Ту-214 ОН – флагман флотилии «Открытого неба»
В России создана лучшая в мире авиационная система наблюдения для реализации международного договора

Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 г. Он входит в группу соглашений, связанных с ограничениями и контролем над вооружениями, и ратифицирован Российской Федерацией в 2001 г. (сегодня число государств-участников ДОН достигло 34).

Владимир ВЕРБА

 

Договор допускает наличие у каждого государства-участника специального «самолета наблюдения», оснащенного аппаратурой наблюдения, состав и характеристики которой ограничены. С помощью этого самолета можно совершать наблюдательные полеты над территорией других стран, подписавших ДОН, и наблюдать за перемещениями войск, состоянием портов и крупных железнодорожных узлов, т.е. контролировать деятельность вооруженных сил другого государства. Перед допуском к наблюдательным полетам, самолет и аппаратура наблюдения проходят международную сертификацию. Во время полета маршрут самолета и работа аппаратуры контролируются представителями наблюдаемой стороны.

Владимир Степанович ВЕРБА – генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Концерн «Вега», доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

На первом этапе реализации договора (до 1 января 2006 г.) полеты проводились с использованием только аэрофотоаппаратов. Государства-участники оборудовали самолеты различных классов, состоящие на вооружении собственных ВВС. Так, США выделили для этих целей самолет специального назначения OS-135 (на базе Boeing 707), Германия –

Ту-154М (к сожалению, погиб в 1997г.), Великобритания – Andover. Страны Западной Европы выбрали один и тот же тип самолета (С-130 различных модификаций), объединившись в так называемую «контейнерную группу» (общая аппаратура наблюдения размещена в контейнере, подвешенном под левым крылом самолета). Государства Восточной Европы оснащали аппаратурой наблюдения самолеты советского производства типа Ан-30Б или Ан-26. Один из лучших сегодня самолетов наблюдения на базе испанской платформы Casa создала Турция.

России приходится иметь два типа самолетов. Один – для длительных транзитных перелетов и больших по протяженности наблюдательных полетов над территорией США и Канады (Ту-154М ЛК-1), второй – для полетов над небольшими по территории странами Западной Европы (Ан-30Б).

С 1-го января 2006 г. стартовал второй этап реализации ДОН. На нем, согласно ранее достигнутой государствами-участниками договоренности, возможно использование всего спектра аппаратуры наблюдения, разрешенной договором. Это обстоятельство пробудило интерес к аппаратуре, не являющейся фотоаппаратами. Стала возможной цифровая форма записи информации на борту самолета наблюдения.

Создание авиационной системы наблюдения (АСН) в России специальным постановлением правительства РФ поручено ОАО «Концерн «Вега» совместно с рядом предприятий-соисполнителей. Работа проводится во взаимодействии с Национальным центром по уменьшению ядерной опасности (верификационным центром) Минобороны РФ.

Со стороны МИД России в разработке активное участие принимает департамент по вопросам безопасности и разоружения, оперативно решая все международно-правовые вопросы, связанные с созданием самолета. Весь комплекс работ по проектированию и строительству Ту-214 ОН постоянно находится в сфере внимания Совета безопасности России и лично контролируется президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Автоматизированное рабочее место оператора.

Высшие органы государственного управления страны оказывают существенную поддержку создателям авиационной системы наблюдения «Открытое небо», считая ее важным элементом в системе международных договоров, заключенных Россией и направленных на повышение безопасности и сотрудничества в области контроля над военной активностью стран-участниц ДОН.

Договор ограничивает конфигурацию аппаратуры наблюдения не только ее четырьмя типами, но и максимальной разрешающей способностью на местности каждого типа аппаратуры наблюдения. Все ограничения примерно соответствовали разрешению аппаратуры, применявшейся на спутниках.

Аэрофотоаппараты самолета (панорамный и кадровые) с разрешением 30 см позволяют детально фиксировать природные и искусственные объекты, а также определять их некоторые физические характеристики. Достижение договоренности о применении цифровых аэрофотоаппаратов (видеокамер) увеличило возможности фотографирования. К ним добавилась спектрозональная и цветная фотография. Видеокамеры особенно полезны при полетах на малых высотах под облаками.

Применение бортовых ИК-систем с допустимым разрешением 50 см позволяет в короткие сроки получать данные о распределении температуры земной поверхности и решать задачи, которые не могут быть эффективно решены традиционными методами аэрофотосъемки. При небольших высотах полета ИК-системы обеспечивают всепогодность контроля.

Использование РЛС бокового обзора значительно повышает эффективность аппаратуры наблюдения за счет возможности проведения съемок в ночное время и в условиях облачности. Радиолокационная информация находит самостоятельное применение в ряде задач, кроме того, она может использоваться совместно со съемкой в ИК и видимом диапазонах.

1-го июня этого года совершил первый полет самолет наблюдения Ту-214 ОН, построенный в ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» совместно с ОАО «Туполев» под общим руководством ОАО «Концерн «Вега». В настоящее время самолет проходит летно-конструкторские испытания и его планируется показать на МАКС-2011. Это первый в истории ДОН самолет, оснащенный всеми видами разрешенной аппаратуры наблюдения. Таким образом, Россия выходит на передовые позиции среди государств-участников договора.

В 2010 г. на обзорной конференции по «Открытому небу» сообщение российской делегации о ходе работ по созданию самолета Ту-214 ОН вызвало большой интерес участников, особенно со стороны США. Информация о первом испытательном полете на заседании консультативной комиссии ДОН была положительно воспринята всеми участниками встречи. Ряд ведущих международных экспертов проявил желание более полно ознакомиться с его возможностями во время демонстрации самолета на авиасалоне МАКС-2011.

Отсек аэрофотоаппаратуры.

Экипаж самолета состоит из 5 человек: командира экипажа, второго пилота, бортинженера, штурмана и радиста-переводчика. В кабине экипажа предусмотрено место для контролера от наблюдаемой стороны. Руководитель миссии вместе с руководителем группы сопровождения от наблюдаемой стороны занимают отдельный салон. Они имеют возможность наблюдать за работой аппаратуры с помощью двух выносных дисплеев, аналогичных дисплеям операторов.

Пять автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных локальной сетью, размещаются в отсеке операторов аппаратуры наблюдения. Каждое АРМ имеет два монитора, на одном из которых показана карта, местоположение самолета и зона наблюдения работающей в данный конкретный момент аппаратуры, информация об условиях полета и другая рабочая информация, а на втором – получаемое аппаратурой изображение в реальном масштабе времени. АРМ также ведет постоянную цифровую запись видеоинформации и полностью управляет аппаратурой наблюдения. Работа оператора находится под контролем представителя наблюдаемой стороны.

Сама аппаратура наблюдения расположена в двух багажных отсеках. Аэрофотоаппараты и видеокамеры – в переднем отсеке со специальными иллюминаторами, которые при взлете и посадке защищены сдвигающимися в полете при включении аппаратуры шторками. В заднем отсеке размещен радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой, ИК аппаратура и специальная навигационная система аннотирования получаемой информации. Под самолетом расположена антенна радиолокатора, защищенная радиопрозрачным обтекателем.

Система жизнеобеспечения включает в себя купе для отдыха сменного экипажа, кухни и туалеты. Общее число членов миссии и группы сопровождения в наблюдательном полете может достигать 31 человека, в транзитном перелете – 56 человек.

ОАО «Концерн «Вега» создал самую полную и самодостаточную на сегодняшний день АСН в мире. Она включает в себя не только самолет с аппаратурой, но и наземный комплекс обработки полученных данных, контрольные тест-объекты для проверки характеристик аппаратуры наблюдения (и их ограничений) в полете и учебно-тренировочные средства. Последние позволяют обучать обслуживающий персонал самолета, бортовой и наземной аппаратуры. Эта система может применяться не только для реализации ДОН, но и для патрулирования пограничных районов, а также в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Создание самолета стало крупным успехом всей кооперации предприятий-разработчиков, авиастроителей, органов государственного управления. Концерн «Вега» как головной разработчик АСН ОН выражает глубокую благодарность всем специалистам и организациям, принимающим участие в этой работе, и уверен, что в дальнейшей деятельности по эксплуатации и усовершенствованию системы будет сохранен высочайший уровень организационного и технического взаимодействия участников проекта.

ОАО «Концерн «Вега»

www.vega.su

 

ОАО «Концерн «Вега» – курс на инновации!

Концерн радиостроения «Вега» (ОАО «Концерн «Вега») – предприятие, ориентированное на инновационный путь развития. Концерн представляет собой интегрированную структуру (20 предприятий), создающую широкий спектр радиоэлектронных изделий и систем военного, гражданского и двойного назначения. Целью инновационной деятельности Концерна является повышение конкурентоспособности и коммерциализации результатов за счет осуществления технического перевооружения, внедрения новых, прогрессивных технологий, продуктов, решений, материалов и комплектующих.

Основные направления реализации поставленной цели определены в утвержденной «Программе инновационного развития ОАО «Концерн «Вега» на 2011-2017 годы». В ней предусмотрено формирование новых и реорганизация существующих структур Концерна, нацеленных на инновационное развитие всей интегрированной структуры и достижение намеченных ключевых показателей эффективности:

• создание инновационного комитета;

• модернизация корпоративных подразделений для обеспечения управления полным инновационным процессом (от инвестирования и разработки до маркетинга и коммерциализации);

• модернизация структур предприятий Концерна, для обеспечения реализации полного инновационного процесса в тесной кооперации;

• организация корпоративного инвестиционного фонда;

• организация центра по инноватике;

• организация корпоративного торгового дома для коммерциализации результатов деятельности;

• создание структур по взаимодействию с институтами развития, ВУЗами.

В настоящее время Концерн уже активно работает над исполнением программы:

• одно из предприятий Концерна – ОАО «ИМЦ Концерна «Вега» – выделен в качестве Центра по инноватике и содержит ряд профильных инновационных центров компетенции;

• в Концерне создан научно-образовательный центр «Авиационно-космические радиоэлектронные системы», который дополняет и развивает существующие взаимодействия с ВУЗами;

• Концерн вошел в четыре технологические платформы как профессиональный и компетентный участник;

• Концерн совместно с МГУ им. Ломоносова учреждает малое инновационное предприятие (МИП), которое позволит привлекать разработчиков различных инноваций в области медицинской техники. Незамедлительность активизации работ в этом направлении следует из выступлений председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина, в которых 2011 г. назван «Годом медицины»;

• Концерн готовит прорывные проектные предложения для представления в Сколково и АСИ как эффективные институциональные институты развития;

• в Концерне создан Торговый Дом «Вега ТМ», который предназначен для взаимодействия и сотрудничества по следующим направлениям деятельности:

• реализация функций маркетингового центра для адаптации продукции и услуг к потребностям клиентов, увеличения масштабов производства и рынков сбыта;

• представление полнофункционального сервиса по поставке продукции конечному потребителю;

• организация и проведение тематических и продуктовых семинаров, конференций, тренингов.

В развитии новых форм инновационной деятельности Концерн видит один из наиболее эффективных способов своего дальнейшего развития.

Торговый Дом «Вега ТМ».

Технологии. Маркетинг.

125190, г. Москва, ул. Балтийская, 14

Тел.: +7 (499) 155-4420

mail@tdvega.su

www.tdvega.su

www.imc-vega.ru

 

Александр Васильевич ФРОЛОВ – заместитель генерального конструктора ОАО «Концерн «Вега» по инновационным проектам, кандидат технических наук

Вячеслав Алексеевич МИХЕЕВ – генеральный директор ОАО «Инженерно-маркетинговый центр Концерна «Вега», кандидат технических наук


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS