Уроки истории
Обуховскому заводу – 150 лет

Государственный Обуховский завод ведет свою историю с 1863 г., когда под его строительство указом императора Александра II был выделен участок земли на берегу Невы в окрестности Санкт-Петербурга. Согласно указу, «предприятие это в случае успеха должно иметь государственное значение относительно вооружения крепостей и постройки броненосных судов».

Владислав МЕНЬЩИКОВ

За прошедшие полтора века в нашей стране случились три войны, несколько революционных преобразований государственного и экономического устройства. Все эти события самым серьезным образом отражались на деятельности и жизни завода. Были периоды как интенсивного роста, так и остановки производства, были эвакуация предприятия, разрушение и экономическое крушение. Завод с честью выдержал все превратности судьбы и каждый раз восстанавливался, преумножая свои технические возможности. Шесть орденов на знамени завода венчают лишь некоторые из заслуг легендарного предприятия.

С экономической точки зрения историю предприятия можно подразделить на три этапа: 1863-1917 гг. – рыночная экономика; 1917-1993 гг. – плановая экономика; с 1993 г. по настоящее время – возврат к рыночной экономике. С позиций сегодняшнего дня наибольший интерес представляет сопоставление первого и третьего этапов.

Главными инициаторами создания завода были два талантливых металлурга – Николай Иванович Путилов и Павел Матвеевич Обухов. Они заключили контракт с Артиллерийским управлением Морского министерства и обязались в течение пяти лет организовать частное производство нарезных артиллерийских орудий на сумму до одного миллиона рублей. Павел Обухов вкладывал в дело свой патент на приготовление литой стали, а Николай Путилов взял на себя организационную и финансовую стороны. В заключенном ими договоре обращают на себя внимание несколько моментов.

Во-первых, во главу угла поставлены интересы Государства Российского.

Во-вторых, в основе договора лежит принцип взаимного доверия сторон (здесь и далее использованы материалы книги «Обуховский завод очерки истории 1863-2008»). «В основании настоящего Соглашения полагаем полную взаимную доверенность содействия друг к другу к прочному водворению и развитию сего производства и оказать посильную пользу Правительству и отечественной промышленности». «Я, Путилов, за доверие, оказываемое мне Обуховым передачею сего способа приготовления стали обязуюсь, сколько от меня будет зависеть, по совести, сохранять в тайне, ни под каким предлогом не передавать без согласия Обухова другим лицам, в особенности принять зависящие от меня меры, чтобы способ сей не мог быть передан заграницу».

В-третьих, признается большая ценность интеллектуальной собственности. «…Участие в прибылях и убытках в деле стали и изделий из оной в каком бы роде они не были принадлежат нам Обухову и Путилову в совершенно равных долях».

С момента своего создания завод систематически расширялся.

С сожалением приходится констатировать, что современная практика коммерческих договоров в значительной мере утратила эти привлекательные черты. Понятия доверия и совести заменены штрафами и санкциями. Интересы бизнеса потеснили патриотические устремления предпринимателей.

Обращает на себя внимание тот факт, что план строительства завода и его номенклатура были согласованы с основным государственным заказчиком и предприниматели имели от него постоянную финансовую поддержку.

Параллельно со строительством предприятия на специально арендованном небольшом сталелитейном заводе шла подготовка кадров – крестьян из близлежащих деревень. Темпы строительных работ были такие, что уже через год заработала первая мастерская и начался выпуск продукции. Однако расходы на сталелитейное и металлообрабатывающее оборудование, приобретаемое за рубежом, оказались много выше возможностей участников созданного товарищества и привели к большим долгам перед морским ведомством. Предприятие оказалось на грани банкротства. Для спасения завода государство выдало необходимый кредит, а для контроля товарищества было введено Правление и назначен начальник завода. В 1886 г. указом императора завод был передан в казну с выкупом акций у владельцев. При этом завод остался коммерческим предприятием без государственных дотаций.

Несмотря на все перипетии и трудности, завод строился и развивался. Его вклад в развитие отечественной металлургии трудно переоценить. Здесь были созданы не только морские орудия и броня, но и первый серийный танк, гусеничный трактор, авиационный мотор, железнодорожные колеса и оси. Обуховская сталь даже поставлялась в альма-матер металлургии – Германию, успешно конкурируя по цене и качеству с крупповской продукцией.

Уже в 1872 г. на Обуховском заводе было налажено производство корабельных орудий калибра 305 мм.

Завод систематически пополнялся новым оборудованием и расширялся, лучшие сотрудники командировались для обучения на ведущие европейские предприятия. Характерной чертой стало увеличение внимания к научным вопросам: фактически именно здесь были заложены основы отечественной металлургической науки, образовался прочный союз науки и производства.

В результате уже в 1872 г. на заводе было налажено производство огромных корабельных орудий калибра 305 мм массой 37 тонн. Их снаряды весом 301 кг пробивали броню кораблей с расстояния 925 м. За первые десять лет оборот предприятия увеличился в 170 раз. За 35 лет завод поставил 2538 орудий различного калибра Морскому министерству и 6132 – военному ведомству на общую сумму 75777257 рублей 82,5 копейки. В современном исчислении это порядка нескольких сотен миллиардов рублей.

В 1887 г. завод полностью вытеснил фирму Круппа из поставок артиллерии для русского флота.

Большое внимание руководство завода уделяло подготовке и закреплению рабочих кадров. При заводе функционировало трехгодичное техническое училище на 190 человек, школа для детей работников с вечерними классами и воскресными чтениями для взрослых. Были построены больница на 120 мест и баня на 600 человек. Строилось жилье для рабочих. Работала библиотека, был организован хор и оркестр, по воскресениям устраивались концерты, спектакли и танцы. Эти традиции предприятия получили дальнейшее развитие в годы советской власти. Не грех и сейчас обратиться к накопленному опыту по созданию привлекательных социальных условий для тружеников оборонных предприятий.

В 1887 г. завод полностью вытеснил фирму Круппа из поставок артиллерии для русского флота.

Интересно соотношение численности работников. В 1916 г. было 9602 рабочих и 664 инженеров, техников и служащих. Таким образом, аппарат управления был совсем незначителен (меньше 7%), и это несмотря на полное отсутствие серьезной оргтехники. Причин тому две. Во-первых, слабая механизация производства с большой долей ручного труда и большим количеством рабочих. При отсутствии мостовых кранов даже раскаленные стальные поковки переносились вручную на плечах. Во-вторых, незабюрократизированность государственного аппарата. Количество отчетных документов и проверочных комиссий было минимальным. Вместе с тем финансовая отчетность велась очень скрупулезно – с точностью до гроша.

В 1867 г. завод впервые принял участие в Парижской выставке, где его продукция была удостоена бронзовой медали. Затем на всех выставках в Европе, Америке и России были только первые места – золотые медали и дипломы первой степени.

В дипломе I степени выставки, проходившей в Санкт-Петербурге, написано: «За водворение в короткое время производства стальных орудий, валовую их выделку и рациональное ведение дела на научных началах, за отличное качество стальных осей и шин паровозных и колесных и за почин в деле выпуска железнодорожных вагонных колес хороших качеств и умеренных цен признан достойным употребления Обуховским заводом на вывесках и изделиях изображения Государственного герба».

Такой «знак качества» имели очень немногие предприятия.

К своему пятидесятилетнему юбилею в 1913 г. завод пришел с впечатляющими успехами, став флагманом оборонной металлургии. На заводе было изготовлено более 90% вооружения для Военно-морского флота и более 50% для сухопутной армии. На мировом рынке он стал реальным конкурентом крупнейшим металлургическим фирмам Круппа (Германия) и Амстронга (Англия).

Таким образом, завод, находившийся в государственной собственности, успешно работал в условиях рыночной экономики. Залогом успеха была высокая ответственность государства в лице Морского министерства за техническое перевооружение, научное обеспечение сталелитейных технологий, подготовку и закрепление квалифицированных кадров.

К концу семидесятипятилетнего периода плановой экономики завод достиг пика своего развития. В 1987 г. на заводе трудилось 17 тыс. человек, производивших огромную номенклатуру сложнейших габаритных изделий для Военно-морского флота, Ракетных войск стратегического назначения, противовоздушной обороны, космоса и атомной промышленности.

Строительство Северо-Западного регионального центра Концерна ПВО «Алмаз – Антей».

Возврат к рыночному этапу, произошедший в конце прошлого века, сопровождался для завода весьма трагическими последствиями. Информация тех лет о предприятии подобна сообщениям с фронта в период отступления:

• 1994 г. – остановлен цех 43 и ликвидирован цех 50;

• 1995 г. – закрыты цеха 47, 67, 81, 84;

• 1996 г. – ликвидированы цеха 33, 34, 54, 55 и 56, 79;

• 1997 г. – ликвидированы цеха 88 и 65.

По поручению правительства города был разработан план  реструктуризации предприятия, который предусматривал как реформирование  самого завода, так и реструктуризацию его долгов. Однако этот план так и остался на бумаге. В апреле 2000 г. был разработан новый план реструктуризации имущественного комплекса завода. Он должен был стать основой постановления правительства РФ по Обуховскому заводу, которое так и не вышло.

Объем государственного оборонного заказа упал в 30 раз, причем без сокращения гигантской номенклатуры. Трудно представить что-либо технически и экономически более страшное для сталелитейного предприятия с непрерывным циклом производства. О положении дел красноречивее всего свидетельствует то, что задолженность по зарплате на заводе достигла 12 месяцев. В 2001 г. по заявлению кредиторов завод был признан банкротом.

Переломный момент наступил в 2002 г., когда указом президента РФ завод был передан в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей». Предприятие было акционировано и экономически оздоровлено. Предстояла нелегкая задача – найти новый облик и новую миссию завода с устаревшим технологическим оборудованием, потребляющим гигантские объемы энергии, незагруженными производственными мощностями, старыми корпусами, инфраструктурой и обширной загроможденной территорией с речным причалом и сетью железнодорожных путей.

Основная специализация предприятия – механическое производство на современном оборудовании.

В 2007 г. Концерном ПВО было принято небывалое по уровню ответственности и масштабу решение о создании на территории Обуховского завода современного технопарка – Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ). Было запланировано провести коренную реконструкцию всей территории предприятия и собрать на ней воедино в новых производственных помещениях пять санкт-петербургских предприятий Концерна, а также построить бизнес-центр, гостиницу и спортивно-оздоровительный комплекс.

Фактически предстояло заново построить пять заводов с единой инфраструктурой. Особенность этого амбициозного проекта стоимостью 15 млрд. рублей состоит в том, что все строительство и оснащение ведется без бюджетного финансирования за счет кредитов ВТБ. Погашение кредитов будет осуществляться путем передачи инвестору земельных участков, освобождаемых предприятиями в центральной части города. Такого крупного преобразования целого куста промышленных предприятий оборонная промышленность до сих пор не знала.

Кризис 2008 г. притормозил на два года реализацию проекта, но уже в 2011 г. Обуховский завод возобновил свою работу в новых просторных цехах с современным оборудованием, а в следующем году увеличил объем выполненных работ в три раза.

Работы по созданию СЗРЦ должны быть завершены в 2015 г. В 2011 г. была закончена полная реконструкция существующих корпусов Обуховского завода общей площадью около 70 тыс.  кв. м. В настоящее время находится в стадии перебазирования в новые корпуса Завод радиотехнического оборудования, идет монтаж и наладка технологического оборудования. Полное перебазирование планируется завершить во втором квартале 2014 г.

ОАО «ГОЗ Обуховский завод» на современном этапе развития.

Второй этап строительства предполагает перевод на Обуховский завод оставшихся предприятий Концерна. Перевод ОАО «КБСМ» намечен на второе полугодие 2014 г., ОАО «РИРВ» переедет в конце 2014 – начале 2015 г., а ОАО «ВНИИРА» – в конце 2015 г.

На текущий момент в СЗРЦ уже вложено более 6 млрд. рублей. Построен и введен в эксплуатацию офисно-складской комплекс, полным ходом идет строительство огромного механического цеха Обуховского завода, новейшего испытательного центра для всех пяти предприятий.

Возрожденный Обуховский завод, как и во время своего основания, создается под непосредственные нужды государственных заказчиков. При этом существенно меняется его технологическая направленность. В рамках мегаполиса не представляется целесообразным и даже возможным сохранить масштабное литейное производство. Основным направлением становится механическое производство сложных крупногабаритных конструкций ракетной техники на основе обрабатывающих центров и лазерных технологий.

Ориентиры технологического развития завода задают Государственная программа вооружений и государственный оборонный заказ. Определение Концерна головным исполнителем в области систем и средств ПВО, а также переход к долговременным контрактам позволили более четко определиться с перспективой загрузки производственных мощностей и их специализацией.

Среди главных проблем, с которыми столкнулся Обуховский завод, следует выделить кадровое обеспечение. Это вообще центральная проблема военно-промышленной отрасли. Ключ ее решения тот же, что и 150 лет тому назад – нужно сделать престижным труд на оборонных предприятиях. Для этого предстоит принять целый комплекс ответственных решений на уровне предприятия, Концерна и государства. Уже принятые решения по улучшению подготовки кадров для оборонной отрасли имеют важное значение, но они должны быть дополнены эффективными мерами по закреплению молодых специалистов на предприятиях, прежде всего – решением жилищных проблем.

Средства ПВО – основная продукция Обуховского завода сегодня.

Судьба Обуховского завода на протяжении полутора сотен лет не выглядит простой и безоблачной – трудности всегда были и будут, но нет сомнения, что предприятие выполнит все возложенные на него обязательства и перешагнет очередной рубеж своего жизненного цикла, уверенно смотря вперед. Думаю, что накопленный при создании СЗРЦ опыт глубоких и масштабных преобразований предприятий будет использован и в других отраслях оборонно-промышленного комплекса России.

Владислав Владимирович МЕНЬЩИКОВ – генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей»


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS