Разработка и реализация концепций, программ и планов в области военно-технического обеспечения обороны, достигнутые результаты внедрения усложняющихся разработок ОПК, реализация конкурентных направлений и перспективных программ военно-технического сотрудничества – вот главные результаты работы ВПК, благодаря которым Россия достойно конкурирует на рынке вооружений и является сильной и уважаемой во всем мире державой. Тесно взаимодействует с ВПК и ОАО «ГРЦ Макеева». |
Развитие морских стратегических ядерных сил в современной России определялось многими экономическими, политическими и военно-техническими условиями. Стратегия создания сложных технических систем, осуществляемая руководством в условиях становления рыночных отношений в стране и жесткой конкурентной среды, как и прежде базировалась на накопленном запасе прочности и потенциале Государственного ракетного центра – головного разработчика жидкостных и твердотопливных морских ракет и ракетных комплексов стратегического назначения. Результатом этой деятельности за последнее десятилетие стало укрепление научно-технического, производственно-технологического и кадрового потенциала предприятия, удовлетворение потребностей заказчика по научно-техническому уровню разрабатываемых ракетных комплексов, укрепление позиций предприятия на рынке ракетно-космических услуг.
СНАЧАЛА «СИНЕВА»
В апреле 1998 г. Министерство обороны выработало предложения о развитии морских стратегических ядерных сил, которые предусматривали сокращение количества ремонтируемых подводных лодок проекта 667БДРМ и прекращение изготовления ракет Р-29РМУ. Альтернативы, предложенные ГРЦ и Российским космическим агентством, рассматривались в июле 1998 г. на государственном уровне. Было принято решение: обеспечить проведение ремонта ракетоносцев проекта 667БДРМ и определить необходимые объемы и сроки производства ракет Р-29РМУ. В октябре 1998 г. руководством страны был установлен порядок и сроки разработки ракетного комплекса «Синева», начиная с выпуска аванпроекта.
Владимир Григорьевич ДЕГТЯРЬ – генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «ГРЦ Макеева», член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор |
Так началась опытно-конструкторская разработка «Синева». В июле 1999 г. утверждено тактико-техническое задание (ракета Р-29РМУ2, комплекс Д-9РМУ2) и заключен государственный контракт. В январе 2000 г. для разработки был принят вариант ракеты «существующего типа» с четырехблочным оснащением при сохранении технической возможности применения десятиблочного оснащения.
После защиты эскизного проекта в полном объеме была проведена экспериментальная отработка макетов и узлов ракеты «Синева», разработана конструкторская документация. В 2003 г. начаты, а в июне 2004 г. завершены государственные летные испытания. В декабре 2004 г. итоговый отчет государственной комиссии по проведению испытаний рассмотрен и одобрен Военно-морским флотом и Роскосмосом.
В результате опытно-конструкторской работы «Синева» создана ракета Р-29РМУ2 как ракета «существующего типа РСМ-54» (в терминологии Договора СНВ-1), которая оснащается четырьмя блоками среднего класса мощности, разработанными по ОКР «Станция» (2002 г.), и средствами противодействия противоракетной обороне. В бортовой системе управления применена российская элементная база, а также использовано комплексирование приборов, элементов и алгоритмов систем управления ракет Р-39УТТХ и Р-29РМУ.
Оснащение ракеты средствами противодействия повысило эффективность ее использования в условиях развертывания противоракетной обороны. Боевая ступень ракеты и средства противодействия созданы на основе адаптивно-модульного принципа и предусматривают возможность реагирования на изменения внешней обстановки путем замены боевой нагрузки. Потенциал и высокие энергетические возможности ракеты «Синева» были продемонстрированы в 2008 г. пуском на дальность стрельбы более 11500 км по боевому полю в акватории Тихого океана.
Ракета «Синева» принята на вооружение Указом президента РФ в июле 2007 г. Ее серийное производство продолжается на Красноярском машиностроительном заводе.
А ТЕПЕРЬ – «ЛАЙНЕР»
В интересах реализации адаптивно-модульных возможностей ракет «Синева», в части оснащения разными боевыми блоками, гособоронзаказом было задано проведение опытно-конструкторской разработки, предусматривающей оснащение ракеты десятью боевыми блоками малого класса мощности. Ракете присваивался новый индекс Р-29РМУ2.1 и наименование «Лайнер».
В 2009 г. разработан и представлен к защите эскизный проект, в 2010 г. разработана конструкторская документация и изготовлена материальная часть для наземной экспериментальной отработки, в мае-сентябре 2011 г. выполнены два успешных пуска ракет Р-29РМУ2.1 c подводной лодки, по результатам которых государственная комиссия рекомендовала принять ракету «Лайнер» на вооружение.
В опытно-конструкторской работе «Лайнер» выполнена привязка нового боевого блока к бортовой системе управления и ракете. Головные разработчики боевого блока – Московский институт теплотехники, Всероссийский НИИ технической физики. На ракету Р-29РМУ2.1 («Лайнер») новый боевой блок устанавливается без каких-либо конструкторских изменений за счет применения адаптеров, а также специально разработанной индивидуальной установочной платформы, сопрягаемой со штатным посадочным местом ракеты.
Возможны следующие варианты боевой нагрузки ракеты Р-29РМУ2.1: четыре боевых блока среднего класса с установкой или без установки ложных целей; десять боевых блоков малого класса мощности с ложными целями. Есть и другие варианты. Например, восемь боевых блоков малого класса мощности с более эффективным КСП ПРО.
Ракеты «Синева» и «Лайнер» продлили существование Северо-Западной группировки подводных лодок проекта 667БДРМ до 2030 г. Без опытно-конструкторских разработок «Станция», «Синева», «Лайнер» и «Пакт» с 2011 г. морская составляющая российских стратегических ядерных сил сдерживания, вероятно, прекратила бы свое существование.
Современные морские баллистические ракеты «Синева» и «Лайнер» превосходят все аналоги отечественных и зарубежных ракет по техническому уровню (энерговесовому совершенству) и не уступают им по боевым качествам. Это иллюстрируется приведенной таблицей.
ПРОЕКТ «ВОЗДУШНЫЙ СТАРТ»
ОАО «ГРЦ Макеева» возглавляет кооперацию аэрокосмических организаций России по созданию авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРК КН) «Воздушный старт». Комплекс создается в целях поддержания многофункциональности и рациональной взаимозаменяемости систем средств выведения для достижения гарантированного независимого доступа в космос, национальной безопасности и возможности предоставления услуг на мировом рынке.
В состав АРК КН «Воздушный старт» входят: ракетный сегмент с ракетой «Полет», авиационный сегмент с самолетом Ан-124 «Руслан», космический сегмент, включающий измерительный комплекс, а также командный пункт.
Концепция комплекса «Воздушный старт» носит инновационный характер и предусматривает:
• использование в качестве стартовой платформы транспортного самолета Ан-124 «Руслан»;
• создание стотонной ракеты на базе высоконадежных, отработанных систем и двигателей с экологически чистыми компонентами топлива – «жидкий кислород + керосин»;
• пуск ракеты на высоте 10 км с помощью пусковой авиационной установки при выполнении самолетом маневра «горка»;
• выведение космических аппаратов на любые околоземные орбиты, включая геопереходные, геостационарные и отлетные траектории.
Ан-124-100 «Руслан» с ракетой космического назначения «Полет». |
Реализация проекта «Воздушный старт» обеспечит возможность запусков без строительства дорогостоящих стартовых сооружений, гибкость в выборе точки старта, включая приэкваториальные широты, с обеспечением всеазимутальных наклонений орбит без выделения дополнительных зон отчуждения для падения отработавших ступеней ракеты.
В 2005 г. опытно-конструкторские работы по теме «Воздушный старт» постановлением правительства РФ от 22.10.2005 №635 включены в Федеральную космическую программу России на 2006-2015 гг. на внебюджетной основе. Заказчиком ОКР определена ЗАО «Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт», головным исполнителем решением Федерального космического агентства определено ОАО «ГРЦ Макеева». Проект был рассмотрен на расширенном заседании Научно-технического совета Роскосмоса с участием представителей аппарата правительства РФ, Минэкономразвития и Минобороны России, свыше 20 научно-исследовательских институтов, предприятий и организаций авиационной и ракетно-космической промышленности. Он был одобрен и рекомендован к дальнейшей разработке.
В 2002-2008 гг. проведены переговоры с государственными органами Республики Индонезии (в том числе с Национальным институтом аэронавтики и космоса), достигнута договоренность о создании инфраструктуры космопорта «Воздушный старт» на острове Биак. В 2009 г. на заседании российско-германской Стратегической рабочей группы проект «Воздушный старт» и Европейский интеграционный центр полезных нагрузок в аэропорту Мюнхена включены в перечень приоритетных российско-германских проектов. В 2011 г. проект «Воздушный старт» включен в перечень пилотных внешнеэкономических проектов в области модернизации экономики России, а также в Дорожную карту торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия – АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии).
В июне 2012 г. на заседании НТС Военно-промышленной комиссии правительства РФ проект «Воздушный старт» был представлен как инновационный в сочетании с высоконадежными проверенными техническими решениями. В ближайшие годы участниками проекта предполагается провести отработку основной инновационной составляющей проекта – технологии высотного десантирования ракеты.