Вертикаль «Сухого»
Крупнейший российский авиапроизводитель консолидировал свой бизнес

Компания «Сухой» – признанный лидер отечественного авиастроения, вступила в 2013 г. с обновленной организационной структурой. Образовано единое юридическое лицо – к Компании «Сухой» на правах филиалов присоединены ОКБ Сухого, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (бывшее КнААПО) и Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова (бывшее НАПО).

Иван КАРЕВ

Структура управления Компанией «Сухой» на всем протяжении ее истории была фактически эталонной для постсоветского авиапрома. Это доказано высокими показателями работы как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Особенно рельефно тесную увязку правильного выбора модели построения бизнеса с конечным результатом отражает ситуация минувшего десятилетия.

Авиационная холдинговая компания «Сухой», созданная в 2001 г., объединила управляющую структуру, ОАО «ОКБ Сухого», а также ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина» и ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова», по 74,5% акций каждого из которых были внесены в уставный капитал АХК. «Сухой» стал первым в российском авиапроме холдингом такого типа, объединяющим разработчиков и изготовителей под началом управляющей компании. Впоследствии по такой схеме была реорганизована большая часть предприятий отечественного ОПК. Более того, формирование Объединенной авиастроительной корпорации, завершившееся в 2006 г., велось фактически на тех же принципах, по которым создавалась АХК «Сухой».

Система управления компанией строилась на базе подразделений Программного блока на трех предприятиях: непосредственно в АХК «Сухой», в ОКБ Сухого и в КнААПО. Основной задачей управляющей структуры была организация взаимодействия в области продаж, экономики и поставок. Дирекция программ в ОКБ Сухого, как и положено, вела научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Основной задачей дирекций программ на КнААПО являлась координация производства самолетов Т-50 и Су-35С. При этом представители АХК «Сухой» входили в советы директоров дочерних обществ, участвовали в общих собраниях акционеров – тем самым решались стратегические вопросы развития холдинга. Взаимодействие между предприятиями и управляющей компанией осуществлялось с помощью договоров.

С 2001 г. АХК «Сухой» под руководством Михаила Погосяна добилась существенных успехов как в деле создания новых самолетов и модернизации машин существующего продуктового ряда, так и экспортных поставок авиационной техники. Холдинг сохранил, а затем и упрочил свой статус ведущей структуры в отечественном авиастроении, прочно вошел в число основных мировых экспортеров боевых истребителей. Казалось бы, это лучшее доказательство того, что налаженная структура управления полностью отвечает своим задачам и является залогом дальнейшего успешного развития. Однако руководство Компании «Сухой» посчитало, что всегда актуальные задачи по повышению конкурентоспособности и качества продукции, от которых напрямую зависит укрепление позиций на рынке авиатехники, на настоящем этапе требуют пересмотреть и перенастроить систему управления холдингом.

При новой схеме, когда все структурные подразделения объединены в одном юридическом лице, компания становится вертикально интегрированной структурой. Такой подход обусловлен логикой развития компании, переходящей от производства одного семейства самолетов к реализации нескольких крупных проектов – разворачиванию серийного производства истребителя пятого поколения и наращиванию объ-емов изготовления лайнеров Sukhoi SuperJet 100.

В настоящее время сформирован единый центр принятия операционных решений по направлениям деятельности. У каждой из реализующихся компанией программ теперь будет два основных руководителя: директор и главный конструктор. Такое построение системы управления позволяет добиться жесткой централизации отдельных функций управления, повысить четкость и оперативность принимаемых решений.

Основной особенностью деятельности объединенной компании будет выполнение наукоемких, долгосрочных НИОКР со специализацией в области военной и гражданской авиации. Выполнение НИОКР будет осуществляться по схеме проектного управления. Важнейшими перспективными направлениями работы определены создание перспективного многофункционального истребителя (ПМИ), беспилотных летательных аппаратов, разработка модификаций лайнера Sukhoi Superjet 100, сверхзвукового административного самолета SSBJ.

Формирование единого холдинга способствует концентрации трудовых и финансовых ресурсов, максимизирует отдачу от инвестиций. Активнее будет развиваться внутренняя производственная кооперация, повысится эффективность взаимодействия со смежниками, что благоприятно скажется на себестоимости продукции и сроках выполнения заказов на производство и поставку самолетов. В целом будет заметно снижен уровень бюрократических и административных издержек.

Образование единого юридического лица выгодно не только самой Компании «Сухой», но и ее заказчикам – теперь ОАК и Министерство обороны будут взаимодействовать с единым исполнителем, что, в частности, должно упросить реализацию гособоронзаказа. Не останутся внакладе и те регионы, в которых располагаются филиалы «Сухого»: при новой структуре увеличатся налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Надо отметить, что консолидация бизнеса (причем не только на национальном, но и на глобальном уровне) с целью снижения издержек, интенсификации производительности труда, а в целом – повышения конкурентоспособности в становящейся все более и более сложной аэрокосмической отрасли является общемировой тенденцией. Отдельно взятая авиационная фирма, пусть даже с весьма талантливым научно-техническим персоналом и школой, уходящей корнями ко временам зарождения авиации, сегодня просто не в состоянии противостоять таким гигантам, как EADS, Boeing или Lockheed Martin. Поэтому консолидация «Сухого» – важнейшее средство для завоевания и расширения места российской продукции на мировом рынке авиационной техники. Не менее важным представляется она и для внутреннего рынка. В соответствии с Госпрограммой развития вооружений на 2011-2020 гг. ВВС РФ должны получить 184 самолета семейства Су-27 от Комсомольского-на-Амуре и Новосибирского заводов, в ближайшей перспективе предстоит запустить в серию истребитель пятого поколения Т-50, требует наращивания объемов производства программа Sukhoi SuperJet 100 – по оценке экспертов, до 2027 г. может быть реализовано не менее тысячи лайнеров этого типа.

Безусловно, создание единой Компании «Сухой» позволит ей значительно развить свой производственный потенциал, придаст мощный поступательный импульс всему российскому авиастроению и существенно укрепит позиции России как великой авиационной державы.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS