Полвека, отданные космосу
На Красмаше 50 лет назад началось производство ракетной техники

Так совпало, что в год полувекового юбилея полета в космос Ю.А. Гагарина Красноярский машиностроительный завод (ОАО «Красмаш») отмечает 50-летие начала производства на предприятии ракетно-космической техники – баллистических ракет Р-14 разработки ОКБ-586 под руководством М.К. Янгеля.

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

 

Владимир Афанасьевич КОЛМЫКОВ – генеральный директор ОАО «Красмаш»

Производство техники именно космического назначения на Красмаше началось в 1962 г. с освоения двигательной установки (ДУ) 11Д710 разработки ОКБ-456 для второй ступени ракеты-носителя (РН) «Космос» (11К63) и в последующие годы никогда не прекращалось. Одновременно завод осваивал ракету-носитель «Космос-3» (11К65) с ДУ 11Д614 разработки ОКБ-456 и ДУ 11Д47 разработки ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева.

Ракета-носитель «Космос-3» создавалась под руководством М.Ф. Решетнева, начальника филиала ОКБ-1 С.П. Королева. Филиал ОКБ-1 был основан на базе серийного конструкторского бюро завода, на площадке №2, расположенной в городе Красноярск-26. В последующем этот филиал стал прославленным ОКБ-10 (КБ ПМ, НПО ПМ, ОАО «ИСС им. академика М.Ф. Решетнева»). На производственной площадке №2 Красмаша осваивались и производились космические аппараты разработки ОКБ-10, а с 1978 г. она стала основой производства ОАО «ИСС им. академика М.Ф. Решетнева».

Вот далеко неполный перечень выполненных за эти годы работ:

• 1963-1968 гг. – производство ДУ 11Д710 для РН «Космос» 11К63;

• 1962-1964 гг. – освоение производства РН «Космос-3» 11К65 (первый пуск РН – 18 августа 1964 г.);

• 1964-1971 гг. – освоение и изготовление опытных партий РН «Космос-3М» 11К65М с ДУ 11Д49 (первый пуск 16 июня 1965 г.; первый пуск с полигона Плесецк – 15 мая 1967 г.). Эта РН является одной из самых дешевых, надежных и массовых в мире: ею выведено на орбиту более 1000 космических аппаратов;

• 1964-1992 гг. – серийное изготовление ДУ 11Д49;

• 1962-1963 гг. – освоение и производство спутников связи специального назначения (в том числе с пассивной гравитационной системой ориентации) 11Ф610 и 11Ф611;

• 1966-1967 гг. – освоение производства навигационно-связного КА для ВМФ – 11Ф617, спутника связи «Молния-1», геодезического спутника «Сфера» и высотного зонда для исследования земной атмосферы;

• 1967-1970 гг. – освоение производства спутников связи специального назначения 11Ф625, 11Ф626, ионосферной станции для Академии наук СССР, связного и телевизионного спутника связи «Молния-2»;

• 1968-1972 гг. – освоение производства спутников связи «Молния-1Б», «Молния-3», навигационно-связного спутника 11Ф627, навигационного спутника «Цикада», спутника телевещания «Экран»;

• 1973-1976 гг. – освоение производства стационарных спутников связи «Молния-М1С» и «Радуга», связного и телевизионного спутника «Горизонт».

Ракета-носитель «Космос».

С 1965 г. Красноярский машиностроительный завод начал плодотворное сотрудничество с КБ Машиностроения под руководством В.П. Макеева (в настоящее время – ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева»), которое продолжается до сих пор. За это время завод освоил и серийно выпускал баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) РСМ-25, РСМ-40, РСМ-50 и РСМ-54. Эти ракеты до сих пор составляют основу морских стратегических ядерных сил России.

В настоящее время по результатам ОКР по теме «Синева», проводившейся в 1992-2004 гг., Красмаш осуществляет серийное производство последней модификации БРПЛ РСМ-54 с двигательными установками 3Д-37 и 3Д-38. Эта ракета принята на вооружение ВМФ Указом президента РФ №866 в 2007 г.

Правительство высоко оценило труд коллектива завода, наградив его двумя орденами Трудового Красного Знамени (1965 и 1982 гг.), орденом Октябрьской Революции (1971 г.) и вторым орденом Ленина (1978 г.).

В начале 90-х годов завод приступил к освоению производства базовых модулей (БМ) разгонных блоков (РБ) тяжелых ракет-носителей «Протон» 11С861. Конструкция этого блока постоянно совершенствуется: появились модификации 11С861-01, 11С861-03ДМ РН «Протон» (М), 314ГК, 314ГК-А18 для РН «Зенит-3SL» и 452ГК для РН «Зенит-3SLB». К настоящему времени осуществлено около 120 успешных запусков базовых модулей этих модификаций в составе РН «Протон» и «Зенит».

Осуществляются работы по адаптации РБ 11С861-03 для ракеты-носителя «Ангара». Ведутся работы по созданию нового унифицированного разгонного блока для РН среднего и тяжелого классов с улучшенными энергетическими характеристиками, грузоподъемность которого будет увеличена более чем на тонну.

В планах на будущее у ОАО «Красмаш» – создание нового ЖРД на дешевых и экологически чистых компонентах ракетного топлива: сжиженном природном газе и кислороде. Применение такого ЖРД позволит разработать эффективную и малозатратную ракету-носитель нового поколения.

www.krasm.com

Погрузка БРПЛ.

Ракета-носитель «Протон».


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS