Интегрированный навигационный поисково-промысловый комплекс ИНППК «Авролог-СПФ», разработанный ОАО «Концерн «НПО «Аврора», предназначен для оснащения перспективных судов промыслового флота. Разработка выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. Создание ИНППК велось совместно с ООО КБМЭ «Вектор», ОАО «Гипрорыбфлот», ОАО «Концерн «Океанприбор», ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» и ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат». |
В ходе разработки были проанализированы современные методы и орудия рыбного промысла, типы существующих и перспективных рыбопромысловых судов, а также математические методы расчетов маневров судна при различных видах промысла. На основе этого анализа была определена структура ИНППК (Рис. 1).
В состав ИНППК «Авролог-СПФ» входят следующие функциональные системы:
– навигационный комплекс – «Авролог НК СПФ»;
– поисковый комплекс – «Авролог ПК СПФ»;
– система управления движением (САУД) – «Корракс-СПФ»;
– система управления рыбопромысловым оборудованием – «Авролог РПО СПФ»;
– интегрированная система управления техническими средствами – «Авролог ТС СПФ»;
– система формирования и ведения электронного промыслового журнала и передачи информации в береговой центр – «Улов».
Система «Авролог НК СПФ» обеспечивает:
– загрузку и отображение морской электронной карты формата S-57 (полученной от любого поставщика карт, зашифрованных по требованиям стандарта S-63), масштабирование изображения, изменение цветовой палитры, отображение объектов карты, проведение измерений на карте;
– отображение информации о месте судна, его навигационных параметрах, метеорологических данных, получаемых от сопрягаемых морских средств навигации (лаг, эхолот, приемоиндикаторы СНС) и метеорологии (датчики ветра, температуры наружного воздуха), отображение трека судна;
– отображение информации о надводной обстановке (первичной и вторичной), получаемой от сопрягаемых РЛС и от транспондеров AIS, а также передачу информации;
– решение задач безопасного маневрирования и расхождения с учетом вытравленных снастей и взаимного положения других судов;
– контроль навигационной безопасности плавания и ведения лова;
– планирование маршрута похода, контроль положения судна относительно запланированного маршрута;
– поисковые задачи («расширяющийся квадрат», «параллельные галсы», «поиск по секторам», маневр Вильямса);
– отображение эхограммы, 3D-модели рельефа дна в районе лова с совместным отображением судна, выметанных снастей;
– построение промыслового планшета;
– ведение судового журнала;
– выбор положения места отдачи кошелькового невода с учетом вектора движения центра плотности рыбного косяка и направления ветра;
– выбор траектории замета кошелькового невода в условиях подвижного косяка и заданной длины невода;
– расчет дистанции «забега» с тралом на борту при траловом пелагическом лове с учетом вектора скорости косяка;
– выбор курса и скорости судна, а также длины вытравленных ваеров при прицельном облове подвижного косяка пелагическим тралом.
Константин Юрьевич ШИЛОВ – генеральный директор ОАО «Концерн «НПО «Аврора», доктор технических наук |
Система «Авролог ПК СПФ» предназначена для решения задач поиска, обнаружения, сопровождения (в том числе автоматического) рыбных скоплений, а также контроля параметров орудий лова. В нее входит гидролокатор кругового обзора со сферической антенной, обеспечивающей режимы горизонтального и вертикального сканирования.
В состав системы включена также беспроводная система контроля параметров трала (СКПТ), обеспечивающая формирование информации о геометрии трала, его положении относительно поверхности и дна, степени наполнения, прохождении рыбы через устье трала и температуре воды.
Система «Корракс-СПФ» обеспечивает координированное управление техническими средствами движения судна из рулевой рубки, с выносных пультов управления на крыльях мостика и с местных постов управления, а также автоматическую стабилизацию судна на заданном курсе или маршруте, маневрирование с заданными параметрами скорости движения, угловой скорости разворота или радиуса циркуляции. Система сопрягается с локальными системами управления и регуляторами:
– дизель-редукторных агрегатов;
– винтов регулируемого шага;
– гребных электрических двигателей;
– винто-рулевых колонок;
– рулевых устройств;
– подруливающих устройств.
Система «Авролог РПО СПФ» обеспечивает управление автоматизированным траловым комплексом из навигационно-промысловой рубки с рабочего места тралмастера. Система сопрягается с локальными системами управления и регуляторами автоматизированного тралового комплекса:
– ваерных лебедок;
– кабельно-сетных лебедок;
– вытяжных лебедок;
– лебедок выливки улова.
ИСУ ТС «Авролог ТС СПФ» обеспечивает:
– управление главной энергетической установкой, электроэнергетической системой, вспомогательными механизмами и общесудовыми техническими средствами и системами;
– контроль, индикацию и обобщенную аварийно-предупредительную сигнализацию, расшифровку и регистрацию параметров работы технических средств и систем;
– контроль дееспособности вахтенного механика.
Юрий Николаевич ЧЕРНЫШ – директор производства гражданской морской техники ОАО «Концерн «НПО «Аврора», кандидат технических наук |
Система «Улов» – элемент электронной системы мониторинга и контроля отлова биоресурсов, которая в автоматическом режиме отслеживает местоположение и действия судов промыслового флота. Системой формируются и передаются в береговой центр судовые суточные донесения, отражающие результаты промысла судна на основе документированных данных промыслового, технологического и судового журналов.
Управление судном и его техническими средствами осуществляется с операторских станций (ТС, НПК, РПК), установленных в рулевой рубке, центральном посту управления и на местных постах управления, расположенных в непосредственной близости от управляемого оборудования.
Операторские станции – универсальные и взаимозаменяемые. Каждая из них имеет доступ к центральному серверу данных по скоростной дублированной волоконно-оптической линии связи, что обеспечивает возможность управления судном, рыбопоисковым и рыбопромысловым промысловым оборудованием и техническими средствами в полном объеме.
Ядро ИНППК – центральный сервер данных (ЦСД), реализованный на резервированных высокоскоростных моноблочных компьютерах НПО «Аврора». ЦСД обеспечивает формирование полной базы данных и обмен информацией между системами ИНППК. Он обслуживает запросы систем на выдачу им необходимых данных, выполняет логическую обработку данных и команд управления, определяет предельно-допустимые значения параметров и аварийные состояния судна и технических средств. При возникновении аварийных ситуаций ЦСД активирует системы аварийно-предупредительной сигнализации и регистрации событий, формирует и передает в системы ИНППК команды управления техническими средствами, обеспечивающими безопасность использования судна.
Для сбора информации от навигационного и гидроакустического комплекса используются интеграторы навигационной (ИНИ) и поисковой (ИПИ) информации. Для сбора информации от датчиков технических средств в каждой из систем ИНППК применяются устройства удаленного ввода-вывода (УУВВ).
УУВВ распределяются по помещениям судна и формируются по функционально-технологическому и по топологическому признакам. Функционально-технологические устройства ввода-вывода объединяют технологически связанные технические средства, например, ГЭУ, ЭЭС, вспомогательные системы, обслуживающие ГЭУ и ЭЭС. Они обеспечивают логическую и алгоритмическую обработку данных, необходимые блокировки, диагностику, защиту и регулирование параметров.
УУВВ, построенные по топологическому принципу, объединяют технические средства, распределенные по помещениям судна, например, противопожарные системы, системы вентиляции и кондиционирования, системы отопления и другие. Они выполняют, как правило, функции ввода-вывода данных о параметрах и состоянии технических средств в каждом из помещений, а в случае необходимости, блокировки и защиту оборудования.
Для обеспечения надежного обмена данными между системами ИНППК используются три коммуникационные сети Ethernet со скоростью передачи данных 1 Гбит/с). На полевом уровне для сбора данных от датчиков используются локальные сети Ethernet со скоростью передачи данных 100 Мбит/с.
Проведенный по результатам разработки технико-экономический анализ показал, что ИНППК «Авролог-СПФ» по своим функциональным возможностям соответствует лучшим зарубежным системам и имеет ряд преимуществ. В ИНППК реализованы алгоритмы расчета маневров на всех этапах промысла с учетом таких параметров как горизонтальная и вертикальная скорости облавливаемого косяка рыбы, направление и скорость ветра, что позволяет более точно выводить орудия лова на цель и повышает эффективность работы рыбопромыслового судна. Входящая в состав ИНППК система контроля параметров трала снабжает судоводителя информацией обо всех необходимых данных, что позволяет использовать трал с максимальной эффективностью, а также своевременно реагировать в случае нештатных ситуаций, что позволяет исключить возможность утери или повреждения дорогостоящих орудий лова.
В ИНППК также реализованы алгоритмы расчета зон безопасности для совместного промысла нескольких судов с учетом находящихся за бортом орудий лова. При этом судоводитель может оперативно получать информацию и реагировать в случае опасного сближения с соседними судами и предотвращать как возможные столкновения, так и повреждения орудий лова.
Входящая в ИНППК система управления техническими средствами позволяет обеспечить совместную работу с главными и вспомогательными дизельными энергетическими установками, вспомогательными и общесудовыми техническими средствами, противопожарными средствами и якорно-швартовыми устройствами.
По итогам проведенного анализа следует, что по совокупности характеристик ИНППК является конкурентоспособной системой на внутреннем российском и зарубежных рынках.