«Рысь», «Тигр» или «Динго»?
Министерство обороны РФ выбирает поставщиков легкой колесной бронетехники

Похоже, бронемашина с повышенным уровнем противоминной защиты Iveco LMV M65, она же Lince, она же «Рысь», так и не появится на вооружении ВС РФ в оговоренных ранее количествах.

Иван КАРЕВ

Несмотря на то что начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров провел в конце ноября переговоры со своим итальянским коллегой корпусным генералом Бьяджо Абрате, по результатам которых заявил о планах закупки «определенного количества бронетанковой техники, в частности легких бронированных машины в Италии», процесс этот очевидно не имеет той динамики, которой сопровождалась, скажем, закупка вертолетоносцев «Мистраль». По всей видимости, какое-то количество LMV в ВС РФ в итоге действительно попадет, однако вряд ли это будут 1775 машин, как считалось ранее. Об охлаждении Минобороны к идее закупки и лицензионного производства Iveco LMV свидетельствует и информация от участников процесса, имеющих свой интерес в поставках Российской армии ББМ аналогичного класса.

В России машина Iveco LMV M65 стала называться «Рысь».

Между тем, в России появляются новые собственные разработки аналогичного класса: ряд из них был представлен на прошедшей в ноябре выставке «Интерполитех». В частности, Военно-промышленная компания продемонстрировала бронеавтомобиль «Тигр-6А», отличающийся от базового «Тигра» повышенным уровнем защиты.

К разработке «Тигра-6А» был подключен «Военно-инженерный центр» (структурное подразделение ВПК) и московское ООО «ОКБ Техника». Они сформировали техническое задание на создание опытного образца на базе СПМ-2 ГАЗ-233036 с четырьмя дверями, увеличенным классом защиты и грузовым отсеком. При этом новый «Тигр» не потерял технических характеристик базовой модели.

Опытно-конструкторская работа под шифром «Проект Тигр-6А» началась в июне 2010 г. Главной ее задачей было показать, что возможности «Тигра» по повышению защищенности экипажа и десанта еще не исчерпаны. У машины, появившейся по результатам ОКР, шасси осталось прежним, а вот корпус претерпел принципиальные изменения. Машина стала четырехдверной (задние боковые двери аналогичны передним), а в кормовой части появился грузовой отсек, закрытый тентом. Оперируя традиционными для автомобильной отрасли терминами, можно сказать, что «Тигр-6А» – это пикап со сдвоенной кабиной.

При взгляде на проект двухосного «Тайфуна», разработанного в Набережных Челнах, ассоциация с германской Dingo 2 напрашивается сама собой.

В отличие от базовой версии, машина получила дополнительное бронирование дверей, бронелист вокруг лобовых стекол увеличен по толщине и изготовлен из стали другой марки, установлена вспомогательная бронезащита двигателя. Корпус и бронестекла обеспечивают защиту по 6А классу, то есть не пробиваются пулей Б-32 патрона 7,62х54 мм с дистанции 5-10 м. Противоосколочный подбой внутри кабины стал более толстым. Значительно возросла и стойкость машины к подрыву на минах благодаря установке на днище дополнительных бронированных пластин, специальных энергопоглощающих кресел для экипажа, не имеющих креплений к полу кабины, и применению других мер.

В настоящее время «Тигр-6А» проходит испытания, которые должны завершиться весной будущего года. В частности, уже состоялся «отстрел» машины из СВД патронами с пулей Б-32. Стрелок вел огонь («отстрел» осуществлялся не со станка) по самым уязвимым точкам, однако усиленный «Тигр» выдержал это испытание.

Кроме того, в настоящее время государственные испытания проходит еще одно детище ВПК – защищенный модульный автомобиль «Волк», впервые представленный на международном форуме «Технологии в машиностроении-2010». В перспективе «Волк» может заменить в ВС РФ «Тигры». Напомним, что «Волк» создавался с учетом опыта эксплуатации и боевого применения «Тигра», а также западных машин класса MRAP. Главная особенность машины – независимая гидропневматичская подвеска всех колес, позволяющая изменять клиренс от 250 до 550 мм. Такое решение направлено на снижение негативных последствий от взрыва под колесом, поскольку воздействие взрывной волны на гидропневмоподвеску рождает иные возмущающие действия, чем в варианте с традиционной подвеской на упругих элементах – рессорах или пружинах. Кроме того, при взрыве мощность ударной волны, уходящей вверх, снижается в геометрической прогрессии, поэтому, чем выше корпус над уровнем земли, тем безопаснее для находящихся внутри людей. А в максимально поднятом варианте дорожный просвет у «Волка» больше, чем у всех его западных аналогов.

Кроме того, изменяемый клиренс позволяет улучшать проходимость на пересеченной местности, а на асфальте – сохранять хорошую управляемость. Жесткость подвески может регулироваться в зависимости от типа грунта.

Для повышения защищенности экипажа и десанта от подрыва на машине применено двойное днище с изолированным нижним элементом и прослойкой. Сиденья подвешены к крыше как в кабине, так и в функциональном модуле, предназначенном для перевозки людей.

В базовом варианте машина имеет сравнительно легкое бронирование, уровень которого в зависимости от необходимости повышается путем навески дополнительных керамических защитных элементов. Навеска дополнительных броневых модулей легко выполняется в полевых условиях. В конструкции использованы бронированные стекла самого высокого класса стойкости толщиной 68 мм без изменения оптических показателей.

Машина оснащена бортовой информационно-управляющей системой (БИУС). Она позволяет выполнять диагностику, контролирует параметры работы основных агрегатов и узлов, не дает водителю совершить ошибочные действия. Это ведет к сокращению объемов обслуживания и увеличению срока службы машины.

Базовый двухосный вариант имеет бронированный модуль вместимостью 10 человек. В этом варианте машина имеет грузоподъемность 1,5 тонны. В варианте с грузовой платформой можно перевозить до 2,5 тонн, такую же грузоподъемность имеет трехосный вариант с бронемодулем. В варианте с базовым бронированием полная масса двухосного автомобиля составляет 7,5 тонн. «Волк» комплектуется дизелем ЯМЗ-5347 мощностью до 300 л.с., все остальные узлы и агрегаты машины также отечественного производства.

«Скорпион-2М» претендует на роль УАЗа.

Такие элементы конструкции «Волка», как независимая гидропневматическая подвеска, наличие БИУС, керамическое бронирование роднят его с машинами, создающимися по теме «Тайфун», о которых – ниже.

А на «Интерполитехе» помимо «Тигра-6А» на стенде Военно-промышленной компании демонстрировалась также миннозащищенная специальная полицейская машина СПМ-3 «Медведь». Она разработана по заказу и требованиям МВД и обеспечивает защиту от поражающих факторов взрывных устройств под днищем и под колесом мощностью до 7 кг в тротиловом эквиваленте, а также баллистическую защиту по 6А классу.

СПМ-3 оснащена полным комплексом противоминной защиты, включая фальшполы, подвешенные сиденья, и может использоваться в качестве транспортного средства и оперативной служебной машины при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнения задач территориальной обороны, включая транспортировку личного состава при совершении марша. По словам генерального директора ООО «ВПК» Дмитрия Галкина, российская полиция при выполнении вышеперечисленных задач переходит, в русле мировых тенденций, к применению небоевой техники – МВД планирует заменить свой парк БТР-80 на машины «Медведь». Дмитрий Галкин сказал, что после завершения госиспытаний должна быть заказана опытная партия СПМ-3 – не менее 30 машин, серийные поставки «Медведей» компания рассчитывает начать в 2013 г.

«Скорпион-ЛТА».

Интерес к СПМ-3 проявляет и Минобороны, а также МЧС, которое планирует использовать ее как командный пункт для подразделений разминирования.

Помимо ООО «ВПК», свою бронемашину представила на «Интерполитехе» и Корпорация «Защита». Это «Скорпион-ЛТА» (ЛТА – легкий тактический автомобиль), забронированный по классу 6А и построенный по «канонам» MRAP. По информации разработчика, экипаж защищен от подрыва взрывных устройств мощностью до 6 кг в тротиловом эквиваленте под колесом или под днищем. Конструкция включает двойной пол, V-образное днище, сиденья, не имеющие жесткой связи с днищем, и другие атрибуты, свойственные машинам этого типа. Автомобиль также оснащен БИУС. Бронирование включает как стальные, так и керамические пластины, а также материал типа кевлара. «Скорпион-ЛТА», как и «Тигр-6А», выполнен в кузове пикап с двойной кабиной. Интересной особенностью кабины является то, что передние и задние двери открываются «шкафом» – передняя вперед, а задняя назад. По мысли разработчиков, такое решение создает дополнительную защиту людям, покидающим машину в бою. «Скорпион-ЛТА» создан в инициативном порядке и будет предлагаться как МО РФ, так и другим потенциальным заказчикам.

Еще одна инициативная разработка корпорации – автомобиль «Скорпион-2М», предназначенный для перевозки отделения: в нем могут разместиться 8 человек вместе со снаряжением. На крыше может быть установлена турель для пулемета. В связи с тем, что МО РФ отказалось от закупок автомобилей УАЗ, эта машина предлагается как альтернативный вариант. Она занимает нишу между УАЗом и «Тигром». По массе она легче бронированного «Тигра», но тяжелее УАЗа, а по проходимости превосходит обе эти машины. «Скорпион-2М» может выпускаться с различными вариантами кузова, для различных условий эксплуатации.

Все агрегаты «Скорпиона-2М» является либо серийно выпускающимися в России (в частности, КПП и раздаточная коробка), либо собраны из отечественных комплектующих (за исключением двигателя). Кузовные детали и рама изготовлены на заводе «Защиты». Автомобиль имеет независимую подвеску всех колес.

На машине установлен польский дизельный двигатель Andoria. Его сборку «Зашита» намеревается наладить в России. На первом этапе она будет отверточной, затем локализацию производства планируется довести до 80%. В настоящее время уже создан консигнационный склад, на котором будут храниться запчасти для их поставки заказчику в максимально короткий срок. Годовой объем производства двигателей планируется на уровне 1-1,5 тысяч штук.

В настоящее время «Скорпион-2М» проходит испытания и показывает свое преимущество над теми автомобилями, которые стоят на снабжении ВС РФ. Как считает заместитель генерального директора Корпорации «Защита» Алексей Кагарлыцкий, потребность в таких автомобилях в ВС РФ есть.

Бескапотная ББМ, разработанная на КамАЗе по теме «Тайфун».

Действительно, «Скорпион-2М» вполне может стать заменой УАЗам в ВС РФ, во всяком случае, иных кандидатов на эту роль пока не просматривается. Вопрос же о том, попадет ли когда-нибудь в Российскую армию «Скорпион-ЛТА» остается открытым. Пока представляется, что в среднесрочной перспективе основным поставщиком бронеавтомобилей массой до 10 тонн для Российской армии останется ООО «ВПК». В этой связи будущая конфигурация колесных платформ в ВС РФ видится следующим образом: машины грузоподъемностью 1-2 тонны будут представлены модификациями «Волка», грузоподъемностью 2-4-8-15 т – автомобилями, создающимися сейчас по теме «Тайфун». В этой ОКР участвуют УралАЗ и КамАЗ, представившие бронированные автомобили капотных и бескапотных схем. Они имеют варианты как с модулем для транспортировки грузов, так и однообъемные корпуса, предназначенные для перевозки личного состава.

Благодаря специальному корреспонденту журнала «Национальная оборона» Денису Мокрушину больший объема информации сегодня имеется о «Тайфунах» от КамАЗа. Натурный образец модульного шасси, созданного по этой теме, имеет колесную формулу 6х6 (два моста – спереди, один – сзади), предполагается также вариант 8х8. «Тайфун» имеет независимую гидропневматическую подвеску, двигатель мощностью 450 л.с. семейства ЯМЗ-530 и автоматическую КПП (судя по фотографиям – это американская Allison). Корпус получил комбинированное бронирование: поверх листов из броневой стали крепится керамическая броня. Этот «бутерброд» обеспечивает защиту от обстрела бронебойно-зажигательными пулями Б-32 калибра 14,5 мм. Противоминная стойкость – 3а по стандарту НАТО STANAG 4569, то есть машина выдерживает подрыв взрывного устройства массой до 8 кг в тротиловом эквиваленте под колесом и в любом месте под днищем. Автомобили с защищенным модулем для личного состава либо с однообъемным корпусом могут использоваться для перевозки личного состава, в варианте командно-штабной, разведывательной, санитарной машины, для ведения радиационно-биохимической, инженерной разведки, при наличии дистанционно-управляемого пулемета – для огневой поддержки и охраны колонн. На шасси может быть установлено различное инженерное оборудование, РСЗО, артсистемы, пусковое устройство БЛА.

При разработке своих «Тайфунов» в Набережных Челнах использовали иностранный опыт – об этом, в частности, заявил и министр обороны Анатолий Сердюков. И тут возникает весьма важный вопрос: а в каком именно объеме использован этот опыт? Во всяком случае, по своему внешнему виду КамАЗовские «Тайфуны» довольно сильно напоминают новый немецкий модульный брнеавтомобиль Wisent, имеющий абсолютно ту же идеологию. Wisent разработан компании Rheinmetall. В марте этого года СМИ сообщали, что в соответствии с выбором Минобороны, броню различного уровня защиты для Вооруженных Сил России будет поставлять компания Rheinmetall Chempro. Проект двухосной машины в КамАЗовском семействе «Тайфун» массой до 13 т и грузоподъемностью до 3 тонн внешне весьма сильно напоминает немецкую же бронемашину Dingo 2, созданную компанией Krauss-Maffei Wegmann на шасси грузовика Mercedes-Benz Unimog.

Dingo 2 имеет полную массу 12500 кг, грузоподъемность 2500-3000 кг, вмещает до 8 человек (включая экипаж). Четырехцилиндровый дизельный двигатель объемом 4,8 литров (Mercedes-Benz OM 924 LA) имеет мощность 218 л.с. Базовый уровень защиты по стандарту НАТО STANAG 4569 – 3/3а, то есть обеспечивает защиту при обстреле патронами 7,62х51 мм (стандартный винтовочный патрон НАТО) с дистанции 30 метров и при подрыве заряда массой до 8 кг в тротиловом эквиваленте под колесом. Противопульное бронирование может быть усилено за счет накладных модулей. Опыт эксплуатации в Афганистане показал, что Dingo успешно справляется с ролью автомобиля типа MRAP.

Эти факты, а также определенного рода инсайдерская информация свидетельствуют о том, что основным зарубежным партнером ВС РФ и ОПК в сегменте легкой бронетехники становится не Iveco, а немецкие компании, в первую очередь, по всей видимости, Rheinmetall.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS