Омская закалка
Сегодня одним из ведущих направлений ОАО КБТМ стал выпуск гражданской продукции

Огонь ведет тяжелый огнемет ТОС-1.

После начала Великой Отечественной войны ленинградский завод №174 был эвакуирован в Омск, где приступил к выпуску танков Т-34. До конца войны предприятием было изготовлено 7 тысяч этих легендарных машин. Работа по созданию бронетанковой техники была продолжена и в послевоенные годы. В 1958 г. в качестве самостоятельного было образовано Конструкторское бюро транспортного машиностроения (ныне – ОАО КБТМ, входящее в состав ОАО «НПК «Уралвагонзавод»).

Игорь ШУМАКОВ

 

По заказам управлений Министерства обороны специалистами КБТМ выполнено более 85 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К этапным и наиболее значимым можно отнести такие разработки и образцы бронетанковой техники, как:

— зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2;

— самоходная установка СУ-122;

— комплексная модернизация танков Т-54 и Т-55 в процессе их серийного производства;

— плавсредства для танков Т-55, Т-62 и Т-64;

— танковые мостоукладчики МТУ-20, МТУ-72, МТУ-90 и МТУ-90М;

— инженерные машины разграждения ИМР-1 и ИМР-2;

— ходовые части танков Т-64, Т-72 и Т-80;

— бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1 и БРЭМ-80У;

— тяжелая огнеметная система ТОС-1А;

— комплексная модернизация танка Т-80 и переход к выпуску танков Т-80У и Т-80УК.

Игорь Константинович ШУМАКОВ – генеральный конструктор ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения»

Танк Т-80У – особая гордость омских конструкторов и рабочих. Обладающий уникальной для тяжелой бронетехники подвижностью (при массе в 46 т за счет установленного газотурбинного двигателя мощностью 1250 л.с. танк развивает скорость до 80 км/ч), огневой мощью и защищенностью он на длительное время стал основным танком Группы советских войск в Германии. Боевые и технические характеристики Т-80У не давали покоя зарубежным танкостроителям, но нечто подобное со временем смогли воспроизвести только американцы, также установив на свой «Абрамс» газотурбинный двигатель. Прочие страны оказались не готовы к внедрению столь современных технологий.

На выставке вооружений Сухопутных войск «ВТТВ-Омск-2001» омские конструкторы получили первую премию «За оригинальный дизайн» за тяжелую огнеметную систему ТОС-1А. Дипломами и призами как российских, так и международных выставок в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), Куала-Лумпуре (Малайзия) отмечены и другие разработки ОАО КБТМ. На выставке вооружений в Париже руководство ОАО КБТМ было отмечено благодарственным письмом от устроителей мероприятия за самую посещаемую экспозицию.

После распада СССР ОАО КБТМ стало головным конструкторским предприятием по разработке средств инженерного вооружения для Российской армии. Здесь теперь создаются мостоукладчики, переправочно-десантные средства и мостовые механизированные комплексы, а также бронированные ремонтно-эвакуационные машины.

Коллектив ОАО КБТМ и на этом новом для себя поприще смог доказать свой высокий профессионализм, создавая технику, не имеющую мировых аналогов. Так, в 2004 г. на вооружение Российской армии был принят разработанный в Омске тяжелый механизированный мост ТММ-6 на колесном шасси, способный за 40 минут навести переправу длиной 102 м. Штурмовой однопролетный мост МТУ-90М на шасси танка Т-90 и вовсе раскладывается за три минуты. Мостовой механизированный комплекс ММК на колесном шасси, предназначенный для устройства безопорных мостовых переходов с высокой пропускной способностью через узкие препятствия на армейских (фронтовых) путях движения войск, обеспечивает сборку мостового перехода длиной 40 м с помощью надвижки мостовых блоков по наводочной балке.

Такие средства инженерного вооружения, как плавающий гусеничный транспортер ПТС-4, переправочно-десантный паром и низкосилуэтный гусеничный транспортер парома, разработанные и изготовленные по заданию Минобороны России, могут применяться и подразделениями МЧС России при ликвидации стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Традиционное для ОАО КБТМ бронетанковое направление также получило развитие. К настоящему времени омские конструкторы разработали десятки вариантов модернизации танков Т-55 и Т-62. На них могут быть установлены системы активной и пассивной защиты, увеличены подвижность и огневая мощь, что превращает эти танки во вполне современные боевые машины. Наработки ОАО КБТМ востребованы в десятках стран, армии которых эксплуатируют российскую бронетехнику. При выполнении зарубежных контрактов специалисты ОАО КБТМ могут обеспечить заказчику сопровождение всего цикла жизни машин: от их доработки для конкретных климатических условий, ремонта, модернизации и вплоть до утилизации. О качестве работ и квалификации омских специалистов сам за себя говорит тот факт, что с 1993 г. в ОАО КБТМ не поступало ни одной рекламации. Система качества сертифицирована на соответствие международным стандартам ИСО 9001:2000 и стандартам ГОСТ ИСО 9001-2001. Приоритет разработок специалистов ОАО КБТМ защищен более чем 400 патентами России на объекты промышленной собственности и 1200 авторскими свидетельствами на изобретение. В 2004 г. распоряжением правительства Российской Федерации от 10.02.2004 №188-р предприятию присвоен статус Федерального научно-производственного центра (ФНПЦ).

Прыжок Т-80У.

В настоящее время ОАО КБТМ – мощное специализированное предприятие с замкнутым технологическим циклом по разработке и изготовлению новой продукции в интересах Министерства обороны России, а также по модернизации и ремонту танков. Технологический цикл включает в себя кузнечно-штамповочное, холодноштамповочное, термическое, гальваническое, механообрабатывающее, сборочно-сварочное производство, производство резинотехнических изделий, инструментальное и вспомогательное производства, энергетическое хозяйство с собственной котельной и кислородной станцией.

Сегодня одним из ведущих направлений ОАО КБТМ стал выпуск гражданской продукции. ОАО КБТМ – единственное за Уралом предприятие, обладающее мощным сталелитейным комплексом. Он позволяет производить фасонное литье из высокоуглеродистых и легированных марок стали. Металлурги ОАО КБТМ освоили производство запасных частей для ТЭЦ и наладили партнерские отношения с энергетиками Омска, Кузбасса, Хабаровска, Иркутска, Бурятии, Якутии и Красноярского края.

После вхождения в 2009 г. ОАО КБТМ в состав корпорации ОАО «НПК «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского» на предприятии реализуется программа дальнейшего увеличения загрузки производственных мощностей изготовлением стального и фасонного литья для нужд железнодорожного транспорта. Освоено также изготовление на шасси КрАЗ и КАМАЗ машины завинчивания свай МЗС-219, которая предназначена для бурения скважин и погружения винтовых свай в талые, мерзлые и вечномерзлые грунты при сооружении фундаментов мостов, эстакад, опор ЛЭП, антенно-мачтовых устройств и зданий различного назначения.

www.kbtm.omsk.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS