Хризотиловый асбест: оборона и ВТС
Корреспондент журнала «Национальная оборона» побывал в ОАО «Оренбургские минералы» (во времена СССР это был Киембаевский горно-обогатительный комбинат), расположенном в г. Ясный Оренбургской области

Поводом для этой поездки стал пресс-релиз, в котором НО «Хризотиловая ассоциация» выразила крайнюю озабоченность в связи с публикациями в СМИ о провале испытаний российского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». На авианосце вышли из строя 7 из 8 паровых котлов, основной причиной газета «Коммерсантъ» назвала отказ от использования асбеста в теплоизоляции энергетических установок. Вместо асбестосодержащей изоляции, изначально применявшейся на корабле, была использована изоляция из огнеупорного кирпича. В результате испытаний кирпич просто рассыпался, не выдержав температурного режима.

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

ЯСНЫЙ – МОСКВА

Инициатива о замене асбеста в конструктиве теплоизоляционных блоков, по данным «Коммерсанта», принадлежала индийской стороне. Данное требование находится в логике существующего сегодня в мире тренда отказа от использования асбеста из-за потенциального вреда здоровью, который он, якобы, мог причинить экипажу. Это прямое следствие антиасбестовой кампании, проводимой группой международных экологических организаций и направленной на полный запрет всех видов асбеста в мире без учета дифференцированного подхода к различным его видам и существующих научных данных. При этом это первый подобный случай на рынке вооружений, ставший публичным.

Стоит отметить, что в России традиционно используется хризотиловый асбест, который при контролируемом использовании не представляет угрозы для человека. Именно поэтому возникает вопрос о целесообразности требований индийской стороны, учитывая тот факт, что в Индии хризотиловый асбест используется без ограничений.

Асбестосодержащие материалы широко и успешно используются в самых различных областях, например в строительстве, автомобильной и оборонной промышленности и ракетостроении.

Тема нас заинтересовала, мы связались с пресс-службой ОАО «Оренбургские минералы», чтобы получить дополнительную информацию, и совершенно неожиданно получили приглашение посетить предприятие. Стало интересно – а как связан с вопросами военно-технического сотрудничества и обороноспособности горно-обогатильный комбинат?

Асбест, применяемый в строительстве, делится на две группы – хризотиловый и амфиболовый. Амфиболовый асбест, в отличие от хризотила, отличается, среди прочего, кислотоустойчивостью.

Активно разрабатывать и использовать асбест начали в конце XIX – начале XX века. До конца XX века и хризотил, и амфибол активно использовались по всему миру – пока не стала накапливаться статистика асбестообусловленной заболеваемости. Собственно, впервые патогенность асбеста обнаружилась уже в 1907 году: у рабочих, контактировавших с ним, был выявлен легочный фиброз (увеличение соединительной ткани легких в ущерб функциональной). Несколько позже заболевание окрестили асбестозом. В 1970-е годы накопленные данные подтвердили, что люди, работающие с асбестом, подвержены повышенному риску онкозаболеваний, среди которых рак легких и мезотолиома – злокачественная опухоль плевры. Асбест после этого был включен в список канцерогенных веществ, причем сразу в первую категорию опасности. Отсюда-то и берет корни нынешняя антиасбестовая кампания, лидирует в которой Европа.

Но при более глубоком рассмотрении проблемы проявляются нюансы: активный канцерогенный эффект на организм оказывает именно амфиболовый асбест. Причина как раз в его кислотоустойчивости – в легких человека он практически не разлагается. С хризотилом, говорят специалисты, ситуация другая: в человеческом организме период «полураспада» волокон – от семи часов до пары недель.

Впрочем, научные аргументы в этой войне, похоже, играют явно не первую роль. Ведь делится – ни много ни мало – мировой рынок сбыта строительных материалов: что устоит в неравном споре – российский дешевый асбест, востребованный на рынках СНГ и Азии, или, скажем, европейский дорогостоящий заменитель? Здесь с неизбежностью придется проплачивать нужные исследования и прибегать к подковерным методам борьбы. Собственно, защитники хризотила и не скрывают, что приходится порою для результата прибегнуть к «хорошей коррупции».

Правда, следует также помнить, что в России от результата этой борьбы зависит около 50 тысяч рабочих мест, среди которых – рабочие места ясненцев.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS