Кадры, модернизация, качество – три «кита» стратегии «Титана»
ЦКБ «Титан» в статусе федерального научно-производственного центра обеспечивает весь комплекс работ по созданию новейшей техники с ноля и «под ключ»

Автономная пусковая установка 15У175-М.

Волгоградскому ОАО «ЦКБ «Титан» – 61 год, и 53 из них в содружестве с Московским институтом теплотехники коллектив участвует в разработке комплексов для ракетных войск стратегического назначения. В обеспечение развития принципиально нового направления – создания подвижных грунтовых ракетных комплексов с твердотопливными управляемыми баллистическими ракетами, по техническому заданию головного предприятия волгоградцами разработан, изготовлен и введен в эксплуатацию целый ряд уникальных агрегатов – пусковых установок, боевых машин, другой спецтехники.О главных результатах последнего года работы рассказал в своем интервью генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «ЦКБ «Титан» Виктор Александрович ШУРЫГИН.

Интервью

Вера МАКЕВНИНА

— Виктор Александрович, 2011-й для коллектива стал годом 100-летия со дня рождения первого главного конструктора предприятия, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий Георгия Ивановича Сергеева. Этот юбилей широко отметили волгоградцы. Нельзя обойти вниманием и еще одно событие – в нынешнем году исполнилось двадцать лет с того момента, как вы, ученик Сергеева, возглавили ЦКБ «Титан». Вам не кажется символичным такое пересечение дат?

— Мы видим величайшую заслугу Георгия Ивановича Сергеева в создании волгоградской конструкторской школы, воспитании для нее целой плеяды специалистов. Считаю вполне закономерной роль Георгия Ивановича и в моем становлении как будущего руководителя предприятия. Работать вместе с ним посчастливилось не один год, в том числе в качестве заместителя главного конструктора. Сегодня однозначно можно говорить о том, что конструкторская школа Сергеева испытана временем и доказала свою эффективность. В этом отчетливо прослеживается взаимосвязь поколений.

Самостоятельным предприятием «Титан» стал в 1991 году – коллеги помнят, каким было время в результате перестройки. Но, несмотря на множество проблем экономического и социального характера, нам за это непростое двадцатилетие многое удалось сделать. В настоящий момент ЦКБ «Титан» в статусе федерального научно-производственного центра обеспечивает весь комплекс работ по созданию новейшей техники с ноля и «под ключ».

Виктор Шурыгин.

— Государственный оборонный заказ 2011 года «Титан» завершил в ноябре – при росте объемов на 38% в сравнении с прошлым годом. Что же изменилось для волгоградцев в нынешнем году?

— Безусловно, на организацию планомерной и эффективной работы в цехах существенно влияют проблемы формирования и размещения заказов. В первом квартале из-за отсутствия объемов люди только раскачиваются, в третьем активизируются, в четвертом начинается аврал… Мы все это тоже «проходили». Но при реализации программы 2011 года сработали на опережение таким образом, что необходимые для производства агрегатов детали опытный завод выдал уже к августу. Когда данное предложение только поступило непосредственным исполнителям, люди засомневались: «а что в конце года делать будем?» Без работы никто не остался. Сегодня наши заводчане готовят задел под программу 2012 года.

— А как обеспечивается качество?

— В начале октября действующую на предприятии систему качества проверяли специалисты московского центра сертификации. Акцент был сделан не на работе отдельных стандартов качества – их свыше 22 тысяч, анализировалось выполнение коллективом ЦКБ сложных системных задач. Эксперты подтвердили высокую степень работоспособности системы менеджмента качества, эффективность деятельности ее исполнительного органа. Кроме того, осенью у «Титана» заканчивался срок действия сертификата системы экологического менеджмента. И ознакомившись с состоянием дел, контролеры высказали готовность продлить срок действия данного документа, отметив, что за последние три года волгоградцами был сделан значительный шаг вперед и в этой сфере.

Сегодня приоритетность задач в области качества мы видим в постоянном совершенствовании всего комплекса мероприятий по обеспечению высокой степени ответственности людей за свое дело, системы эффективного производственного контроля.

Такая работа в «Титане» – процесс непрерывный. Уже трижды – в 2004, 2006, 2009 годах – на предприятии ресертифицировалась система менеджмента качества на соответствие стандартам ИСО 9001-2008 и ГОСТ РВ 15.002-2003. В настоящий момент ОАО «ЦКБ «Титан» сертифицировано и в системе «Военного регистра». Свыше 10 лет работает служба качества. Все это помогает «держать руку на пульсе».

Однако программа нынешнего года определила для коллектива новый уровень задач. Объемы выпуска продукции выросли, в силу чего проблемы соответствия создаваемых агрегатов заданным конструкторами параметрам оказались гораздо масштабнее. Нагрузка на одного контролера опытного завода сегодня составляет более 50 предъявлений в смену, это много. Возрос объем работ у технологов, которым теперь требуется производить гораздо большее количество оборудования для контрольных испытаний.

Зато конечный результат оказался позитивным. Мы получили уменьшение среднего количества неисправностей на один агрегат. Хотя с учетом производственных особенностей нашего предприятия, конечно, еще есть над чем работать. Свои машины «Титан» производит в кооперации со многими десятками российских предприятий. Создаваемые в стенах волгоградского ЦКБ агрегаты – это порядка 3 тысяч наименований деталей и узлов собственного производства, плюс большое количество комплектующих наших смежников.

Волгоградцы всегда высоко и заслуженно ценили партнеров – как соавторов, как творцов уникальных изделий, благодаря которым горы металла превращаются в умную технику. Но ведь и негативное влияние системы большой кооперации на качество конечного производственного продукта пока не преодолено. Рекламационная статистика следующая: на долю «Титана» приходится около 7% от общего объема несоответствий, остальные – в зоне ответственности партнеров.

На данный момент времени управление аутсорсингом является одной из нерешенных проблем отечественной промышленности в целом и машиностроения в частности. Поэтому ЦКБ «Титан» как конечному звену производственной цепочки ничего не остается, кроме как планомерно работать над укреплением собственной системы качества, постоянно усиливать свои позиции в области контроля производства на всех переделах и продолжать снижать свою рекламационную составляющую (на образцах перспективной техники, к примеру, цифра несоответствий нашего предприятия сегодня уже в пределах 2,5%).

С июля в ОАО «ЦКБ «Титан» действует стандарт организации по учету затрат на качество. Для серьезного анализа дел в этой области нужна статистика хотя бы за пару лет. Мы ее пока не наработали. Но очевидно, что в ближайшей перспективе нововведение позволит эффективнее контролировать данные расходы. Таким образом, получаем еще один рычаг для совершенствования процесса управления качеством.

В нынешнем году мы полностью оснастили современными электроизмерительными приборами лабораторию входного контроля опытного завода. К слову, это дорогостоящее оборудование профинансировано через госпрограмму технического перевооружения предприятий оборонной отрасли. Еще одна новация: в ЦКБ повышен статус службы, которая занимается вопросами охраны труда, надзором в сфере экологии и пожарной безопасности. Она стала самостоятельным подразделением. Проблемы эстетики, культуры производства, его безопасности – все это ведь тоже немаловажные слагаемые качества. Хотя его фундамент, безусловно, модернизация производства. С ней мы связываем главные надежды.

— С 2011 года ОАО «ЦКБ «Титан» активно включилось в программу технического перевооружения предприятий оборонного комплекса. Расскажите об этом направлении работы более подробно, что уже удалось?

— Реализуемый сегодня на опытном заводе «Титана» инвестиционный проект уникальный – фактически впервые с момента создания предприятия идет речь о таких серьезных объемах финансирования модернизационных процессов. Бюджетная составляющая вложений на эти цели в нынешнем году по сравнению с 2010-м возросла в 2,7 раза. Но цифра все равно покрывает лишь 10% необходимых затрат. Растягивать сроки реконструкции на десятилетия малоэффективно – чем они меньше, тем весомее результат. Поэтому обновление станочного парка опытного завода, а мы планируем восьмидесятипроцентное переоснащение за два года, «Титан» ведет из собственной прибыли. Это не просто. Болезненно для предприятия и коллектива. Тем не менее, такая работа активно ведется.

Задача тесно увязана с принятой в стране программой вооружений до 2020 года. Для нас как непосредственных ее участников крайне важно вписаться в процесс полноценно и быстро как с целью реализации гособоронзаказа, так и повышения конкурентоспособности предприятия на рынке вооружений. Рост производительности, обеспечение соответствия выпускаемой продукции стандартам – важные цели новой технической политики ЦКБ. Но если смотреть дальше, связанные с модернизацией перспективы еще масштабнее. Предприятие выходит на кардинально новый уровень конструкторских возможностей. Недавно на специально оборудованном участке посмотрел работу одного из самых современных станков в мире, «Микрон»… О подобном оборудовании волгоградские разработчики пусковых для «Темпов», «Пионера», «Тополей», «Точки», «Оки», « Искандеров» и других РК, еще совсем недавно даже не мечтали.

Приобретаемые производственные комплексы – от лучших мировых производителей. Изначально мы честно пытались работать «со своими», традиционными поставщиками оборудования. После чего приходилось самим доводить его до «кондиции» уже в цехах «Титана». Увы, продукция большинства отечественных станкостроителей пока не соответствует уровню стоящих перед предприятием задач к точности производимых изделий, производительности. Доходило до абсурда. Нам поставляли станки хуже тех, которые предстояло менять.

Дороговизну нынешних поставок нивелирует лизинговая схема расчетов. Залезать в долгосрочную кабалу посчитали для себя не с руки – поставили цель рассчитаться за станки в течение трех лет.

— С учетом сложности приходящего на опытный завод оборудования важной составляющей процесса техперевооружения и его результативности становится уровень профессиональной подготовки специалистов. Точнее, эта проблема перед отечественными предприятиями уже не первый год в числе основных – под традиционное, проверенное временем оборудование профессионалов трудно найти. Кому же, в таком случае, вставать к новейшей роботизированной технике?

— Сегодня на опытном заводе сформирован отдел, специалисты которого должны будут «озадачивать» работой эти умные машины. Фактически требуются технологи-программисты, хорошо знающие и особенности нашего завода, и конструкторское дело, и программирование. Найти уже готовых профессионалов проблематично – вузы такую многопрофильную подготовку не ведут. С другой стороны, устаревшая техническая база большинства промышленных производств не позволяет опираться и на опыт практиков со стороны, их слишком мало.

Остается одно: взращивать квалифицированные кадры самим. Процесс идет успешно. Найти операторов для работы на новых роботизированных центрах «Титана» не проблема. Современное оборудование привлекает выпускников технического университета – их все чаще можно видеть за станками с ЧПУ. У предприятия хорошие партнерские связи с колледжем новых технологий. Это лучшее учебное заведение среднего профессионального образования в городе готовит кадры для нашего завода по договору. Да и вообще «беловоротничковый отряд» в цехах опытного завода все больше – мастера, начальники участков исключительно молодые люди с университетскими дипломами.

Хорошие перспективы для профессионального роста и у конструкторов. Руководитель отдела в возрасте до тридцати – реальность сегодняшнего дня, что во времена нашей молодости было редкостью. Среди молодых коллег есть стипендиаты Президента страны, все более активно они проявляют интерес к науке. И если судить по цифрам статистики, на данный момент именно эта категория работников составляет главный костяк коллектива. Около 30% работающих предприятия – молодежь до 30 лет.

— «Титан» – один из активных участников создания комплексов «Ярс», «Булава», составляющих основу стратегических ядерных сил страны в перспективе. Расскажите о нынешнем этапе работ коллектива над новой тематикой, в чем его особенности?

— Безусловно, сегодня рассматриваются перспективы развития модернизированных образцов техники. Идут наработки и по новой тематике. В сущности, в этом и заключается главная философия нашего творческого коллектива - мы призваны смотреть в будущее, в том числе и отдаленное будущее, предлагая новаторские направления создания перспективных вооружений. Статус обязывает: ОАО «ЦКБ «Титан» – федеральный научно-производственный центр, и в его жизни, как и в названии, наука должна стоять на первом месте.

Но реальность такова, что коллектив по-прежнему вынужден выживать за счет производства серийной продукции. Доля НИОКР в общем объеме работ составляет порядка 18%. Хотя уходящий год оказался не из худших. Опытно-конструкторские разработки «Титана» за отчетный период возросли в 1, 98 раза, что, конечно, далеко не предел. Обязательно будем стараться наращивать объемы комплексных исследований, реализацию научно-технических решений. Все это открывает новые горизонты развития не только нашего предприятия, как участника большой работы по созданию эффективных образцов оружия, но и всех его партнеров.

ОАО «Центральное конструкторское бюро «Титан»

Россия, 400071, г. Волгоград, пр. Ленина

Тел.: +7 (8442) 27-19-10

Факс: +7 (8442) 27-57-36

cdbtitan@avtlg.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS