Самостоятельная Россия
В России создали линейку принципиально новых координатно-измерительных машин с опережающими параметрами.

Все чаще и громче, в том числе и с самых верхов, слышно о важности новых технологий и производительности труда. Реальные продвижения недостаточны – денег с рынков за российские товары не хватает, оборонка чересчур прожорлива из-за нехватки новых технологий. Выжимать казну – тупиковый выход.

Александр ЛАПТЕВ

Будь Вы технолог или премьер-министр, если Вы хотите, чтобы в «круге вашего влияния» высокие технологии уже работали – в этой статье есть что взять. Начну сначала.

90-е годы прошлого столетия большую часть российской собственности закрепили за людьми без опыта ведения производства. Тренировались с финансами. То, что можно было перепродавать не осваивая новые технологии, не прибавляло ценности. Сейчас это очень надо.

Александр Григорьевич ЛАПТЕВ – главный конструктор КИМ ООО «Лапик»

Леонардо Да Винчи 500 лет назад, создавая сверхновое (вертолет, автомат), определил, что без метрологии ничто не закрепится, не станет реальностью. И сегодня технологии, отточенные до выигрыша на рынке, закрепляются метрологией.

Одна из обязательных составляющих технологий является информация о допустимой форме составных элементов (деталей) продукта. Именно допускаемой – широкой, не вызывающей излишнюю себестоимость, но сохраняющей итоговое качество. Современным инструментом определения и закрепления допустимых форм являются координатно-измерительные машины с развитым ПО (КИМ&ПО). Дело не только в определении оптимальной формы. Важна быстрая компьютерная обработка сопутствующей информации и связь с последующей технологической цепочкой. Такие КИМ&ПО позволяют оптимально устанавливать границы, а затем совершенствовать текущее производство, понижая себестоимость.

Подтверждения:

• 2/3 современных КИМ всего мира находятся у лидеров технологий и рынка (США, Германии, Японии). Заметим – современные КИМ&ПО в Россию не поставляются.

• Допустимая погрешность измерения в разных странах – от 1/3 до 1/20 от допуска на изготовление. Последний показатель, применяемый в Германии, позволяет экономить 20% затрат и иметь до 40% прибыли за качество на рынке.

• Даже закупив современные станки, надо разобраться, что вы купили. Без юстировки: учета влияния рабочих факторов (износа инструмента, твердости обрабатываемого материала, температуры разных элементов и др., что сложно без КИМ) – выйти в первые ряды не получится. Обязательно нужен инструмент, который, своевременно и объективно покажет, что в обработанных деталях получается не так, и как это связывается с ценой и качеством изделия.

Выжимать казну – тупиковый выход, и мы знаем «...в конечном счете производительность труда решает все ... для становления нового общества».

Итак. Сегодня мне в большинстве вариантов сотрудничества с коллегами даже из весьма солидных предприятий приходится сталкиваться с документацией (конструкторской, матмоделями и др.), используемой разработчиками и производственниками, требующей пояснений и уточнений. Техническая документация не несет однозначной, полной информации для движения дальше. Между конструкторами и технологами (др. сотрудниками) требуется единый, полный, современный язык – что является задачей метрологов. Это значительно тормозит работу и повышает ее стоимость (сложно добежать до всех рабочих мест). Метрология заботится о точности языка общения в технике. Время гениальных конструкторов (Королев, Калашников) прошло. Они успевали дотянуться до каждого рабочего места. Но их единицы на мир. А все усложняющаяся техника и необходимость продуктивно включить в работу большую часть специалистов – требует профессиональной работы метрологов. Сегодня не только гениальные таланты, но способные разработчики и технологи могут быть производительны.

Важно на предприятии организовать работу связки КОНСТРУКТОР-МЕТРОЛОГ-ТЕХНОЛОГ (КМТ). Они должны работать только вместе. КМТ – это не обязательно два или три специалиста. Это может быть и один специалист. Главное: все функции КМТ должны выполняться полностью, не задерживая друг друга (от разработки до получения итогов). Тогда связка КИМ&ПО эффективна. На предприятиях, где ведутся разработки нового, акценты ближе к функциям главного конструктора. На предприятиях, производящих продукцию – повышается роль технологов.

Полнокровная метрология делает решения разработчиков ясными и однозначными не только для других, но и для самого разработчика. Так работают продвинутые организации. Задержек в процессе работы из-за дополнительных выяснений минимум, минимум и лишних затрат.

Непрофессиональный метролог не добавит ясности между конструктором и технологом, но если другого метролога нет, то он в ходе работы поднимется. Споры по поводу ответственность между конструкторским бюро и цехами уйдут в прошлое.

Даже хорошо «настроенная» сваязка КМТ все вопросы не решит, но она лучше организована в работе со службами предприятия на получение новейших технологий.

«Круг вашего влияния» (отдел, предприятие, промышленность) начнет работать эффективнее. Составные части работы и их стоимости благодаря ясности (прозрачности) станут более определенными для исполнителя и более оправданными для заказчика. Это практически не требует финансовых затрат.

У Росстандарта, благодаря единой работе КМТ на разных предприятиях, появится основа (так сегодня необходимая) дооснастить промышленность работающими ГОСТами. Это крайне необходимо.

Российские программисты находятся на должном уровне для охвата технологий (не фантастических, а с реальных производств – от работающих совместно КМТ и КИМ&ПО).

В России создали линейку принципиально новых координатно-измерительных машин с опережающими параметрами. Шестиосевые КИМ с новыми свойствами (прецизионное сканирование в недоступных ранее зонах) производительные, высокоточные. Наработан запас ПО методик контроля. КИМ&ПО в России есть. (Я разработчик этой новой машины, но делу поможет любая КИМ&ПО, главное – современная по всем параметрам).

Еще одно важное назначение КИМ&ПО – быть основой «Инжинирингового метрологического комплекса» (ИМК). В серьезных новых разработках большое количество информации требует помощи в ее оценке. Необходима ее обработка до актуальных параметров, т.е. близких к искомому направлению. Лучшие мировые достижения в этой области: CAE, «CALS-технологии» ограничиваются опорой на уже найденную физическую идею.

CALS-технология получила широкое развитие в оборонной промышленности и военно-технической инфраструктуре Министерства обороны США. Это позволило ускорить выполнение НИОКР на 30-40%, уменьшить затраты на закупку военной продукции на 30%, сократить сроки закупки ЗИП на 22%, а также в 9 раз сократить время на корректировку проектов.

ИМК настроена на большее. Для сокращения количества «шагов исследований» к опережающим решениям нужно не просто упорядочивание метрологических данных, но и анализ их с разных направлений. Этим пользуются и сегодня – талантливые разработчики часто находят решения в «неожиданных» направлениях. Строго объективная информация с возможностью компьютерного анализа ее с различных сторон ускоряет нахождение нужного результата предусматривается в ИМК.

Когда это все придет в реальное производство – больше зависит от верхов (с большим кругом влияния в том числе на федеральные институты).

Но ничто не мешает специалистам в цехах сегодня вникать в современную метрологию (с пониманием того, как каждый «допуск на исполнение» влияет на цену и качество изделия ) и практическому освоению ее на рабочих местах. Таким образом, метрологи перестанут стоять особняком, сотрется дистанция от них до технологов и конструкторов, их работа так же будет приближать положительные результаты. А шаги федеральных структур в этом направлении будет с кем согласовывать на производстве, и эти шаги оперативно будут включаться в работу.

Напомним: ликвидация безграмотности в Советской России дала Днепрогэс, Магнитку, первенство в космосе. Сегодня это – «Компьютеризация» с развитыми входами в науку и производство. У наших оппонентов (США) – это CALS-технологии, основой которых являются входы в новые технологии через метрологию: «ноу-хау» – знаю, как и сколько. И получается у них это хорошо.

Самостоятельность России. Как заметил баснописец И.А. Крылов: «у сильного всегда бессильный виноват». Америка не исключение, скорее закон развития природы. Только равные готовы договариваться о паритетах. Дело не только в национальной обороне. Большинству хочется привлекательности в т.ч. материальной. Вместе с культурой производства приходит и общая культура общества, когда из-за рубежа подозрительности к России меньше, а понимания больше. А «перельманы» не от нас поедут, а к нам.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS