В ходе совещания о ситуации в легкой промышленности, проведенного президентом России Владимиром Путиным в начале июня, заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов заявил, что в период кризиса, связанного с пандемией коронавируса COVID-19, система государственного материального резерва показала свою малую эффективность. «И нужной номенклатуры там не оказалось, и механизм обновления запуска продукции, которая хранится в Росрезерве, в оборот тоже у нас хромает», – отметил вице-премьер. По его словам, сегодня необходимо «разработать действенный механизм обновления этой продукции, чтобы это было рачительно и по-государственному, чтобы она там не пролежала десятки лет, а потом утилизировалась, а своевременно шла в оборот». Такая задача действительно чрезвычайно важна. Понимают это и в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, сотрудники которой осуществляют контроль за соблюдением закона о государственном материальном резерве. |
Старший прокурор отдела управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Государственный материальный резерв Российской Федерации является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей и составляет имущество казны Российской Федерации. Он является важным компонентом обеспечения военной и экономической безопасности страны, универсальным инструментом для преодоления различных ресурсных ограничений.
Его предназначение связано с:
• обеспечением мобилизационных нужд Российской Федерации;
• обеспечением неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
• оказанием государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорции между спросом и предложением на внутреннем рынке;
• оказанием гуманитарной помощи;
• оказанием регулирующего воздействия на рынок.
В государственном материальном резерве Российской Федерации находятся основные виды продовольствия длительного хранения, стратегически важные виды промышленного сырья и материалов, топливо, медицинские товары, техника и средства жизнеобеспечения для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Приоритетом для государства в выборе товаров является работа с отечественными производителями, которые отбираются в ходе конкурсных торговых процедур. К качеству продукции предъявляются повышенные требования. Она проходит строгий контроль качества при поступлении на склад, в процессе хранения и при выпуске.
Государственный материальный резерв РФ – важный компонент обеспечения военной и экономической безопасности страны. |
Продукция в хранилищах регулярно обновляется. Срок хранения товаров в государственном резерве всегда меньше срока их годности. Если товары не были востребованы, то еще до окончания срока годности они направляются на реализацию.
В новейшей российской истории в ликвидации всех крупных происшествий и чрезвычайных ситуаций регионального масштаба задействованы силы государственного материального резерва. Теракт в Беслане, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, лесные пожары и нарушения теплоснабжения в регионах Сибири, наводнение на Дальнем Востоке, энергоблокада Крыма, наводнения на Дальнем Востоке и в Сибири – каждый раз для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и нормализации жизни людей привлекались запасы государственного материального резерва.
В современных условиях накопление материальных средств имеет особое значение не только для повышения устойчивости экономики, но и для обороноспособности государства. Важнейшей задачей, решаемой государственными резервами, является создание для армии мобилизационных запасов вещевого имущества и продовольствия на случай военного нападения, в обеспечении перевода промышленности на «военные» рельсы и поддержания в тылу в военное время условий, необходимых для нормальной хозяйственной жизни и функционирования тыла как такового.
Безусловно, обеспечение защиты государственных и общественных интересов, связанных с формированием и использованием государственного материального резерва, зависит и от качества надзорной деятельности органов прокуратуры, которая, используя имеющиеся полномочия, осуществляет защиту интересов страны.
Генеральной прокуратурой России обеспечивается системный контроль, а также проведение надзорных мероприятий в целях соблюдения законодательства о государственном материальном резерве. Соответствующие полномочия сосредоточены в Управлении по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Топливо занимает одно из важнейших мест в запасах государственного материального резерва. |
Во взаимодействии с управлениями Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, правоохранительными и контролирующими органами проделан значительный объем работы на данном направлении. Органами прокуратуры на регулярной основе проводятся тщательные проверки исполнения законодательства о государственном материальном резерве, в ходе которых выявляются нарушения законодательства. Мерами прокурорского реагирования удается пресечь многочисленные нарушения в сфере государственного оборонного заказа, бюджетного и иного федерального законодательства.
Среди выявляемых нарушений – ненадлежащее формирование, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей, в том числе по причине отсутствия необходимого контроля за сохранностью государственных резервов оборонного назначения, расходованием бюджетных средств, исполнением государственного оборонного заказа.
Например, в нескольких субъектах Российской Федерации хранение материальных ценностей осуществлялось в складах, не соответствующих требованиям законодательства, без определения температуры и влажности.
На некоторых предприятиях вопреки требованиям закона не своевременно обеспечивался неснижаемый запас материальных ценностей, устанавливались факты несоответствия топлива требованиям качества, а также хранения просроченных материальных ценностей.
В ряде регионов выявлено хранение материальных ценностей учреждений Росрезерва в зданиях и сооружениях с нарушением норм пожарной безопасности.
Вопреки требованиям законодательства о государственном оборонном заказе заключаемые органами Росрезерва контракты в ряде случаев реализовывались головными исполнителями с нарушением сроков, не велся раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, не открывались отдельные счета.
Установлено ненадлежащее расходование бюджетных средств, выделенных на строительство (реконструкцию) объектов Росрезерва. Прокурорскими проверками на предприятиях агентства вскрыты нарушения законодательства о закупках, о государственной собственности, о государственной тайне.
|
Выявлялись случаи необеспечения контроля за количественной и качественной составляющими сохранности государственных резервов. Например, в одном из регионов в учреждении Росрезерва выявлена недостача зерна в размере свыше 200 тонн, чем причинен значительный ущерб государству. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Выявлены нарушения в ходе использования средств федерального бюджета, выделенных на содержание пунктов ответственного хранения ценностей государственного резерва.
В целом в 2017-2019 гг. прокурорами в ходе проверок территориальных органов Росрезерва, подведомственных ему предприятий, организаций, осуществляющих хранение материальных ценностей, выявлено свыше 2 тыс. нарушений закона. Для их устранения принято более 700 мер реагирования, к различным видам ответственности привлечено около 300 человек, по материалам прокурорских проверок возбуждено восемь уголовных дел.
Надзор за соблюдением законодательства о государственном материальном резерве, принимая во внимание его особую важность для обороноспособности и стабильности экономики страны, является приоритетным направлением в работе Управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса и будет продолжен.