Ударная сила России
Самолеты марки «Су» остаются основой парка ВВС РФ и главным экспортным товаром

Компания «Сухой» по праву занимает видное место в истории авиации СССР, а в постсоветское время она вышла на лидирующие позиции как по своему инновационному потенциалу, так и коммерческим успехам, по сути, оставшись единственной отечественной авиастроительной компанией, конструкторское бюро которой способно создавать новые авиационные платформы.

Андрей ФРОЛОВ

Самолеты этого КБ, прежде всего, легкий бомбардировщик Су-2, принимали участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Штурмовик Су-6 в ходе войны был фактически доведен до серийного производства. Лишь нежелание военно-политического руководства страны сокращать производство отработанного массового Ил-2 не позволило запустить в серию эту машину, имевшую очевидное превосходство по целому ряду параметров.

Расцвет ОКБ пришелся уже на реактивную эру, когда в ВВС стали поступать самолеты марки «Су» практически во всей номенклатуре: от перехватчиков, до штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков. Возможности авиаконструкторов ОКБ в то время были ярко продемонстрированы при создании революционного стратегического бомбардировщика Т-4, опытный экземпляр которого поднялся в воздух в 1972 г. Уже тогда в этом проекте отчетливо проступил характерный почерк суховцев, главной чертой которого стала готовность идти на технический риск и реализовывать прорывные решения.

Михаил Погосян.

Отметим новаторский подход к созданию машин – резервы для модернизации оказались настолько значительными, что некоторые самолеты разработки ОКБ Сухого конца 1960-х – середины 1970-х гг. до сих пор стоят на вооружении ВВС России и более 30 зарубежных стран. Это фронтовой бомбардировщик Су-24М, истребитель-бомбардировщик Су-17/22 и штурмовик Су-25. Ряд модернизаций позволил значительно увеличить потенциал этих самолетов и сохранить их характеристики на уровне, отвечающем современным требованиям. Более того, программы модернизации Су-24 и Су-25СМ продолжаются, причем последний планируется совершенствовать фактически в течение всего срока действующей в настоящее время Государственной программы вооружения на период до 2020 года (ГПВ-2020).

Впрочем, самым известным и по праву заслуженным успехом ОКБ Сухого стала разработка истребителя Су-27, одного из лучших мировых истребителей поколений 4 и 4+/++. В сущности, платформа Т-10 позволила российским ВВС остаться в высшей лиге лучших военно-воздушных сил мира даже в самые тяжелые времена, последовавшие вслед за национальной катастрофой 1991 г. Более того, экспорт истребителей семейства Су-27/30 обеспечил выживание российской авиационной промышленности в период отсутствия внутреннего оборонного заказа и создал базовые условия для нового этапа ее развития, который наступил с принятием Государственной программы вооружения на период до 2020 г. Всего за постсоветское время на экспорт было поставлено более 500 «суховских» истребителей, не считая двух с половиной сотен машинокомплектов для лицензионного производства

Су-27 в Китае и Су-30 в Индии. Это невероятный результат для весьма узкого сегмента дорогих истребителей тяжелого класса, который превосходит даже американские продажи на экспорт аналогичного F-15. Надо заметить, что такой результат был достигнут не только благодаря «хорошей наследственности», то есть собственно наличию отличного предложения в виде Су-27. Некоторые другие российские КБ перед тем как окунуться в рыночную стихию тоже имели неплохие стартовые условия, но не сумели воспользоваться этими возможностями. «Суховцы» же не просто эксплуатировали доставшийся им из советского прошлого задел, но постоянно развивали и совершенствовали продукт, создав линейку предложения от консервативного Су-30МК2 до близкого по своим возможностям к пятому поколению Су-35.

Су-27 и его модификации стали «становым хребтом» ВВС России.

Ключевую роль в сохранении такого инновационного динамизма сыграла вовремя случившаяся смена поколений в руководстве КБ. В 1998 г. его возглавил молодой Михаил Погосян, которому на тот момент был всего 41 год. Видимо, это обстоятельство сыграло определяющую роль в способности КБ и созданной вокруг него корпорации «Сухой» адаптироваться к рыночным условиям.

Су-27 и его модификации стали «становым хребтом» отечественной авиации. Характерным моментом является тот факт, что Су-27, выпущенные еще в советское время, стали первыми самолетами, которые российские ВВС стали модернизировать (в вариант Су-27СМ) в начале

2000-х гг., когда финансирование расходов на Вооруженные Силы несколько выросло. В настоящее время единственными закупаемыми ВВС боевыми самолетами являются истребители и фронтовые бомбардировщики марки «Су». Компания фактически стала монополистом в разработке отечественных пилотируемых боевых платформ. Более того, и перспективы отечественной боевой авиации связаны исключительно с «Сухим» – компания разрабатывает истребитель пятого поколения Т-50, три опытных летных экземпляра которого уже построены и проходят испытания. Бомбардировщик Су-34 должен сменить Су-24М и даже взять на себя часть функций дальнего бомбардировщика Ту-22М. Поскольку планируется модернизировать только 30 единиц Ту-22М, Су-34 после 2020 г. может стать основным субстратегическим отечественным бомбардировщиком. Точным показателем значения, которое придают этой машине ВВС России, являются размещенные на него заказы Министерства обороны. Всего российские военные уже законтрактовали более 120 Су-34, и это количество превышает закупки любых других боевых авиационных комплексов в постсоветское время. При этом есть основания полагать, что этим закупки Су-34 не ограничатся.

Беглый взгляд на озвученные параметры закупок в рамках ГПВ-2020 не оставляют сомнений в том, что именно на продукцию «Сухого» придется основная доля поставок новой техники в ВВС. Согласно данным, опубликованным в открытой печати, до 2020 г. предполагается закупить 74 истребителя Т-50 (включая 14 опытных и предсерийных машин), 96-120 истребителей Су-35С, 60 истребителей Су-30СМ, 129-147 фронтовых бомбардировщиков Су-34 и около 12 штурмовиков Су-25УБМ, то есть максимально порядка 400 боевых самолетов из числа тех 600 машин, которые будут закуплены ВВС в целом.

Программа модернизации бомбардировщиков Су-24 продолжается.

Таким образом, в перспективе самолеты разработки компании «Сухой» сохранят роль «станового хребта» отечественных ВВС. Более того, на сегодняшний день очевидно, что именно с будущими достижениями в области разработки новой техники будут связаны и успехи России на внешних рынках. С учетом того, что на поставки авиационной техники традиционно приходится порядка 50% от всего отечественного оружейного экспорта, а в них доминируют истребители марки «Су», роль «Сухого» становится определяющей  для сохранения и потенциального расширения позиций России как великой авиационной державы.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS