Для высокой точности
Развитие бортовых радиотехнических систем для ПКР пятого поколения

Георгий КОРЖАВИН

Юрий ПОДОПЛЕКИН

Бортовые радиотехнические системы (РТС) – важные составные элементы ПКР, в значительной степени определяющие эффективность оружия в целом. Условия, в которых должны работать в перспективе бортовые РТС, должны учитывать основные вызовы со стороны вероятного противника:

Георгий Анатольевич КОРЖАВИН – генеральный директор ОАО «Концерн «Гранит-Электрон», доктор технических наук, профессор

– повышение мощности и эффективности системы РЭП;

– использование на кораблях stealth-технологий;

– использование сложного берегового рельефа (скалы, фиорды) для укрытия корабельных группировок;

– расположение органов управления, а также промышленных военных объектов в условиях городской застройки.

Для преодоления названных вызовов в бортовых РТС пятого поколения требуется производить упреждающее обнаружение объектов назначения. Другими словами, увеличивать дальность действия, оперативно реагировать на эволюцию целевой обстановки в условиях РЭП, обеспечивать скрытность излучения, повышать разрешающую способность по угловым координатам и дальности, обеспечивать универсальность по объектам назначения, включая наземные объекты, повышать помехоустойчивость, надежность и улучшать другие функциональные возможности. Для решения перечисленных задач применительно к перспективным ПКР представляется, что в состав бортовых РТС должны быть включены (рис. 1):

– многоканальная ГСН (МГСН) в составе активного и пассивного каналов и канала высокого разрешения;

– система обмена информацией между ракетами в залпе (СОИР);

– аппаратура приема информации от навигационных спутников (АПСН) типа ГЛОНАСС и Navstar.

Юрий Федорович ПОДОПЛЕКИН –  первый заместитель генерального директора ОАО «Концерн «Гранит-Электрон», доктор технических наук, профессор

Метод повышения потенциала без увеличения мощности зондирующего сигнала предусматривает в качестве зондирующего сигнала использование фазомодулированного импульсного сигнала большой длительности с малой скважностью и малой импульсной мощностью. Предельная скважность сигнала q м.б. уменьшена до состояния непрерывного излучения зондирующего сигнала (q = 1). Выбором режима работы ГСН можно обеспечить скрытное обнаружение целей на любой дальности.

Экспериментальные работы с каналами высокого разрешения – 8 мм диапазона, 3 мм диапазона, тепловым и тепловизионным каналами выявили преимущества активного лазерного канала с точки зрения помехозащищенности и разрешающей способности.

Активный лазерный канал (ЛК) позволяет на порядок (до 1 м) повысить разрешающую способность ГСН, получить трехмерное изображение фоноцелевой обстановки (ФЦО) и с запасом обеспечить необходимые характеристики высокоточного обнаружения и самонаведения.

Для решения перспективной задачи – применение ПКР в условиях городской застройки и в других вариантах ФЦО, где необходимо разбираться в групповых скоплениях объектов, в ГСН реализовано синтезирование апертуры антенной системы по методу доплеровского обужения луча (ДОЛ).

Рис. 1. Структура бортовых РТС перспективных ПКР.

Рис. 2. Различия по спектральным характеристикам.

Для создания максимальной помехоустойчивости в АРК используется длиноимпульсный когерентный фазоманипулированный сигнал с широкой перестройкой всех параметров:

– несущей частоты;

– длительности импульса;

– интервала следования;

– длины кода ФМ;

– скважности излучения радиосигнала.

В ЦВС бортовой аппаратуры реализуется:

– пространственно-временная селекция разного рода шумовых и прицельных активных помех сигнала и глобальной синхронизации приемного и передающего тракта ГСН;

– спектрально-корреляционная селекция пассивных ложных объектов типа ДО и ЦО.

Рис. 3. Траектории наведения.

Различия по спектральным характеристикам приведены на рис. 2.

Одна из сложных задач – это наведение на цели вблизи берегов в узкостях и на берегу (в том числе и нерадиоконтрастные). С этой целью в составе бортовых РТС устанавливается аппаратура приема спутниковой навигации (АПСН). С учетом высокой точности определения собственных координат ПКР (5-10 м) с помощью АПСН реально использовать режим наведения на цели по географическим координатам. На последнем участке наведения ГСН может выбрать ошибки картографии. При наведении на нерадиоконтрастную цель для увеличения точности целесообразно использовать радиоконтрастный ориентир. Траектории наведения представлены на рис. 3, результаты натурных испытаний – на рис. 4.

Рис. 4. Результаты натурных испытаний.

Следует заметить, что в перспективных ГСН целесообразно иметь в конструктиве сменное антенное устройство на базе ФАР (особенно для гиперзвуковых ПКР), с помощью которого можно реализовать дополнительные меры по повышению помехозащищенности и сократить время активной работы ГСН (рис. 5).

 

Рис. 5. Современная ГСН.

Особенно следует подчеркнуть, что мощным средством повышения эффективности бортовой аппаратуры является введение в ее состав СОИР. Это мероприятие позволяет решить сразу несколько перспективных задач:

– построение ракет в залпе по дальности и разведение их по фронту, что существенно снижает эффективность РЭП и РЭБ;

– построение на каждой ракете единого информационного поля по данным активных и пассивных каналов всех ГСН в залпе, что позволяет произвести централизованное (управляемое) целераспределение в залпе с целью нанесения противнику максимального ущерба.

В заключение можно отметить, что приведенные мероприятия по развитию бортовых РТС для перспективных КР готовы эффективно ответить на вызовы развивающихся средств противодействия ведущих держав и обеспечить потребности высокоточного оружия середины XXI века.

cri-granit@peterlink.ru

www.granit-electron.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS