В юбилейном, пятидесятом по счету аэрокосмическом салоне Le Bourget 2013 – крупнейшем и самом известном в мире, впервые более чем за 10 лет примет участие отечественный боевой самолет – многоцелевой истребитель Су-35. |
Су-35 еще ни разу не демонстрировался на зарубежных выставках, и показ на Le Bourget станет его зарубежной премьерой.
На сегодняшний день Су-35 (в варианте для ВВС РФ – Су-35С) – это вершина эволюции истребителей семейства Су-27. Су-35 обычно относят к поколению «4++», то есть по уровню своих тактико-технических характеристик он фактически на голову превосходит самолеты четвертого поколения того периода, когда они только начали поступать на вооружение строевых частей ВВС, и по многим характеристикам соответствует тому уровню, который предъявляется к истребителям пятого поколения. Тут стоит напомнить, что первые серийные Су-27 начали эксплуатироваться в ВС СССР в 1982 г. – уже более 30 лет назад.
Стартовым заказчиком самолета выступили ВВС России. В 2009 г. был подписан государственный контракт на закупку 48 самолетов Су-35С для российского Минобороны. До 2020 г. ВВС планируют закупить в общей сложности около 90 машин этого типа.
Оптико-электронные системы Су-35 – элемент обеспечения ситуационной осведомленности пилота. |
Первым зарубежным покупателем Су-35 станет КНР. В январе 2013 г. было подписано российско-китайское межправительственное соглашение о поставке партии этих машин. В настоящее время готовится соответствующий контракт – КНР планирует закупить 24 истребителя. Соглашение на поставку Су-35 станет первым крупным контрактом в сфере ВТС между Россией и Китаем за последнее десятилетие. В официальных сообщениях об этом контракте подчеркивается, что он будет «поставочным», то есть речь о лицензионной сборке Су-35 в Китае не идет, все самолеты будут изготавливаться на заводе компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре. Тем самым Россия рассчитывает обезопасить себя от возможно «клонирования» Су-35 в Китае. Ведь именно освоение производства местным авиапромом «собственной» версии Су-27 под обозначением J-11B заметно затормозило плодотворное до тех пор российско-китайское военно-техническое сотрудничество.
Недавно стало известно также, что компания «Рособоронэкспорт» предложила Бразилии приобрести Су-35 вне тендера на закупку истребителей нового поколения.
В России в настоящее время проводятся государственные совместные испытания (ГСИ) самолета Су-35С. Он готов к началу испытаний на боевое применение.
В ходе летных испытаний были полностью подтверждены основные летно-технические характеристики машины и комплекса бортового оборудования, а также характеристики сверхманевренности, проверены устойчивость и управляемость, подтверждены параметры силовой установки и работоспособность навигационной системы. Достигнутая максимальная скорость у земли составляет 1400 км/ч, на высоте – 2400 км/ч, потолок – 18 тыс. м. Дальность обнаружения целей бортовой радиолокационной системой управления (она представляет собой многофункциональную систему Х-диапазона на базе фазированной антенной решетки с электронным управлением лучом) в режиме «воздух-воздух» превышает 400 км, что существенно больше, чем у стоящих на вооружении самолетов. РЛСУ позволяет одновременно сопровождать до 30 воздушных целей и обстреливать восемь их них, сопровождать четыре и атаковать две наземные цели, одновременно осуществлять обзор воздушного и наземного пространства. Бортовая ОЛС (оптико-локационная станция) позволяет обнаруживать и сопровождать несколько целей на дальности свыше 80 км.
|
Комплекс бортового оборудования Су-35, интегрированный на базе информационно-управляющей системы (ИУС), построен с применением резервированных многопроцессорных вычислительных систем и высокоскоростных каналов информационного обмена. Он обеспечивает функции комплексной гипотезной обработки информации, получаемой от обзорно-прицельных систем, и интеллектуальную поддержку пилота при решении сложных задач боевого применения. На Су-35/Су-35С широко используются технологии обеспечения ситуационной осведомленности в сферическом информационном поле и в реальном масштабе времени за счет использования возможностей комплекса средств связи, радиолокационных, оптико-электронных обзорных и разведывательных систем самолета, а также наземных систем управления различного уровня. Другими словами, борт Су-35, созданный с использованием самых передовых информационно-технологических решений, фактически полностью соответствует уровню пятого поколения, одна из важнейших особенностей которого – встраиваемость боевой единицы в единую систему боевого управления.
Кроме того, Су-35 оснащен теми же двигателями «изделие 117С» с поворотным вектором тяги, которые будут устанавливаться на истребитель пятого поколения Т-50 на первом этапе его жизни.
По своим характеристикам, возможностям БРЭО и составу авиационных средств поражения Су-35 превосходит другие машины четвертого поколения. Кроме того, по оценкам экспертов, он может эффективно противодействовать и истребителям пятого поколения – F-22A и F-35.
Все это говорит о том, что Су-35, как и другим самолетам «продвинутого» четвертого поколения, предстоит еще значительное время присутствовать на рынке боевой авиации и в составе ВВС разных стран.