Что такое контрафакт и как с ним бороться
Оборот фальсифицированных деталей для военной техники создает угрозу национальной безопасности России

Сегодня проблеме засилья контрафактной продукции в российской экономике уделяется все более пристальное внимание. Борьба с этим негативным явлением становится предметом самого широкого обсуждения различными государственными и бизнес-структурами, научной и юридической общественностью.

Валерий ВАРЛАМОВ

Александр ЗЮСКЕВИЧ

Так, 22-24 октября 2012 г. в Москве прошел 1-й Международный форум «Антиконтрафакт-2012», в работе которого приняли участие премьер-министр Дмитрий Медведев, министр внутренних дел Владимир Колокольцев, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, руководители ряда фирм и организаций, российские и зарубежные специалисты.

15 ноября состоялось заседание секции «Экономическая и информационная безопасность» Научно-технического совета «Рособоронэкспорта», на котором обсуждались методы противодействия поставкам иностранным заказчикам контрафактных комплектующих и запасных частей к продукции военного назначения (ПВН).

Интерес к проблеме контрафакта обусловлен несколькими основными причинами. Прежде всего – это процесс активной интеграции России в мировую экономику, результатом которого стало вступление нашей страны в ВТО. Во-вторых, стремление перевести российскую экономику на инновационный путь развития, который невозможен без создания и функционирования цивилизованных рынков, где контрафактная продукция – явный нонсенс. И, наконец, большие экономические и имиджевые потери, обусловленные производством и оборотом контрафактных изделий.

По экспертным оценкам доля контрафактной продукции на внутреннем российском рынке составляет порядка 15-17%, а ежегодный ущерб экономике страны оценивается в $3 млрд. Таким образом, масштабы оборота контрафактных товаров позволяют рассматривать его как реальную угрозу национальной безопасности России. Оценивая этот факт, министр промышленности и торговли Денис Мантуров сопоставил «обороты от нелегального производства и использования контрафакта и фальсификата с оборотами от торговли наркотиками и оружием, а также доходами от добычи нефти».

Применительно к системе военно-технического сотрудничества, где высокотехнологичный характер продукции военного назначения (ПВН) является доминантным, под термином «контрафакт» обычно понимают:

1. изделия, произведенные на профильных заводах, но нигде не учтенные;

2. новые агрегаты и детали, которые не прошли контроль качества при производстве, а также продукцию, находящуюся на заводских или армейских складах, срок хранения которой истек;

3. уже бывшие в употреблении комплектующие и запасные части с полностью или частично выработанным ресурсом эксплуатации, подвергшиеся «косметическому ремонту» и выдаваемые за новые. При этом на всей продукции данного типа меняется маркировка, а вся сопутствующая техническая документация подделывается.

Последние две категории контрафактных комплектующих могут оказывать серьезное негативное влияние на безопасность эксплуатации конечных изделий, а с учетом сферы применения и особого характера продукции военного назначения данный вопрос является одним из приоритетных.

Особенно актуальна проблема использования контрафактных комплектующих в авиастроительной отрасли, где безопасность полетов является критически важным фактором. А если учесть, что авиационная продукция составляет порядка 60% в структуре российского экспорта вооружений и военной техники (ВВТ), контрафакт можно расценивать как серьезную угрозу экономической безопасности ВТС России с иностранными государствами.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВУ И ОБОРОТУ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Рассматривая причины, стимулирующие развитие и функционирование рынка контрафактных предметов снабжения в различных отраслях ОПК России, можно выделить три основных фактора.

Во-первых, целенаправленное создание дефицита оригинальных комплектующих и запасных частей. Во-вторых, искусственное завышение цен на продукцию официальных производителей. В-третьих, неурегулированность нормативно-правовых вопросов противодействия производству и обороту контрафактной продукции.

Первые два фактора взаимосвязаны, т. к. искусственное создание дефицита запасных частей и комплектующих неминуемо способствует росту их стоимости.

Особенно актуальна проблема контрафактных комплектующих для предприятий, занимающихся производством и ремонтом авиатехники.

Здесь есть как объективные, так и субъективные причины. Прежде всего, это прекращение производства некоторых видов запасных частей и комплектующих к ПВН, на которые сохраняется спрос на внешнем рынке. Такая ситуация характерна в сфере технической поддержки ранее поставленной на экспорт техники. Способствует расширению контрафакта и неоправданно завышенные производителями (поставщиками) сроки рассмотрения заявок, оформления, производства и поставки продукции. Например, поставка конечному заказчику комплектующих по вертолетной тематике, в зависимости от сложности технологического цикла изделий, составляет от двадцати дней до одного года и более. В свою очередь, дельцы контрафактного рынка могут поставить свою «продукцию» в сжатые сроки и зачастую по более низким ценам.

Однако главной причиной является текущая коррупционная ситуация, сложившаяся в секторе производства и реализации запасных частей и комплектующих.

После развала советской системы материально-технического снабжения, основу которой составляли несколько крупных государственных объединений, гарантировавших полную и своевременную поставку качественного технического имущества с заводов-изготовителей, образовалось множество различных структур, которые заняли их нишу. По оценкам специалистов, на сегодняшний день только в авиастроительной отрасли более 70% поставок компонентов к самолетам и вертолетам обеспечивают посреднические фирмы-поставщики.

Образовавшаяся «непроизводственная» надстройка стала дополнительным барьером, отделяющим производителей оригинальных запасных частей и комплектующих от реальных запросов рынка и потребителей. По этой причине заводы-изготовители не могут эффективно планировать и корректировать свою производственную деятельность, что приводит либо к локальному перепроизводству, либо к нехватке комплектующих изделий. В свою очередь, возможность посреднических структур выступать в качестве искусственного регулятора на рынке создает благоприятную почву для увеличения оборота контрафактных изделий.

Серьезным фактором, способствующим процветанию оборота контрафактных комплектующих, можно справедливо считать проблему недостаточного нормативно-правового регулирования в области уголовной и административной ответственности за изготовление и распространение фальсифицированной продукции. На сегодняшний день уголовные дела за преступления, связанные с производством и распространением контрафактных товаров, возбуждаются только при достижении ущерба в сумме не менее полутора миллионов рублей.

По заявлению начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Дениса Сугробова, «такой объем очень сложно выявить и, соответственно, возбудить уголовное дело». Поэтому реальное количество судебных санкций за преступления, связанные с производством и оборотом контрафактной продукции в российском ОПК, несопоставимо по сравнению с истинным масштабом этого явления. А, как известно еще со времен Цицерона, «величайшее поощрение преступления – это безнаказанность». Таким образом, слабая реализация принципа неотвратимости наказания и «мягкие сроки» в рамках действующего законодательства за подобного рода преступления позволяют производству и сбыту контрафактной продукции оставаться высоко прибыльным видом криминального бизнеса при низкой степени риска.

Наличие контрафактных предметов снабжения в ПВН может свидетельствовать о недостатках в системе менеджмента качества на предприятиях ОПК. И это – еще один проблемный вопрос.

Диагностика ситуации с сертификацией систем менеджмента качества показывает, что около 60% организаций ОПК имеют сертификаты, но сертификаты на системы управления качеством, признанные на внешнем рынке, есть только у 10% организаций.

В системе «Военного регистра» аккредитовано 29 органов по сертификации систем управления качеством и 28 органов по сертификации продукции.

Добровольный характер сертификации, который определен в законодательстве, а также результаты отдельных аудитов свидетельствуют, что многие организации оборонно-промышленного комплекса получают сертификаты на систему управления качеством при отсутствии реально внедренных в производство документированных процедур контроля и управления качеством. Результат такого положения дел – значительное количество рекламаций по гособоронзаказу, а также увеличение рекламаций по линии военно-технического сотрудничества.

ПУТИ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОНТРАФАКТОМ В СФЕРЕ ВТС

Противодействие обороту контрафактных и фальсифицированных предметов снабжения, используемых в ПВН, должно носить комплексный характер. Основные усилия в этой борьбе необходимо сосредоточить по трем направлениям: организационно-техническому, нормативно-правовому и финансово-экономическому.

Начальник Департамента безопасности «Рособоронэкспорта»

Валерий Варламов.

Организационно-технические меры по противодействию обороту контрафактных предметов снабжения предполагают использование на предприятиях и организациях ОПК современных методов, позволяющих эффективно бороться с контрафактом. В этой связи необходимо внедрять современные технологии маркировки комплектующих изделий в процессе их производства, что значительно повысит уровень защиты оригинальных запасных деталей от подделок и копирования. Нужно полностью автоматизировать процессы учета, хранения, обработки и обмена идентификационной информацией об оригинальных запасных частях на всех стадиях оборота продукции. Это позволит полностью проследить жизненный цикл изделия, начиная от научных исследований и маркетинга, заканчивая его утилизацией. Еще одним важным шагом в этом направлении будет дальнейшее развитие и совершенствование системы каталогизации и интегрированного логистического обеспечения отечественной ПВН, поставляемой на экспорт.

Наличие электронных каталогов выпускаемой ПВН является сегодня одним из важных критериев, определяющих ее конкурентоспособность на мировом рынке ВВТ. Требования по каталогизации становятся необходимым условием для участия в тендерах, а также при заключении экспортных контрактов на поставку ПВН. Все это имеет большое значение для деятельности государственного посредника – ОАО «Рособоронэкспорт» и широко используется в практике нашей работы.

Рассматривая каталогизацию и интегрированную логистическую поддержку экспортируемой ПВН в качестве инструмента противодействия обороту контрафактных предметов снабжения, следует отметить, что расширение масштабов использования данной системы окажет положительное влияние на процессы естественного регулирования рынка запасных частей и комплектующих к ПВН. Во многом этому будет способствовать рациональная организация процесса снабжения потребителей запасными частями и комплектующими к ПВН. Это позволит избежать как дефицита, так и избытка данной продукции на рынке.

Переход России на второй уровень участия в Системе каталогизации НАТО предоставил возможность не только получать и редактировать информацию обо всех предприятиях-поставщиках предметов снабжения ПВН, зарегистрированных под российскими национальными номенклатурными номерами, но и обязал уполномоченного субъекта размещать соответствующие данные об этих предприятиях. В соответствии с соглашением, подписанным советом национальных директоров НАТО по каталогизации AC/135, это право было предоставлено Центру каталогизации государственного заказчика по экспортно-импортным операциям в области ВТС, образованному в Департаменте информационных технологий ОАО «Рособоронэкспорт».

Таким образом, информационные ресурсы системы каталогизации предметов снабжения экспортируемой ПВН можно рассматривать в качестве аналитического инструмента для выявления и пресечения деятельности недобросовестных поставщиков.

На сегодняшний день многие предприятия и организации уже начинают внедрять технические решения для защиты своей продукции от копирования. Показательным примером является ОАО «Уралвагонзавод», где используются современные технологии маркировки и учета комплектующих изделий, производимых для ОАО «РЖД». Результатом принятых мер можно считать пресечение деятельности крупного предприятия-производителя, незаконно использующего зарегистрированный товарный знак, а также значительное сокращение количества контрафактной и фальсифицированной продукции в данном сегменте.

К сожалению, производители ПВН не очень активно используют современные технологии защиты от контрафакта. Это объясняется дополнительными финансовыми затратами на внедрение и эксплуатацию технологического оборудования, необходимого для реализации заявленных целей, а также техническими сложностями, связанными с интеграцией в технологический процесс производства некоторых видов ПВН оборудования для маркировки изделий и считывания информации. Но одной из главных причин являются сложности, сопутствующие пересмотру и корректировке огромного количества документов в области стандартизации, а также конструкторской, нормативно-технической и иной документации, регламентирующей процессы производства и эксплуатации ПВН.

Участники заседания секции «Экономическая и информационная безопасность» Научно-технического совета «Рособоронэкспорта».

В настоящее время фонд документов по стандартизации оборонной продукции составляет более 45 тыс. документов. Фонд документов в области общетехнических и организационно-методических систем (комплексов) стандартов на оборонную продукцию составляет более 1,3 тыс. документов. Однако темпы обновления существующего фонда пока недостаточные. В России средний показатель обновления не превышает 1% в год. Причина – недостаточное финансирование. При этом в развитых странах темпы обновления документальных фондов составляют 9-10%.

Решение этой задачи станет одним из приоритетных направлений в работе по изменению и гармонизации нормативно-правового поля в целях противодействия обороту контрафактных и фальсифицированных элементов снабжения, используемых при производстве и эксплуатации ПВН.

Также необходимо дополнить статью 1515 Гражданского кодекса РФ положениями, дающими четкое определение контрафактной продукции военного назначения. На сегодняшний день определение «контрафактности» товара, приведенное в положениях этой статьи, не соответствует общепризнанной в мировой практике трактовке «контрафактности» промышленной продукции и не отражает специфики оборонной продукции.

На уровне федерального законодательства важно регламентировать требования к организациям, предприятиям-производителям и поставщикам ПВН, которые касаются использования уникальной идентификации выпускаемой и поставляемой продукции, машиносчитываемой маркировки, а также ведению регистра уникально идентифицированных изделий.

И, наконец, необходимо ужесточить санкции и пересмотреть существующий порядок привлечения к уголовной ответственности за производство и распространение контрафактных материалов, деталей и комплектующих изделий, применяемых при создании и эксплуатации ПВН.

Остается надеяться, что вступление нашей страны в ВТО позволит ускорить процесс гармонизации российского законодательства в области контрафакта и привести его в соответствие с мировой практикой.

Реализация и внедрение рассмотренных мер по противодействию оборота контрафактных и фальсифицированных предметов снабжения, используемых в ПВН, во многом будет зависеть от финансово-экономической поддержки со стороны государства. Отрадно отметить, что за последние годы выделяются все более значительные финансовые ресурсы на модернизацию и развитие отечественного ОПК. Так, в 2011 г. предприятиям оборонно-промышленного комплекса были предоставлены кредиты на общую сумму 168 млрд. рублей. В программу кредитования были включены авиационно-космические и судостроительные предприятия.

Для технологического развития ОПК реализуется десять федеральных целевых программ. При этом основные усилия сосредоточены на технологическом перевооружении предприятий.

Подводя итог, необходимо отметить, что решение проблемы оборота контрафактных материалов, деталей и комплектующих к ПВН требует модернизации всей системы обеспечения безопасности продукции и процессов ее производства и обращения. Нужно постоянно совершенствовать национальное законодательство и правоприменительную практику с учетом мировых тенденций, основанных на нормах ВТО; гармонизировать конструкторскую, нормативно-техническую и иную документацию, регламентирующую процессы производства и эксплуатации ПВН. Конечно, вся эта работа должна проводиться при непосредственном участии государства.

Все отмеченные области решения проблемы контрафакта тесно взаимосвязаны между собой, а эффективность и качество решения конкретных вопросов по одному из этих направлений будет зависеть от полноты и достаточности принятых мер по всем остальным вопросам.

Валерий Иванович ВАРЛАМОВ – начальник Департамента безопасности ОАО «Рособоронэкспорт»

Александр Евгеньевич ЗЮСКЕВИЧ – начальник информационно-аналитического отдела Департамента безопасности ОАО «Рособоронэкспорт»


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS