«Наиболее популярна сегодня наша воздухоплавательная техника»
В прошлом году нам удалось сделать два инновационных прорыва

Человек впервые успешно преодолел силу земного притяжения и поднялся в небо на воздушном шаре. С развитием авиации, освоением космического пространства стало казаться, что огромные, неуклюжие дирижабли и аэростаты уже не способны приносить пользу человеку. Однако воздухоплавание продолжает успешно развиваться, а внедрение новых технологий вновь сделало востребованными летательные аппараты легче воздуха. О сегодняшнем положении дел в этой сфере и перспективах развития журналу «Национальная оборона» рассказал директор ФГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» Виктор ГОЛУБЯТНИКОВ.

Интервью

Илья КЕДРОВ

 

— Виктор Николаевич, расскажите о вашем предприятии. Чем вы занимаетесь?

— Наше предприятие образовано в 1956 году, то есть в 2011-м нам исполняется 55 лет. Предприятие занимается разработкой и изготовлением воздухоплавательных комплексов: привязных аэростатов, свободных аэростатов, дирижаблей. Второе направление нашей деятельности – системы пожарной сигнализации для всех самолетов и вертолетов отечественного производства. Третье – это закрытая тематика по ракетно-космической технике.

Предприятие бурно развивается. За последние 5 лет нам удалось очень много сделать. Средний возраст работников, а их у нас около 300, составляет 46 лет. 24,7% от числа всех работников – это молодежь в возрасте до 30 лет. Сотрудники стабильно получают хорошую зарплату.

В соответствии с указом президента России Дмитрия Медведева от 2009 г., в этом году мы должны войти в состав Концерна радиостроения «Вега».

Наиболее популярна сегодня наша воздухоплавательная техника. На проходившей в апреле выставке «Высокие технологии XXI века» мы представили действующий макет в масштабе 1:6 опытного образца беспилотного дирижабля, который мы разработали в интересах госкорпорации «Росатом».

Виктор Голубятников.

— Для чего он предназначен?

— Беспилотный дирижабль предназначен для проведения мониторинга объектов атомной энергетики. Авария на АЭС в Фукусиме еще раз показала, что летчики, как и все люди, боятся летать над аварийным реактором, из которого исходит излучение. В случае же с беспилотным дирижаблем оператор может находиться на расстоянии до 100 км от объекта и в режиме реального времени получать видеоизображение того, что там происходит. То есть плечо полета дирижабля составляет 200 км. Мы планируем на авиасалоне МАКС-2011 продемонстрировать макет этого дирижабля в масштабе 1:2.

— В последнее время наблюдается тенденция к возобновлению интереса военных к дирижаблям и к воздухоплавательной технике в целом. У вас есть какие-то контакты по этой тематике с силовыми структурами России?

— В прошлом году нам удалось сделать два инновационных прорыва. Мы разработали и изготовили новый аэростат из новых отечественных материалов по новой технологии. Если раньше все аэростаты и у нас, и на серийном заводе в Уфе изготавливались из прорезиненной ткани и клеились обычным клеем 88, то в прошлом году мы освоили технологию сварки током высокой частоты. Сейчас этот аэростат проходит испытания на воздухоплавательном полигоне в районе города Вольск Саратовской области. После их завершения начнутся государственные испытания. Надеюсь, что они пройдут успешно и данный аэростат будет принят на вооружение. Он востребован Пограничной службой ФСБ, МЧС и ВМФ.

— Что представляет собой этот аэростат?

— Это привязной аэростат, наполненный гелием. С землей он соединен кабель-тросом, по которому подается напряжение для управления самим аэростатом и тем оборудованием, которое на нем размещено. Это может быть РЛС, аппаратура РЭБ, оптико-электронные системы, видеокамеры.

— Вы сказали, что при изготовлении этого аэростата вместо клея применяется сварка. Какие еще инновации, новые технологии возможны в воздухоплавании?

— Во-первых, само по себе использование аэростатов с современной полезной нагрузкой – это уже инновация. Например, США уже около 5 лет назад вдоль границы с Мексикой разместили 12 аэростатных комплексов, предназначенных для контроля трафика мигрантов. Это позволило заметно, в разы, сократить количество людей, задействованных в патрулировании границы.

Что касается нашей продукции, то помимо принципиально новой технологии изготовления оболочки, которой ранее в России не было, мы сделали ее из нового материала отечественного производства. Он гораздо прочнее старой прорезиненной ткани и меньше пропускает газ. А это – самая важная характеристика в воздухоплавании. Параметр газопроницаемости определяется в количестве кубометров газа, которые материал, из которого изготовлена оболочка аэростата, пропускает за час. Чем меньше газопроницаемость, тем дольше аэростат будет находиться на рабочей высоте без пополнения. По техзаданию, которое мы выполнили, новый аэростат должен находиться на рабочей высоте не менее 15 суток.

— А старые аэростаты из прорезиненной ткани сколько могли «висеть» в воздухе?

— 7-8 суток, 10 – в лучшем случае.

— Для наполнения аэростатов сегодня используется гелий?

— Мы, конечно, рекомендуем гелий. Но в силовых структурах не всегда могут это себе позволить и применяют водород, поскольку один кубометр гелия в 5 раз дороже, чем водород, который к тому же является побочным продуктом при выделении кислорода. Но водород – взрывоопасный газ, тогда как гелий – инертный и не требует тех серьезных мер противопожарной безопасности, которые необходимы при работе с водородом.

— Вы сказали, что в ДКБА очень молодой коллектив, что в целом не характерно для российского авиапрома и ОПК. Что вы делаете для привлечения молодежи на производство? Есть какой-то секрет?

— Никакого секрета нет. В данном случае сошлись интересы двух сторон: меня как работодателя и молодых ребят, которые хотят получить работу и достойную зарплату. Мне нужно, чтобы контракт был выполнен качественно и в установленные сроки, а ребята хотят заработать. Поэтому они готовы и задерживаться по вечерам, и в случае необходимости поработать в выходные. В результате получают приличные зарплаты, некоторые даже в состоянии приобрести квартиру в Долгопрудном. В отделе кадров у нас стоит очередь, и не каждого, кто к нам приходит, мы берем к себе.

17 июня 2011 г. Виктору Николаевичу Голубятникову исполняется 50 лет.

Сердечно поздравляем с юбилеем, желаем здоровья, счастья и творческих успехов!

Коллектив ФГУП «ДКБА»

Коллектив ИД «Национальная оборона»


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS