначному соблюдению интересов всех участников совместных торгов. Хотя специалисты Рособоронпоставки уже не раз замечали, что у объединившихся заказчиков в разы снижается объем работы. Ведь, как известно, «одна голова хорошо, а две лучше». Хотя в нашем случае количество партнеров по совместным торгам может быть значительно больше двух.
Для наглядности приведу два примера.
Первый случай. Предметом совместных торгов являлся определенный вид боеприпасов. Письма заказчикам – участникам совместных торгов, с указанием сроков предоставления заявок, были направлены Рособоронпоставкой одновременно. Однако заявка одного ведомства поступает в ноябре (в срок), другого – в январе, а третьего – лишь в феврале, то есть с интервалом в два с половиной месяца. В итоге контрактация происходит после 15 апреля, с нарушением срока, установленного постановлением правительства РФ. Поступают претензии от первого заказчика, и они обоснованы и справедливы. Более того, такое отношение остальных заказчиков к совместной работе дискредитирует замысел проведения совместных торгов.
Второй пример характеризует низкий уровень заинтересованности заказчика в участии в совместных торгах. Предметом торгов также являлся один из видов боеприпасов. Цена за единицу продукции у заказчиков разная. При этом у одного из них она более чем в два раза выше, чем в среднем у остальных. На межведомственном совещании согласовывается цена по минимально возможному показателю. Казалось бы, для заказчика, установившего высокую стоимость продукции, это выгодно, но в результате он почему-то в совместных торгах участие так и не принял.
Эти примеры еще раз свидетельствуют, что процесс организации и проведения совместных торгов должен быть абсолютно четко регламентирован.
Совместным торгам уделено особое внимание в Федеральном законе №44-ФЗ, который вступает в силу 1 января 2014 г. Если цитировать статью 25 этого закона «Совместные конкурсы и аукционы», то в ней говорится: «При наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком». При этом порядок проведения совместных конкурсов и аукционов, согласно данному закону, будет устанавливаться правительством Российской Федерации. Осталось дело за малым – чтобы этим правом действительно воспользовались все участники ГОЗ.
По нашему мнению, на основе Федеральных законов №44-ФЗ, вступающего в силу в будущем году, и действующего №94-ФЗ, необходимо сформировать на государственном уровне нормативную правовую базу, которая бы четко и однозначно регламентировала задачи, права и обязанности всех участников совместных торгов. Только тогда эти процедуры перестанут носить рекомендательный характер, станут обязательными для исполнения всеми участниками торгов. Это позволит достичь главной их цели – получения максимальной экономии государственных бюджетных средств, централизации закупок и повышения прозрачности процедур размещения ГОЗ.
За три года работы, в том числе, по организации и проведению совместных торгов, Рособоронпоставкой накоплен необходимый практический опыт и сформировано понимание задач по превращению совместных торгов из роли «пасынка» в действительно эффективный инструмент размещения заказов и обеспечения экономии государственных бюджетных средств.
Для достижения этой цели, на наш взгляд, необходимо следующее. Прежде всего, обеспечить участие Рособоронпоставки в работе по подготовке проекта государственного оборонного заказа на плановый период, в части определения одноименных позиций для возможного проведения совместных торгов на основе анализа номенклатур, представленных государственными заказчиками. Кроме того, необходимо систематически проводить мониторинг и оценку реальных возможностей профильных предприятий ВПК по выполнению заказов больших объемов в интересах нескольких заказчиков, установить инструмент стимулирования таких предприятий для участия в торгах. Если выполнить эти условия, результат, несомненно, появится. Мы в этом уверены.
Однако самое главное условие общего успеха – это ответственное отношение всех участников процесса к соблюдению процедурных норм организации и проведения совместных торгов. Ведь достижение положительного и реального результата возможно только при условии нашего конструктивного взаимодействия.