Из истории создания зарядов из смесевых твердых топлив для стратегических ракет
[an error occurred while processing this directive]

Отечественная ракетная техника 50-х гг. опиралась на использование в РДТТ твердотопливных зарядов из баллиститного пороха. Промышленность к этому времени научилась производить заряды большого веса и габарита, например, диаметр прессованных заготовок составлял около 800 мм. Однако мировая практика однозначно указывала на целесообразность применения другого типа порохов – смесевых твердых ракетных топлив. И история так распорядилась, что НИИ-130 (нынешний НИИПМ), тогда еще молодой институт, оказался на острие проблемы.

Геннадий КУЦЕНКО

Эдуард ОХРИМЕНКО

Георгий АМАРАНТОВ

Разработка смесевых твердых ракетных топлив в нашей стране началась в конце 40-х – первой половине 50-х гг. В то время в отраслевых институтах НИИ-6, НИИ-125, НИИ-4 проводились исследовательские работы с составами, в которых в качестве основного компонента использовался перхлорат аммония (и/или калия). Полимерная основа применялась различная: одни использовали эпоксидную смолу, битумы, карбоксилатные каучуки, другие – сополимер стирола с акрилонитрилом, третьи – полиэтилен с изобутиленом.

Геннадий Васильевич КУЦЕНКО – генеральный директор ФГУП «НИИПМ», доктор технических наук, профессор

Расчеты давали хорошие результаты энергетики этих составов, но практического внедрения в конкретных разработках двигательных устройств не наблюдалось. И основной причиной, как это оказалось позднее, была попытка использования для изготовления топливных масс и формования зарядов технологии баллиститных порохов. Последняя была к этому времени до тонкостей изучена, тщательно обследована, на предприятиях отрасли организовано большое число промышленных установок, которые качественно и надежно изготавливали различные заряды из баллиститных гомогенных порохов. Однако попытки использования этой технологии для надежного и бездефектного изготовления зарядов и топлив с большим содержанием (до 60-70%) наполнителя (ПХА и ПХК) и больших диаметров, что требовалось для МБР, не давали желаемых результатов.

Разработкой составов СТТ занимались в то время несколько институтов, в том числе и химический отдел НИИ-1 (нынешний МИТ), в котором была создана рецептура топлива на основе тиокольного связующего. Но в НИИ-1 не было ни производственно-технической базы, ни технологического оборудования. На обращение сотрудников НИИ-1 (Г.К. Каракозова и Н.А. Судакова ) откликнулся только один пороховой институт, а именно НИИ-130. Тогдашние его руководители кандидат технических наук А.М. Секалин и доктор технических наук Д.И. Гальперин, верно оценив ситуацию, сконцентрировали усилия всех своих сотрудников от ученых до рабочих на создание новых технологических процессов и специального технологического оборудования для переработки СТТ. В отчете за 1957 г. НИИ-1 выражает благодарность руководству и сотрудникам НИИ-130 (М.Е. Чукашеву, М.В. Фастовцу, В.В. Мошеву, А.М. Огрелю и др.) за «искреннюю поддержку и деловую помощь в работе».

Эдуард Федорович ОХРИМЕНКО – заместитель генерального директора ФГУП «НИИПМ», доктор технических наук

Поставленная задача была выполнена быстро – разработана технология производства СТТ и установка, в основе которых – смеситель непрерывного действия СНД. В 1959 г. в НИИ-130 уже функционировала опытно-полузаводская установка для переработки СТТ производительностью 50 кг/час, а в 1960 г. на заводе им. С.М. Кирова запущена опытно-промышленная установка СНД-500 производительностью 500 кг/час. Впоследствии подобные установки были внедрены на всех заводах отрасли.

В 1960 г. были изготовлены первые заряды к стратегической ракете системы ТЕМП на составе ТФД-2 с последующей заменой на полиэфируретановый состав ПАЛ-18/7 для системы ТЕМП-С.

Практически это событие наряду с разработкой и других составов СТТ, в том числе на основе простых и сложных полиэфиров, морозостойких полиэпоксиэфируретанов, «открыли двери» для широкого использования нового класса топлив не только для ДУ стратегических ракет, но и других видов вооружения.

В первые же годы (1960-1961) в НИИ-130 появились заказы на разработку зарядов к изделиям стратегического назначения ТЕМП, ТЕМП-С, 4К22, 8К97, для систем ПВО (А-35Ж), для морских ракетных систем («Кондор», «Вьюга», 3М10) и др. НИИ-130 оказался загружен новыми для всех задачами и разработками. В числе первых участников этого «прыжка в неизвестное», активных разработок новых топлив, новых технологий и технологического оборудования, новых конструкций зарядов РДТТ, кроме упомянутых выше, технологи Е.Г. Романова с сотрудниками, конструкторы оборудования В.А. Соловьев, В.И. Верхоланцев, конструкторы зарядов Л.Н. Козлов, Т.И. Чебуков, Е.А. Медведев и мн. другие.

Георгий Николаевич АМАРАНТОВ – заместитель генерального директора ФГУП «НИИПМ», доктор технических наук, профессор

Внедрение новых технологий, новых составов сопровождалось большим количеством неудач и аварий: загоралась топливная масса в технологических аппаратах, когда на испытательных стендах один за другим следовали разрывы двигателей, когда, казалось бы, полностью проверенная одна из ступеней изделия 8К98 внезапно разрушалась на траектории, когда из-за непознанного тогда явления кристаллизации связующего взрывались на старте ракеты системы ПВО. Шестидесятые годы для НИИ-130 были богаты на негативные события. Но все это было хотя и досадно, но не зря.

Наглядным подтверждением служат такие данные: если, например, на второй год отработки заряда III ступени изделия 8К98 (1963 г.) процент неудачных стендовых испытаний составил 60%, на третий (1964) – 8%, то в дальнейшем неудачи оставили разработчиков. И это при том, что ежегодно в течение последующих 5 лет проводилось до 40-60 огневых стендовых испытаний изделия 8К98. Пришли опыт, знания и уверенность в успехе. И не только в НИИ-130, но и в других организациях, потому что в ликвидации неудач и налаживании дела принимали участие ученые и специалисты практически всей страны. Нам много и интенсивно помогали все участники большого проекта создания РДТТ для МБР на смесевых твердых топливах – конструкторские и исследовательские организации Главных конструкторов, и институты АН СССР и союзных республик, отраслевые химические, металлургические и другие институты промышленности, и родственные пороховые предприятия, плодотворно и интенсивно работали научно-технические комиссии с участием лучших ученых и специалистов страны. Быстро и профессионально решая возникающие проблемы, участники этого процесса создали такую мощную базу методик и методов анализов и расчетов, руководств и учебных пособий, которых хватило не только на бурные (с точки зрения создания новой техники) 70-80-е гг., но и на тяжелые 90-е, хватило на создание в НИИПМ огромного количества зарядов и двигательных установок по всем видам ракетного вооружения.

В 1968 г. ракета 8К98 была отработана, сдана на вооружение и поставлена на боевое дежурство.

НИИ-130 (НИИПМ) внес свой вклад в разработку МБР, создав новую технологию на основе СНД, позволившую формовать монолитные прочноскрепленные заряды диаметром более 1000 см из высокоэнергетических СТТ.

В последующие годы для ракет стратегического назначения  институтом разработан целый ряд вспомогательных и управляющих двигателей с самыми разными характеристиками.

ФГУП «Научно-исследовательский институт полимерных материалов»

Россия, 614113, г. Пермь,

ул. Чистопольская, 16

Тел.: +7 (342) 282-7783

Факс: +7 (342) 283-6887

niipm@pi.ccl.ru

www.niipm.perm.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS