150 лет на службе России
Государственный Обуховский завод отпраздновал юбилей

В мае исполнилось 150 лет со дня создания Государственного Обуховского завода. В преддверии юбилея генеральный директор предприятия Михаил Подвязников встретился с представителями ведущих российских СМИ и рассказал им о сегодняшнем дне и перспективах развития предприятия.

Илья КЕДРОВ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА

Но прежде чем говорить о будущем, необходимо вспомнить и прошлое завода, который сегодня, по мнению его руководителя, переживает свое третье рождение.

Завод был образован 4 (16) мая 1863 г. усилиями двух талантливых металлургов – Николая Ивановича Путилова и Павла Матвеевича Обухова. Они заключили контракт с Морским министерством и обязались в течение пяти лет организовать частное производство нарезных артиллерийских орудий. Обухов вложил в дело свой уникальный, запатентованный рецепт приготовления тигельной (литой) стали, а Путилов занимался организационными и финансовыми вопросами.

Указом императора Александра II для строительства завода была выделена территория на берегу Невы, на Шлиссельбургском тракте. Согласно указу, «предприятие это в случае успеха должно иметь государственное значение относительно вооружения крепостей и постройки броненосных судов».

План строительства завода и номенклатура продукции были согласованы с основным заказчиком – Морским министерством, и его хозяева получали постоянную финансовую поддержу от государства. Таким образом, с момента основания предприятия главным ориентиром его владельцев были интересы Государства Российского.

Строительство нового завода велось весьма активно. Менее чем через год состоялась первая плавка стали, из которой получили семь заготовок пушечных стволов. Однако расходы на закупку за границей сталелитейного и металлообрабатывающего оборудования оказались много выше возможностей участников созданного товарищества и привели к большим долгам перед Морским министерством. К концу 1864 г. предприятие оказалось на грани банкротства. Для спасения завода государство выдало необходимый кредит, а для контроля товарищества было образовано Правление и назначен начальник завода.

В 1886 г. императорским указом завод был передан в казну с выкупом акций у владельцев. При этом он остался коммерческим предприятием без государственных дотаций.

Как бы то ни было, но к 1872 г. на заводе было налажено производство орудий главного калибра для линейных кораблей российского флота. Они имели калибр 12 дюймов (305 мм) и массу 37 тонн. Их снаряды весом 301 кг пробивали броню кораблей с расстояния 925 м. За первые десять лет оборот предприятия увеличился в 170 раз. За 35 лет завод поставил 2538 орудий различного калибра Морскому министерству и 6132 – военному ведомству на общую сумму 75777257 рублей 82,5 копейки. В современном исчислении это порядка нескольких сотен миллиардов рублей.

В 1887 г. Обуховский сталелитейный завод (ОСЗ) полностью вытеснил фирму Круппа из поставок артиллерии для русского флота.

Помимо пушек здесь изготавливались броневые плиты для кораблей, детали судовых паровых машин, стволы и магазинные коробки для винтовок системы Бердана, торпеды и морское мины. Также выпускалась гражданская продукция: колеса и оси для железнодорожного подвижного состава, хирургические, чертежные и слесарные инструменты.

В 1905 г. на ОСЗ началось производство оптических приборов: артиллерийских прицелов и биноклей.

В новом корпусе Завода радиотехнического оборудования.

К своему пятидесятилетнему юбилею в 1913 г. Обуховский сталелитейный завод пришел с впечатляющими успехами, став флагманом оборонной металлургии. На заводе было изготовлено более 90% вооружения для Военно-морского флота и более 50% для сухопутной армии. На мировом рынке он стал реальным конкурентом крупнейшим металлургическим фирмам Круппа (Германия) и Амстронга (Англия).

Уже при советской власти – в декабре 1917 г. заводу был выдан заказ на изготовление гусеничных тракторов – ранее такая техника в России не выпускалась. В 1924 г. завод, получивший к тому времени название «Большевик», начал выпускать авиамоторы М-5. Позднее авиамоторный отдел был преобразован в танковый, и здесь велась окончательная разработка технической документации первого советского танка – Т-16. В серию здесь же, на «Большевике», машина пошла под обозначением «Малый танк сопровождения МС-1 (Т-18) обр. 1927 г.».

Важно отметить, что как до революции, так и после нее руководство предприятия большое внимание уделяло подготовке и социальному обеспечению рабочих кадров. При заводе функционировало трехгодичное техническое училище на 190 человек, школа для детей рабочих. Имелись больница на 120 мест, баня на 600 человек. Досуг работников обеспечивали библиотека, хор и оркестр, по воскресениям устраивались концерты, спектакли и танцы. Строилось жилье для рабочих. Эти традиции получили дальнейшее развитие в годы советской власти. А вот в 1990-е гг. при приватизации большей части социальных объектов, таких, в частности, как пионерский лагерь, дом культуры завод не по своей воле лишился. Удалось отстоять лишь спортивный комплекс. Очевидно, что сейчас, когда привлечение и закрепление кадров стало одной из важнейших проблем отечественного ОПК, необходимо использовать накопленный опыт по созданию привлекательных социальных условий для работников оборонки.

К концу советской эпохи завод являлся одним из флагманов отечественной тяжелой промышленности. В 1987 г. здесь трудилось 17 тыс. человек.

В силу сложившихся традиций он оставался сталелитейным и машиностроительным предприятием, выпускавшим самую разнообразную продукцию. Это была и огромная номенклатура сложнейших габаритных изделий для Военно-морского флота, Ракетных войск стратегического назначения, противовоздушной обороны, космоса, атомной промышленности, а также сталь разных сортов, стальное и цветное литье, поковки, штамповочные изделия.

Говоря о военной продукции завода, можно отметить, что здесь изготавливались пусковые установки для комплексов ПВО (С-75, С-200, ЗРС ряда С-300П и С-300Ф), для морских баллистических и крылатых ракет. Работники завода внесли большой вклад в формирование боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).

В 1982 г. заводом было изготовлено наземное оборудование для космической системы «Энергия-Буран».

К гражданской продукции «Большевика» относились валы для судов, глубинные штанговые насосы, предназначенные для добычи нефти на глубине 1500 метров, узлы и детали для оборудования АЭС, мостовые конструкции, буровые вышки, антенные системы дальней космической связи с диаметром зеркала от 5 до 70 метров, сельскохозяйственная техника, электроутюги.

Но крушение советской экономической и политической системы, развал СССР и экстренный переход России к рыночной экономике, сопровождавшиеся лавинообразным сокращением работ по госзаказу, нанесли мощнейший удар по потенциалу предприятия, которое в 1992 г. был вновь названо Государственным Обуховским заводом и получило статус ФГУП. В 1990-х гг. было ликвидировано девять цехов, остановлено или закрыто еще пять. Объем госзаказа сократился в 30 раз. К концу этого десятилетия задолженность по зарплате на заводе достигла 12 месяцев. В 2001 г. завод  по заявлению кредиторов был признан банкротом.

Поистине спасительным для Обуховского завода стал изданный в 2002 г. указ президента РФ, которым завод передавался в состав Концерна ПВО «Алмаз – Антей». Предприятие было акционировано и экономически оздоровлено. Однако это, пожалуй, было уже не самым главным. Основная проблема состояла в том, что завод, имевший устаревшее технологическое оборудование, потреблявшее слишком много энергии и расположенное в старых, требовавших серьезного ремонта цехах, обремененный излишней инфраструктурой, уже не мог эффективно работать и приносить прибыль. Руководству концерна необходимо было найти новый облик Обуховского завода.

В результате было выработано революционное для отечественного ОПК решение – создать на территории завода Северо-Западный региональный центр (СЗРЦ) Концерна ПВО «Алмаз – Антей», который объединил бы пять расположенных в Санкт-Петербурге предприятий, входящих в концерн. Проект предусматривал коренную реконструкцию территории Обуховского завода, строительство новых корпусов для перебазирующихся сюда предприятий, оснащение их современным оборудованием. Ключевыми тезисами проекта можно назвать такие понятия, как сокращение издержек, энергоэффективность, оптимизация инфраструктуры. Учитывая то, что продукция завода стоит недешево, даже сравнительно небольшая экономия может дать заметное снижение цены. Между тем, в соответствии с планами создания СЗРЦ только за счет прокладки новых электросетей накладные расходы планируется сократить на 30%.

Безэховая камера Завода радиотехнического оборудования.

Как говорит генеральный директор Обуховского завода Михаил Подвязников, общая стоимость проекта – 15 млрд. рублей. Весьма важно, что эти средства концерн получает не из госбюджета, а за счет кредитов ВТБ. Погашение кредитов будет осуществляться путем передачи инвестору земельных участков, освобождаемых предприятиями в центральной части города.

Работы по созданию СЗРЦ должны быть завершены в 2015 г. В 2011 г. была закончена полная реконструкция существующих корпусов Обуховского завода общей площадью около 70 тыс.  кв. м. В настоящее время находится в стадии перебазирования в новые корпуса Завод радиотехнического оборудования, идет монтаж и наладка технологического оборудования. Полное перебазирование планируется завершить во втором квартале 2014 г.

Второй этап строительства предполагает перевод на Обуховский завод оставшиеся предприятия концерна. Перевод ОАО «КБСМ» намечен на второе полугодие 2014 г., ОАО «РИРВ» переедет в конце 2014 – начале 2015 г., а ОАО «ВНИИРА» – в конце 2015 г.

На текущий момент в СЗРЦ уже вложено более 6 млрд. рублей. Построен и введен в эксплуатацию офисно-складской комплекс, завершается строительство механического цеха Обуховского завода, новейшего испытательного центра для всех пяти предприятий.

Сегодня доля гособоронзаказа у Обуховского завода составляет 95%.

По информации Михаила Подвязникова, в 2012 г. объем поставленной продукции вырос в два раза по сравнению с 2011 г. В текущем году объем поставок планируется увеличить в три раза по сравнению с 2012 г. «Мы надеемся, что в 2014 году Обуховский завод впервые за 15 лет получит прибыль», – говорит Михаил Подвязников.

На сегодняшний день доля гособоронзаказа у завода составляет 95%. Из них, по информации генерального директора, 70% приходится на продукцию ПВО. Концерном ПВО «Алмаз – Антей» поставлены перед предприятием большие задачи по переходу к производству систем С-400, поэтому сегодня это основное направление работы. 25% военной загрузки – это морская тематика. В интересах ВМФ Обуховский завод изготавливает пусковые установки для ракет Club, большую номенклатуру изделий для подводных лодок, а также морские системы ПВО, в частности «Полимент-Редут». Остальные 5% продукции изготавливаются в интересах РВСН. «Столь небольшой объем объясняется цикличностью заказов от Ракетных войск стратегического назначения, а вообще это направление для Обуховского завода одно из основных», – объясняет Михаил Подвязников.

Однако такое положение дел, при котором почти всю загрузку столь крупного предприятия составляют заказы Министерства обороны, не способствует экономической устойчивости. «Мы понимали, – говорит Михаил Подвязников, – что программа вооружения не бесконечна и после того, как армия будет перевооружена, необходимо будет сохранить загрузку предприятий и выходить на рынок гражданской продукции и продукции двойного назначения – иначе через некоторые время мы окажемся в той же ситуации, в которой военно-промышленный комплекс пребывал в 1990-е годы».

Одним из наиболее простых в освоении направлений в секторе гражданской продукции может стать производство строительной подъемной техники. «Если мы делаем поднимающиеся пусковые установки, мы можем сделать и подъемный механизм – вопрос в цене», – считает Михаил Подвязников. А создание компактного производства, избавленного от громадных накладных расходов, насыщенного новым оборудованием как раз и позволит выпускать конкурентоспособную гражданскую продукцию. По мнению генерального директора, «в идеале доля гражданской техники в структуре производства Обуховского завода должна составить 30% – и мы будем к этому идти». В ближайшие годы, правда, получить такой результат физически невозможно – слишком велик объем гособоронзаказа.

В 2014 г. Обуховский завод впервые за 15 лет должен получить прибыль.

Весьма важным для большинства предприятий российского ОПК остается вопрос привлечения и закрепления на производстве молодежи. Как говорит Михаил Подвязников, Обуховскому заводу удается решать эту проблему: «У нас есть своя кафедра в Военмехе, у нас есть договора со всеми техническими ВУЗами города, и молодые специалисты к нам приходят. Шесть лет назад на заводе было порядка 150 человек в возрасте до 35 лет, сейчас – около 800 при общем количестве работников 2800 человек».

Возвращаясь к вопросу о возрождении социальной инфраструктуры, можно отметить, что в рамках создания СЗРЦ предусмотрено выделение денег на реконструкцию ледового дворца, воссоздание футбольного поля и детской футбольной команды.

Подводя краткий итог 150-летней истории развития славного предприятия, еще раз отметим, что основатели Обуховского завода были государственно мыслящими людьми. Таковы и нынешний генеральный директор ГОЗ, и его непосредственный руководитель – генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей». Учитывая это обстоятельство, можно смело утверждать, что завод ожидает счастливое будущее и, пережив свое третье рождение, он еще долгие годы будет работать на поддержание и укрепление обороноспособности России.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS