ТНПА «Фалкон» – незаменим при чрезвычайных ситуациях
По всему миру используются более 260 ТНПА «Фалкон», из них 24 – в России

Телеуправляемые необитаемые подводные аппараты стали известны в России в конце шестидесятых – начале семидесятых годов прошлого века. На сегодняшний день без их использования невозможно представить себе развитие нефте- и газодобывающей отрасли в шельфовой зоне, осуществление спасательных и поисковых операций, проведение обследовательских работ, гидрографических и биологических исследований.

Дмитрий ВОЙТОВ

Наибольшее распространение среди существующих ТНПА получили необитаемые аппараты среднего класса. При весе от 800 до 3500 кг и электрическом приводе они не способны выполнять тяжелую работу, но легко решают  широкий спектр задач при проведении полномасштабных подводных исследований и подводно-технических работ.

Популярность электрических аппаратов в военной и научной отраслях объясняется тишиной их работы. Так, необитаемые аппараты среднего класса фирм-производителей Saab Seaeye и Hydrovision были взяты на вооружение ВМФ России в 2001-2003 гг. С 2006-2009 гг. ВМФ получил четыре Мобильных комплекса на базе РТНПА «Пантера Плюс» производства Saab Seaeye. В результате, на сегодняшний день в ВМФ имеется целый ряд ТНПА для выполнения различных подводных работ таких, как:

• разведка, патрулирование, обеспечение безопасности объектов военной техники;

• обследование и обезвреживание минных полей;

• обследование затонувших объектов, в том числе и с боезапасом;

• поиск торпед и других типов оружия;

• обследование корпусов и винто-рулевых групп кораблей;

• доставка к месту работы водолазов инструмента, пенала для передачи на ПЛ и подъем этих элементов на поверхность воды;

• обеспечение безопасности глубоководных спусков водолазов;

• наведение обитаемого (спасательного) подводного аппарата на объект (комингс-площадку ПЛ) по данным гидролокатора ТНПА.

МЧС России широко использует ТНПА для поиска и обследования потенциально-опасных подводных объектов: затонувших судов, затопленных химических боеприпасов, мониторинга контейнеров с радиоактивными отходами, систем водоснабжения АЭС, состояния отработанного ядерного топлива в бассейнах выдержки и местах захоронения в воде, обнаружения утечек нефтепродуктов. Использование ТНПА значительно сокращает время проведения поисково-спасательных работ, дает возможность наблюдать за объектом неограниченно долгое время и выполнять при этом максимально подробный осмотр. При использовании ТНПА требуется минимальная численность персонала – 1-2 человека. В экстремальных ситуациях, когда необходима быстрота подготовки аппарата к погружению, оператору требуется всего несколько минут. В дополнение к средствам гидроакустического поиска ТНПА быстро и эффективно производят визуальный осмотр найденного объекта и помогают определить его тип, степень повреждения и потенциальной опасности для окружающей среды и человека.

Одним из наиболее успешных телеуправляемых подводных аппаратов может по праву считаться ТНПА «Фалкон», успевший положительно зарекомендовать себя во время многочисленных осмотровых и спасательных операций. В частности, «Фалкон» был задействован при проведении поисковых работ на Телецком озере (Алтай, 2006 г.), при ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (2009 г.), а также во время поисково-спасательных работ в районе трагической гибели теплохода «Булгария» (2011 г.).

ТНПА «Фалкон» – аппарат нового поколения, предназначенный для выполнения обследовательских работ в прибрежных морских или внутренних водах. Модель ТНПА «Фалкон 1000» используется для выполнения работ на рабочих глубинах до 1000 м как в узких тоннельных проходах, так и на открытом морском пространстве.

Уменьшить массогабаритные показатели системы «Фалкон» позволило построение подводного аппарата на несущей раме из полипропилена, а также применение современной элементной базы. Спуск и подъем подводного аппарата может осуществляться вручную без применения специального спускоподъемного устройства. Благодаря оригинальному техническому решению построения системы управления и малому моменту инерции движителей обеспечивается высокая точность и скорость отработки движителями сигналов управления (изменения скорости вращения, реверс). Для связи подводного аппарата и надводного модуля применяется тонкий и гибкий кабель-трос с низким гидродинамическим сопротивлением и близкой к нулевой плавучестью.

Пульт содержит все необходимые элементы для управления скоростью, глубиной и курсом подводного аппарата и включает в себя джойстик с тремя степенями свободы, ручку управления наклоном видеокамеры, ручку управления мощностью светильников, кнопки включения режимов «автопилот». Функция «автопилот» обеспечивает удержание постоянного курса аппарата и заданной глубины погружения. Надводный модуль содержит специальное программное обеспечение для контроля и управления ТНПА. Система обладает высокой надежностью, малым энергопотреблением. Для питания системы ТНПА «Фалкон» достаточно обычной однофазной сети переменного тока 220 В. Потребляемая мощность – 2,8 кВт. Оборудование может размещаться как на самой раме, так и на дополнительном подвесном модуле.

Аппарат «Фалкон» снабжен интеллектуальной системой управления. Многоканальная линия позволяет подключать до 128 приборов в одну сеть при помощи RS 485, каждый прибор контролируется главным процессором. Каждое подключаемое устройство, размещенное на ТНПА (поворотные движители, камеры, светильники, модуль с манипулятором), имеет свой собственный микропроцессор и интерфейс (устройство сопряжения).

«ТНПА «Фалкон» обладает рядом очевидных преимуществ: он небольшой и мобильный, в то же время мощный и простой в использовании», – комментирует Д.В. Войтов, начальник отдела НПА и ГАС ОАО «Тетис Про» – официального представителя фирмы-производителя Saab Seaeye в России. – С помощью дополнительного оборудования аппарат легко модернизировать и подстраивать под определенные задачи. Кроме того, «Фалкон» может работать практически в любых климатических условиях и при сильных течениях, несмотря на свой компактный размер».

На сегодняшний день по всему миру используются более 260 ТНПА «Фалкон», из них 24 – в России. Мировая практика говорит о том, что применение ТНПА как в помощь работающим под водой водолазам, так и самостоятельно дает большой спектр возможностей, и опыт использования аппаратов в России это только подтверждает.

Тетис Про – надежность, проверенная временем!

ОАО «Тетис Про»

117042, г. Москва, а/я 73

Тел.: +7 (495) 786-9855

Факс: +7 (495) 717-3821

tetis@tetis.ru

www.tnpa.ru

www.tetis-pro.ru

Дмитрий Витальевич ВОЙТОВ – начальник отдела НПА и ГАС ОАО «Тетис Про»


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS