НПО «Искра» – первопроходец в создании твердотопливных ракетных двигателей
[an error occurred while processing this directive]

Двигатель третьей ступени МБР в музее НПО «Искра».

Интенсивные научно-технические исследования и опытно-конструкторские работы по созданию и использованию крупногабаритной твердотопливной техники как средства вооружения начались в нашей стране с 1958 года. Идея создания твердотопливных ракетных комплексов принадлежала академику С.П. Королеву, им же были сделаны первые практические шаги по их разработке.

Перед основанным в декабре 1955 г. на базе Пермского машиностроительного завода им. В.И. Ленина СКБ-172 (затем КБмаш, а ныне НПО «Искра») была поставлена задача разработки первых отечественных крупногабаритных маршевых РДТТ. Это, по сути, должно было стать нашим ответом на создание американских ракетных комплексов «Минитмен». В 1962 г. СКБ-172 в тесном сотрудничестве с ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») приступило к разработке маршевых двигателей первой и третьей ступеней для первой советской межконтинентальной баллистической твердотопливной ракеты РТ-2. В 1968 г. двигатели были сданы в серийное производство.

При создании этих двигателей были разработаны основные принципы конструирования твердотопливных двигателей, органов управления, технологии изготовления корпусов и топливных зарядов (разработчики НИИПМ и ФНПЦ «Алтай»). Для повышения боевой эффективности комплекса была проведена его модернизация (закончена в 1972 г.), в процессе которой в двигателях были применены новые высокоэнергетические топлива (разработчик – ФНПЦ «Алтай»). При совершенствовании двигателя III ступени КБмаш разработало новые уникальные технологии, позволившие изготовить цилиндрическую часть корпуса комбинированной, состоящей из стальной обечайки, упрочненной намоткой однонаправленного стеклопластика. Модернизированная ракета получила обозначение РТ-2П и простояла на вооружении наших РВСН более 20 лет.

В то время, когда велись работы над модернизацией ракеты РТ-2, началось сотрудничество НПО «Искра» еще с одной головной организацией, сопоставимой по своему творческому потенциалу с РКК «Энергия» – речь идет о КБ «Южное» (г. Днепропетровск, Украина). В течение длительного времени на экспериментальных двигателях, а затем и на экспериментальной ракете РТ23 отрабатывались новые технические решения. Наконец в 1983 г. НПО «Искра» приступило к опытно-конструкторской работе по созданию двигателя III ступени для ракет шахтного и железнодорожного ракетных комплексов РТ23УТТХ, известных под символическим названием «Молодец». Двигатель имел раздвижное телескопическое сопло («холодная раздвижка», до включения двигателя), в конструкции сопла впервые были использованы новейшие углерод-углеродные композиционные материалы, а в конструкции корпуса (разработчик ФЦДТ «Союз») – органопластик, углеткань и комбинированное теплозащитное покрытие. При этом была реализована более высокая, по сравнению с лучшими зарубежными и отечественными образцами, степень расширения сопла.

Разработчиком заряда твердого топлива также являлся ФЦДТ «Союз».

В 1989 г. двигатель был сдан в серийное производство. Приоритет новых технических решений, заложенных в реализованный проект двигателя, защищен более 40 авторскими свидетельствами на изобретения.

Здание НПО «Искра» г. Пермь.

Необходимо заметить, что двигатели III ступени ракетных комплексов «Молодец» по энергомассовому совершенству до сих пор являются непревзойденными в мировой практике. Сейчас уже можно сказать, что такие боевые железнодорожные ракетные комплексы с пермскими двигателями несли боевое дежурство, в том числе и на пермской земле в дивизии РВСН, дислоцированной в районе Бершети. Ныне это грозное оружие по трудно понимаемым причинам снято с вооружения, а дивизия расформирована. Подобного оружия у США не было и нет.

Вспоминая о работе над этими комплексами, председатель Государственной комиссии по летно-конструкторским испытаниям генерал-полковник Г.Н. Малиновский писал в своей книге: «В теснейшем контакте с Б.П. Жуковым (генеральный конструктор топливного заряда) работал сравнительно молодой уральский конструктор Лев Николаевич Лавров … За все время отработки комплекса во всех модификациях я не помню ни одного замечания в адрес этого КБ и его завода».

Развал СССР сопровождался распадом сложившейся производственной кооперации. В связи с этим НПО «Искра» в 1992 году со стороны МИТ было выдано ТЗ на разработку соплового блока двигателя I ступени ракеты «Тополь-М» (в СССР разрабатывался КБ «Южное»). Разработка была выполнена в беспрецедентно сжатые сроки. От момента получения ТЗ до проведения первого ОСИ прошло меньше года.

Таким образом, с момента принятия на вооружение первой отечественной твердотопливной МБР и по настоящее время в арсенале РВСН в постоянной боевой готовности находятся ракеты, созданные при участии НПО «Искра».

ОАО «Научно-производственное объединение «ИСКРА»

Россия, 614038, г. Пермь,

ул. Академика Веденеева, 28

Тел.: +7 (342) 262-7000

Факс: +7 (342) 284-5398, 284-5454

iskra@iskra.perm.ru

www.npoiskra.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS