Когда голова вертит шеей
Эффективная схема разработки гиростабилизированных систем

В последнее время в российских и зарубежных вооруженных силах резко возрос спрос на гиростабилизированные системы или компоненты систем с гироскопической стабилизацией.

Леонид МОСКОВЧЕНКО

Артем МОСКОВЧЕНКО

Антон ВЛАСОВ

Это обусловлено множеством факторов (снижением цен при повышении точностных и отказоустойчивых характерис-тик комплектующих, общими тенденциями развития войсковых сис-тем управления и наблюдения и т.д.). Активно ведутся работы как по разработке новых гиростабилизированных оптико-электронных и радиолокационных систем, так и по модернизации существующих (например, с переходом от косвенной стабилизации к гироскопической). Если с процессом модернизации все более или менее понятно – перевести систему на гиростабилизированную платформу, скорее всего, поручат предприятию, специализирующемуся на решении подобных задач, то с разработкой новых систем ситуация сложнее. Уже не единичны примеры, когда разработка той или иной гиростабилизированной системы «пробуксовывает», ставя под угрозу сложные и важные военно-технические проекты. Понятно, что причин можно привести достаточно – это и последствия упадка российской высокоточной техники, и недостатки базовых электронных компонентов, и пр. Однако немаловажным, а скорее основным, фактором служит схема исполнения заказа, которая зачастую формируется неэффективно.

Рис. 1

Сложившаяся схема

На примере разработки некой новой ракеты с оптической головкой самонаведения рассмотрим обычно складывающуюся схему разработки продукции. Укрупненно она выглядит примерно так:

1. Заказчик разрабатывает ТЗ на новую ракету с оптической головкой самонаведения.

2. ТЗ передается головному исполнителю, который разбивает его на подсистемы, формулирует частное техническое задание (ЧТЗ), и распределяет их между собой и соисполнителями.

3. Этап разработки, доработки, испытания и т.д.

4. Головной исполнитель получает результаты работы соисполнителей, соединяет все вместе.

5. Головной исполнитель сдает проект заказчику.

В целом схема (рис. 1) выглядит логичной, да и ничего другого тут придумать нельзя. Однако если углубиться и более подробно остановиться на выборе головным исполнителем соисполнителя по конкретному модулю «оптическая головка самонаведения», возникает ситуация, когда на эту роль выбирают предприятие, занимающееся оптикой. Это понятно, головка же «оптическая», при этом не учитывается, что львиную долю функционала «головки» выполняет гиростабилизированная платформа. Именно платформа обеспечивает захват ракетой цели, наведение, корректировку траектории. Соответственно, от качества ее исполнения, в первую очередь, будет зависеть насколько хорошо «головка» исполнит свои функции, оптика же уходит на второй план. В качестве телевизионной камеры можно выбрать прибор, который в состоянии покоя будет видеть цель на дальности 30-40 км, но в условиях движения и вибраций, при плохой стабилизации, все, что увидит камера – это смазанную непригодную для работы картинку. К сожалению, понимания этой взаимосвязи нет. Соисполнителем назначается «оптическое предприятие», и дальше заказчик (головной исполнитель) сталкивается с рядом проблем:

1. Угрозой полного срыва проекта (в части невыполнения основных требований по точности, динамическим характеристикам и т.д.).

2. Множественными доработками.

3. Затягиванием сроков.

Первые две проблемы обычно возникают при желании «оптического» предприятия самостоятельно заняться разработкой гироплатформы. Не обладая необходимым опытом в гироскопии, предприятие неминуемо сталкивается с множеством трудностей, и в большинстве своем результаты самостоятельной разработки или совершенно не удовлетворяют заказчика (головного исполнителя) или требуют дальнейших длительных доработок. Упорство в самостоятельной разработке силами «оптического» предприятия, скорее всего, приведет к полному закрытию проекта или его частичному пересмотру.

Логичный шаг со стороны «оптического» предприятия (сразу или после собственной неудачной попытки) обратиться к разработчикам, изначально специализирующимся на гиростабилизированной технике. В этом случае выстроится следующая цепочка (рис. 2).

Рис. 2

Кажется, что задача решена. Однако при такой схеме проблема «множественных доработок» спускается на уровень соисполнителей, и заказчик ее не наблюдает, но следствие этой проблемы в виде затягивания сроков остается (рис. 3).

Являясь в связке соисполнителей головным и решая, прежде всего, собственные задачи, «оптическое» предприятие вступает с «гироскопистами» в длительный процесс итераций, подгонок и доработок.

Кстати, все подобные неудачи могут быть связаны не только с непосредственной работой «оптического» предприятия, но и с тем, что головной исполнитель сформулировал в ЧТЗ заведомо невыполнимые (по физическим или конструктивным ограничениям) требования, а соисполнитель, вовремя это не разглядев, что называется: «подписался по полной».

Рис. 3

Эффективная схема

Говоря про эффективную схему разработки военных, а в ряде случаев и гражданских гиростабилизированных систем, необходимо отметить, что если дело дошло до необходимости гиростабилизации, то, скорее всего, именно на нее возлагаются критичные для всей системы функции. Какой блок будет в итоге стабилизирован не так уж важно. На первый план выходят: точность наведения, скорость реакции, динамика, предельные углы поворота – в общем, параметры, характеризующие гироплатформу. Соответственно схема должна выстраиваться таким образом, чтобы именно предприятие, занимающееся гиростабилизацией, было ведущим при разработке подобной системы и уже само привлекало нужных ему соисполнителей, определяя требуемые характеристики стабилизируемых приборов. Обладая необходимым опытом, подобное предприятие еще на этапе формулирования ЧТЗ сможет выявить «узкие» места, внести свои предложения и корректировки, в конечном счете, ответственно заявить, что какие-то вещи реализовать невозможно. В данном случае речь идет о выполнении совместной оптимизации структуры и характеристик информационных каналов (оптических, радиолокационных, комбинированных и т.д.) и контуров стабилизации и управления гиростабилизированной платформы (рис. 4).

Рис. 4

Обращаясь к приведенному выше примеру оптической головки самонаведения – подбирать оптимальные ТВ или ТПВ камеры на этапе разработки гироплатформы для головки самонаведения проще, чем подгонять эту платформу под уже выбранную камеру. При подобном подходе к минимуму сводятся риски неисполнения проекта, неполного выполнения требований, а также снижаются временные затраты и гарантируется более качественный результат.

www.npo-karat.ru

Леонид Васильевич МОСКОВЧЕНКО – генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «НПО «Карат»

Артем Леонидович МОСКОВЧЕНКО – первый заместитель генерального директора

Антон Сергеевич ВЛАСОВ – начальник отдела рекламы


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS