15 лет назад, в 1996 г. Борис Ельцин подписал Указ о создании Авиационного военно-промышленного комплекса «Сухой». В состав этой интегрированной структуры было решено включить ОКБ Сухого, авиазаводы в Иркутске, Новосибирске, Комсомольске-на-Амуре и ряд других предприятий. Руководителем АВПК в конце того же года назначили Алексея Федорова. |
Однако полноценной холдинговой структурой АВПК «Сухой» тогда не стал – главным образом по той причине, что руководители серийных заводов были не заинтересованы в потере самостоятельности. В этом директоров поддерживали и региональные власти.
В 1998 г. Алексей Федоров вернулся на иркутский авиазавод, а новым руководителем АВПК «Сухой» стал Михаил Погосян, являвшийся председателем Совета директоров ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени П.О. Сухого». Он участвовал в создании самолетов Су-32, Су-33, семейства многофункциональных истребителей Су-30, а также возглавлял работы по проектированию и постройке самолета Су-47 «Беркут». В 1999 г. Погосян стал генеральным директором ОКБ Сухого. Надо отметить, что такое решение оказалось весьма дальновидным, руководитель компании смог сосредоточиться на выстраивании холдинговой структуры и оптимизации модельного ряда компании.
По решению Михаила Погосяна были остановлены работы по некоторым военным и гражданским программам, не имевшим реальных рыночных перспектив. Взамен началось создание перспективного регионального самолета. Главной задачей, которую планировалось решить в ходе реализации этого проекта, являлась диверсификация продуктового ряда компании, в котором наряду с успешными военными должны быть и востребованные гражданские модели. Практика показала, что такое решение было полностью оправданным. В военном сегменте упор был сделан на совершенствование и глубокую модернизацию семейства Су-27/30 и создание самолета пятого поколения.
ПАК ФА на авиасалоне МАКС-2011. |
В 2003 г. АВПК был преобразован в Авиационную холдинговую компанию «Сухой». За несколько лет, проведенных Михаилом Погосяном на должности руководителя этой структуры, ему удалось добиться консолидации ОКБ и входящих в холдинг серийных заводов, которые начали проводить единую производственную политику.
Основным коммерческим партнером холдинга долгое время являлся Китай. В 2000-2002 гг. в КНР были поставлены 28 самолетов Су-27УБК, в 2000-2004 гг. – 76 Су-30МКК, в 2004-2005 гг. – 24 Су-30МК2. Кроме того, в 1996 г. было заключено соглашение о лицензионной сборке истребителей Су-27СК в Китае – всего до 2004 г. было собрано 95 самолетов. Комплекты для сборки, как и готовые машины, поставлялись Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением им. Ю.А. Гагарина. Во второй половине 1990-х и 2000-х гг. самолеты семейства Су-27/30 поставлялись также Вьетнаму, Индонезии, Венесуэле, Алжиру и Малайзии.
В настоящее время компания «Сухой» обеспечивает выполнение полного цикла работ – от начальной стадии проектирования до эффективного послепродажного обслуживания авиационной техники. Последнее весьма важно, поскольку в течение последних лет «Сухой» стал одним из лидеров среди предприятий, имеющих право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность в части послепродажного обслуживания и поставки запчастей. Объем доходов в этом сегменте достиг $200 млн.
В 2002 г. компания «Сухой» выиграла тендер МО РФ на создание истребителя пятого поколения. ПАК ФА совершил первый полет в 2010 г., в настоящее время в летных испытания участвуют 2 самолета этого типа, до конца 2011 г. к ним должны подключиться еще две машины. Планируется, что в серию истребитель пойдет в 2015 г. Учитывая то, что пока программа создания самолета полностью укладывается в график, нет причин сомневаться в том, что так оно и будет.
Надо отметить, что ПАК ФА еще на этапе проектирования стал международным проектом. В интересах ВВС Индии в настоящее время разрабатывается двухместная версия истребителя, получившая обозначение FGFA. Это беспрецедентный по объемам контракт на перспективный боевой самолет – всего Индия планирует закупить не менее 250 машин этого типа. FGFA станет базовой экспортной версией российского истребителя пятого поколения. В целом, учитывая высокий уровень боевых характеристик и относительную (по сравнению с американским F-35) дешевизну, у программы хорошие рыночные перспективы.
Стоимостный объем экспортных продаж истребителей «Сухого» на мировом рынке в 2003-2010 гг. составил $13,361 млрд. или 19,36%. Согласно имеющемуся портфелю заказов по состоянию на 1 июня 2011 г., стоимостный объем экспорта истребителей марки «Су» в предстоящие 4 года (2011-2014 гг.) оценивается в $7,408 млрд., что составляет 61% от общего объема продаж России в данной категории ($12,14 млрд.).
В последние годы начались поставки боевой авиационной техники марки «Су» и в интересах российского Министерства обороны. На текущий момент размещен заказ на поставку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-32, а до 2020 г. ВВС должны получить 120 машин этого типа.
В ходе авиасалона МАКС-2009 был заключен контракт на поставку ВВС РФ до 2015 г. 48 многофункциональных истребителей Су-35C. Столько же самолетов ВВС должны получить и в 2015-2020 гг. В настоящее время выполняется контракт на постройку 12 истребителей Су-27СМ3.
Если вернуться к гражданской тематике холдинга, то в настоящее время имеется уже около 200 твердых заказов на региональные самолеты Sukhoi Superjet 100. До конца 2011 г. заказчикам планируется передать 7 самолетов. В 2012 г. планируется произвести 28 машин, в 2013 г. – 42, а с 2014 г. выйти на уровень производства 60 самолетов в год.
В целом, на сегодняшний день холдинг «Сухой» является не только ядром кристаллизации боевого дивизиона ОАК, но и всей Объединенной авиастроительной корпорации в целом.