50 лет сотрудничества
Сотрудничество ОАО «Корпорация «МИТ» и ФГУП «НИИПМ» характеризуется взаимопониманием, творческим подходом к решению технических проблем

ФГУП «Научно-исследовательский институт полимерных материалов». Главный корпус.

Сотрудничество ФГУП «НИИПМ» с ОАО «Корпорация «МИТ» (а ранее – НИИ-130 и НИИ-1) по созданию твердотопливных зарядов различного назначения началось в 1957 г. Тогда по предложению НИИ-1 в НИИ-130 впервые в СССР были развернуты работы по созданию рецептур смесевого твердого топлива, технологии и оборудования для изготовления из него зарядов. Эта работа завершилась изготовлением крупногабаритных зарядов, испытания которых с положительными результатами провел НИИ-1.

Геннадий КУЦЕНКО

Владимир АНДРЕЙЧУК

 

Геннадий Васильевич КУЦЕНКО – генеральный директор ФГУП «НИИПМ», доктор технических наук, профессор.

В последующие годы нашими организациями были начаты работы по созданию твердотопливных газогенераторов (ГГ) систем управления для двигательных установок (ДУ) ракетных комплексов стратегического назначения. С середины 1960-х гг. на базе разработанных к тому времени в НИИ-130 баллиститных топлив группы НДП были разработаны заряды для ГГ с расходом продуктов сгорания от 10 до 30 г/с и временем работы 80-110 секунд для рулевых приводов с турбонасосными и аксиально-поршневыми преобразователями энергии. Бронепокрытия на основе этилцеллюлозы и метилметакрилата, наносимые в необходимом количестве на топливные шашки, обеспечивали получение допустимой для этих преобразователей энергии температуры газа 1300 К. Столкнувшись с проблемой интенсивной циркуляции горячих газов в застойной зоне при длительном действии линейных полетных перегрузок, приводивших к прогарам бронепокрытия вкладного заряда, НИИПМ разработал полиэфируретановый состав ПГС-5, позволивший скрепить бронированную топливную шашку торцевого горения с корпусом с одновременным заполнением зазора между шашкой и корпусом по всей ее длине. Это значительно упростило узел крепления шашки в газогенераторе, снизив его массу и повысив надежность функционирования. При проведении этих работ был разработан и внедрен центробежный испытательный стенд для имитации в процессе работы ГГ линейных полетных ускорений и поворотный испытательный стенд для имитации воздействия малых знакопеременных перегрузок, изменяющихся по сложному закону. В это же время были разработаны двухступенчатые фильтры для очистки продуктов сгорания, состоящие из фильтра грубой очистки для улавливания крупных фрагментов прококсованного бронепокрытия и ТЗП (с возможным удержанием и жидкой фазы) и фильтра тонкой очистки (многокамерный фильтр, замененный впоследствии фильтром-циклоном). Все это обеспечило создание в середине 1970-х гг. надежных рулевых приводов различной мощности для маршевых и боевых ступеней ракет таких комплексов, как «Темп-2С», «Пионер», «Тополь».

Владимир Андреевич АНДРЕЙЧУК – начальник лаборатории ФГУП «НИИПМ».

Новый этап в создании зарядов для ГГ и ДУ специального назначения открыло создание в НИИПМ топлив группы МГТ. Их уникальные свойства (скорость горения в 2-3 раза ниже, чем у НДП, температура продуктов сгорания, не требующая специального охлаждения, практически отсутствие конденсированной фазы) позволили оптимизировать конструкции ГГ и ДУ СН по геометрическим параметрам и снизить их массу. Это также позволило использовать их в вытеснительных системах преобразования энергии, повысить рабочие давления в ГГ при сохранении приемлемой температуры газа и увеличить время работы до 200-300 секунд.

На этом же этапе, используя высокоскоростной баллиститный состав ВБС, НИИПМ разработал многошашечные заряды для импульсных ПАДов с высокопрогрессивной расходной характеристикой. Тонкосводные шашки зарядов бронируются методом экструзии созданным термопластичным покрытием на основе бутадиенметилстирольного каучука, что обеспечивает отсутствие заметных миграционных процессов в шашках в течение большого срока эксплуатации. В конструкции шашек был применен метод подавления нестабильного горения специальным профилированием канала, что обеспечило надежную работу ПАДов с большим количеством расходных отверстий малого диаметра. На этом этапе были разработаны 16 ПАДов, ГГ и ДУ СН с расходом продуктов сгорания от 7 до 150 г/с, применяемых в комплексах «Курьер», «Тополь-М», «Булава».

Сотрудничество ОАО «Корпорация «МИТ» и ФГУП «НИИПМ» характеризуется взаимопониманием, творческим подходом к решению технических проблем, ответственностью при выполнении поставленных заданий. Накопленный потенциал ФГУП «НИИПМ» по разработке рецептур топлив, технологий и конструкций зарядов позволяет в настоящее время решать практически любые задачи по созданию эффективных ДУ и ГГ на уровне современных мировых образцов, что вселяет уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве ФГУП «НИИПМ» и ОАО «Корпорация «МИТ».

ФГУП «Научно-исследовательский институт полимерных материалов»

Россия, 614113, г. Пермь,

ул. Чистопольская, 16

Тел.: +7 (342) 282-7783

Факс: +7 (342) 283-6887

niipm@pi.ccl.ru

www.niipm.perm.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS