Одной из характерных тенденций последнего времени является активизация деятельности России по освоению месторождений нефти и газа на арктическом шельфе, созданию соответствующей обеспечивающей инфраструктуры в прибрежных районах крайнего севера, расширению зоны высокоширотного судоходства, укреплению обороноспособности морских рубежей на арктических направлениях. |
В связи с этим намечается рост типажа и численности морских особо важных объектов (ОВО), среди которых плавучие АЭС, приливные электростанции, морские транспорты для перевозки разрядных грузов, специальные доковые комплексы, плавучие комплексы по добыче углеводородов на континентальном шельфе.
Морские ОВО, как и подобные им объекты на суше, имеют высокую стратегическую значимость и нуждаются в повышенных мерах обеспечения безопасности от диверсионно-террористических угроз (ДТУ). При этом их защиту следует рассматривать как одну из приоритетных задач национальной обороны. Традиционно сухопутные особо важные объекты оборудуют системами физической защиты (СФЗ), одной из основных компонент которых являются интегрированные комплексы технических средств охраны (ИК ТСО).
От ОВО на суше морские объекты отличает ряд принципиальных особенностей, не позволяющих применять имеющиеся наработки по построению сухопутных ИК ТСО. Среди них – удаленность от стационарных систем жизнеобеспечения и мест нахождения внешних сил реагирования, присущие морским объектам пространственные ограничения, металлическое исполнение конструкций, наличие границ с акваторией, инфраструктурная и эксплуатационная специфика. Построение ИК ТСО морских ОВО с учетом основополагающих принципов и типовых требований наталкивается на серьезные проблемы, связанные со сложностями создания выдвинутых охраняемых внешних периметровых рубежей, образования строго вложенных зон защиты, полноценного оборудования пунктов пропуска, независимого энергетического обеспечения функционирования технических средств охраны. Использование в ИК ТСО морских ОВО элементной базы ТСО, применяемой на суше, невозможно ввиду ее непригодности для эксплуатации в условиях вибраций, высоких уровней электромагнитных воздействий от близко располагаемых и совместно эксплуатируемых общесудовых энергоемких систем, механических и климатических воздействий.
Таким образом, актуальным является создание ИК ТСО для морских ОВО.
При построении ИК ТСО для них следует руководствоваться следующими моментами:
– ориентироваться на «раннее» обнаружение угрозы, в том числе со стороны акватории (получение информации о ее возникновении за пределами объекта от штатных средств освещения надводной, подводной и воздушной обстановки и средств радиомониторинга);
– использовать альтернативные (нетрадиционные) методы и средства обеспечения охраны и противодействия нарушителям, например, управляемые пожарные лафетные стволы на верхней палубе, внутренние системы пожаротушения для сдерживания и затруднения действий нарушителя;
– использовать возможности блокирования угрозы с помощью дистанционно управляемых запорных механизмов;
– ориентироваться на совместные с экипажем ОВО действия по отражению угрозы и взаимодействие с пунктом базирования по вопросам обеспечения охраны объекта в повседневной деятельности и нештатных ситуациях и т.д.
Создание ИК ТСО для оснащения морских объектов предлагается осуществлять на базе существующей системы корабельного мониторинга (СКМ) путем ее дополнения и функционального расширения. Система корабельного мониторинга модульного типа предусматривает уровневую модель, что позволяет легко конфигурировать ее под поставленную задачу. Уровневая модель ИК ТСО для типового ОВО морского назначения, спроектированная на основе целевой концепции СФЗ и построенная на базе системы мониторинга разработки СКБ «Энергия», представлена на рис. 1. В таком ИК ТСО под управлением системы сетевого компьютерного управления, обеспечивающей сбор, обработку и отображение информации по охране ОВО, объединяются следующие функциональные системы:
– контроля и управления доступом (СКУД), обеспечивающей санкционированный доступ на борт ОВО, в категорированные зоны и помещения;
– телевизионного наблюдения (СТН), обеспечивающей визуальный контроль внешней (надводной и подводной) и внутренней обстановки на объекте;
– охранной сигнализации (СОС), обеспечивающей своевременное обнаружение несанкционированного проникновения в категорированные зоны и помещения;
– охранного освещения;
– связи, оповещения и тревожно-вызывной сигнализации;
– радиационного контроля;
– металлоконтроля;
– пожарной сигнализации;
– системы радиомониторинга, пожаротушения, бесперебойного электропитания.
Взаимодействие с внеобъектовыми системами и средствами безопасности и мониторинга предусматривается на верхнем уровне с использованием стандартных интерфейсов. Уровневая модель предусматривает размещение на объекте средств противодействия нарушителям (лафетные пожарные стволы с системой телевизионного управления).
Решение задач обеспечения охраны с помощью ИК ТСО функционально распределяется на вложенные контуры (внутренний, внешний, контролируемая зона вокруг ОВО) с указанием мест размещения или использования оборудования, что реализует основополагающий принцип эшелонирования охраны.
Структурная схема ИК ТСО приведена на рис. 2. На нем отображено взаимодействие подсистем ИК ТСО, а также размещение датчиков в соответствии с контурами охраны.
Комплекс ИК ТСО, разработанный СКБ «Энергия», может быть легко адаптирован под морские объекты различного назначения, обеспечивая их надежную защиту от внешних и внутренних угроз.
СКБ «Энергия»
филиал ОАО «Завод «Энергия»
197375, Россия, Санкт-Петербург,
ул. Маршала Новикова, 40
Тел./факс: + 7(812) 230-6718
Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор СКБ «Энергия»