Защищенная связь шестого поколения
Полевая трехмерная транспортная сеть связи в структурах управления вооруженными формированиями нового облика

В связи с переходом на двухуровневую систему управления войсками возникла необходимость в принципиально новом подходе к вопросу развертывания сети связи в тыловой тактической зоне за счет сил и средств оперативно-стратегического уровня.

Александр СТАРЧЕНКОВ

В настоящее время для решения этой задачи используется комплекс технических средств с многосвязными узлами доступа, создающими двухмерную сеть связи решетчатой или сотовой структуры. Работа подобных структур основана на каналах связи с пропускной способностью 155 Мбит/с и выше, что приводит к резкому сокращению пролетов связи между узлами (до 15–20 км), так как расстояние между узлами доступа в сети определяется боевым составом войск, построением боевых порядков и пропускной способностью каналов связи. Это, в свою очередь, приводит к росту числа аппаратных и, следовательно, снижению мобильности, а также низкой управляемости сетями.

Отечественный и зарубежный опыт применения полевых средств связи в локальных конфликтах с высокой динамикой боевых действий показал низкую оперативную готовность такой структуры полевой связи. Ведь она основана на применении многомашинных комплексов средств связи и управления. У нее низкая пропускная способность прямых каналов связи и, как следствие, низкая информативность. В зоне глубиной до 60 км эта структура высоко уязвима от воздействия средств огневого поражения.

Александр Викторович СТАРЧЕНКОВ – заместитель генерального директора по науке ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»

Возможным выходом из сложившейся ситуации может быть переход к трехмерной решетке связи для тактического звена с использованием сетецентрических технологий, которые позволят создать прямые каналы связи с повышенной пропускной способностью. Наиболее перспективным направлением является включение в систему связи беспилотных аппаратов (БЛА) вертолетного типа, оснащенных активными ретрансляторами сигналов DSAR+.

На рисунке представлена схема организации полевой трехмерной транспортной сети связи с использованием комплексных многофункциональных аппаратных связи производства ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» с применением активных ретрансляторов DSAR+ на базе БПЛА. Она сочетает новейшие сетецентрические технологии организации связи в тактическом звене управления «бригада – батальон – рота» с достоинствами прямых каналов связи «бригада – оперативное командование». Скоростная транспортная сеть бригады построена на основе технологии, известной как «Тактический Интернет» военного применения, и базируется на двух типах многофункциональных комплексных аппаратных связи: ПУС (полевой узел связи) и ППУ (подвижный пункт управления).

Полевой узел связи предоставляет услуги связи должностным лицам бригады на развертываемых пунктах управления, а подвижный пункт управления предоставляет услуги связи должностным лицам бригады при их перемещениях в ходе выполнения боевых задач.

Обе аппаратные ПУС и ППУ имеют близкий по составу набор оборудования для организации связи и управления, включая места для установки автоматизированных рабочих мест командира, аппаратуры засекречивания, накопления и документирования информации.

Машина комплексной транспортной многофункциональной аппаратной связи (КАС-ТМ).

Транспортная сеть строится на основе унифицированного радиорелейного оборудования с повышенной пропускной способностью на одну аппаратную. Оно работает в дециметровых диапазонах волн с целью обеспечения максимальной дальности и устойчивости связи. Для организации каналов связи с полевыми подвижными пунктами управления используются активные ретрансляторы сигналов, работающие в двух диапазонах. Скорость передачи информации в движении составляет 2 Мбит/с и может увеличиваться до 8 Мбит/с в зависимости от условий связи и поставленной задачи. На стоянке скорость передачи составляет 34 Мбит/с.

Новые аппаратные связи ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» оснащены универсальным мультиплексным оборудованием для работы в сетях SDH, PDH, IP, что создает дополнительные эксплуатационные преимущества на переходном этапе перевооружения подразделений связи и управления. В ПУС предусматривается возможность выноса мультиплексного оборудования с передачей информации по волоконно-оптическому кабелю, что также повышает оперативность развертывания командных пунктов и снижает их заметность.

Предлагаемая модель транспортной сети строится по сетецентрической технологии с использованием унифицированного радиооборудования дециметрового диапазона волн, работающего в режиме «точка–точка» и «точка–многоточка» с распределением пропускной способности в зависимости от решаемой задачи. Суммарная пропускная способность ПУС составляет 2х6 Мбит/с или 12х256 кбит/с на расстояниях до 5 км при работе в движении, до 30 км при работе на стоянке и до 50 км при работе в движении через активный ретранслятор сигналов DSAR+, установленный на БЛА.

Кроме указанного оборудования, ПУС и ППУ оснащены средствами КВ- и УКВ-связи, навигации, служебной связи, жизнеобеспечения в соответствии с требованиями на полевые объекты связи и управления тактического звена на колесном шасси защищенного исполнения (по группе 1.1.2 НТД ОТТ 2.1.211-2004).

В ПУС и ППУ предусмотрено одно рабочее место оператора, а в ППУ, кроме того, – два рабочих места для работы должностных лиц. Компоновка ПУС и ППУ предусматривает размещение и возможность применения табельного оружия экипажа, защищенного бронекузовом автомобиля, а также возможность применения ручного скорострельного оружия, устанавливаемого на турелях вне бронекузова.

Дальнейшие перспективы развития трехмерной структуры транспортной сети связи связаны с совершенствованием ретрансляционного оборудования, использованием различных платформ и увеличением пропускной способности оборудования.

Машина комплексной транспортной ретрансляционной аппаратной связи (КАС-ТР).

В марте 2012 г. ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» провело успешные эксплуатационные испытания новейших разработок: комплексной транспортной многофункциональной аппаратной связи (КАС-ТМ) и комплексной транспортной ретрансляционной аппаратной связи (КАС-ТР). Испытания прошли на полигоне в Черлакском районе Омской области по специальным методикам, разработанным ведущими научными институтами Российской Федерации.

Во время эксплуатационных испытаний были протестированы принципиально новые тактические приемы организации полевой связи, в том числе загоризонтной, с использованием беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Испытания показали, что активный ретранслятор сигналов DSAR+, установленный на БЛА, позволяет реализовать режим загоризонтной радиорелейной связи с гарантированной устойчивостью вне зависимости от состояния тропосферы. Комплексные аппаратные связи типа КАС-ТМ и КАС-ТР способны заменить собой до пяти единиц техники связи, предлагаемой в настоящее время различными производителями для организации полевой системы связи. Эксплуатационные испытания показали, что новая разработка ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» совместима и обеспечивает встречную работу со всем оборудованием, применяемым в сетях связи общего пользования и сетях связи специального назначения.

Отличительными характеристиками КАС-ТМ и КАС-ТР являются низкие эксплуатационные затраты, высокая помехозащищенность каналов связи, быстрое развертывание вне зависимости от климатических условий.

Так комплексная транспортная многофункциональная аппаратная связи КАС-ТМ (на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ 53501 с колесной формулой 6х6, полной массой не более 18 т.) позволяет развернуть три направления скоростных радиолиний сантиметрового диапазона и направления «привязки» в дециметровом диапазоне экипажем из трех человек за время не более 15 мин.

Комплексная транспортная ретрансляционная аппаратная связи КАС-ТР (на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ 4350 с колесной формулой 4х4, полной массой не более 12 т.), позволяет развернуть два направления скоростных радиолиний сантиметрового диапазона и два направления «привязки» в дециметровом диапазоне экипажем из четырех человек за время не более 30 минут.

Предлагаемая структура организации трехмерной транспортной сети связи в значительной мере повышает мобильность и устойчивость связи и снижает материальные затраты при подготовке и ведении боевой операции, а также обеспечивает быструю реакцию подразделений связи на изменение боевой обстановки.

www.relero.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS