Генеральный конструктор – явление особое
Для возрождения института генеральных конструкторов необходимо усовершенствовать управление оборонкой и перестроить систему обучения

Алексей Михайлович МОСКОВСКИЙ – генерал армии, доктор технических наук, лауреат Государственных премий Российской Федерации и премий правительства Российской Федерации в области науки и техники, Начальник вооружения Вооруженных Сил – заместитель министра обороны Российской Федерации в 2001-2007 гг.

Существование любого государства определяется прежде всего его способностью обеспечивать свою оборону, защиту своих интересов, гарантировать независимость существования своим гражданам. Широко известное выражение: «Есть такая профессия – Родину защищать» – наиболее ярко и емко выражает смысл и цель жизни людей, посвятивших себя решению этих задач.

Алексей МОСКОВСКИЙ

К числу тех, кто избрал эту профессию, принадлежат и люди, занимающие должности, работавшие и работающие генеральными конструкторами крупных военных проектов и образцов оружия.

Генеральный конструктор – это особое явление, характерное для Советского Союза. Длительное время подлинные имена многих из них были известны лишь ограниченному кругу непосредственных участников тех или иных конкретных работ. Эта категория людей обладала уникальными компетенциями и особым типом мышления, позволявшим им решать сверхсложные задачи и работать одновременно в совершенно разных слоях: научном, техническом, социально-экономическом, политическом. Генеральным конструкторам давали поистине генеральские полномочия. В их руках сосредоточивалась огромная организационная и финансовая власть, что позволяло решать в короткие сроки сложнейшие задачи по созданию новой техники. По ряду направлений Советский Союз даже обошел Соединенные Штаты, хотя технологическая и элементная база у нас была слабее. Генеральные имели право не только управлять теми финансами, которые выделялись на реализацию прорывных проектов. Они могли формировать конструкторские коллективы, устанавливать своим работникам индивидуальные заработные платы. А если считали, что для решения задачи не хватает научно-исследовательских и промышленных площадок или полигонов, то по их запросам на самом верху оперативно решали все организационно-финансовые вопросы. Именно благодаря генеральным конструкторам в Советском Союзе было реализовано значительное количество грандиозных по масштабу и комплексности передовых для своего времени государственных и военных проектов.

Андрей Николаевич Туполев.

Успех дела во многом определялся их личными качествами руководителя, организатора, Человека. Они верили в необходимость того дела, которым занимались, всегда имели опору в коллективе возглавляемого ими конструкторского бюро и коллективах единомышленников кооперации. Генеральные всецело доверяли своим конструкторам, и в ответ они платили тем же. Нелишне напомнить, что в то удивительное время настоящим конструкторам создавали условия для расцвета их творчества... Это были, безусловно, талантливые конструкторы, дальновидные организаторы, неплохие хозяйственники. Созданные под их руководством образцы техники относятся к самым совершенным из аналогичных в мире. Можно сказать много восторженных слов об умении работать, находить верные решения, смело и вовремя отказываться от устаревшего, идти на риск и в итоге – побеждать. Ведь жизнь конструктора – это постоянная борьба с косностью и отсталостью, постоянный поиск правильного решения на данный момент и на перспективу среди многих альтернативных. Особенно эта жизнь трудна у генерального конструктора, да еще у такого, у которого нет конкурентов. Только при поверхностном взгляде кажется, что хорошо, когда нет конкурентов. Но работать без конкурентов прогрессивному конструктору намного труднее.

В одной статье невозможно рассказать о всех таких личностях, талантом и трудом которых не только наша страна долгие годы жила без войн, но и в мире были обеспечены военный паритет и равновесие. Но, полагаю, что некоторые рассуждения об их профессиональных и личностных качествах в настоящее время остаются востребованными, так как авторитет генеральных и их статус именно сегодня пытаются поднять на самый высокий уровень.

К сожалению, в последнее время уровень этой самой фундаментальности и системности в значительной степени снижается. Тем более что в условиях все большего проникновения в нашу жизнь так называемых рыночных стимулов молодые специалисты начинают ориентироваться не на логику знаний, а на логику сиюминутного получения максимального уровня оплаты труда. Происходит размывание базовых принципов формирования высококлассных конструкторов, в основе которых лежат кропотливый и напряженный труд, глубокий и неформальный подход к решаемым проблемам.

Сегодня, в ХХI веке, уникальные компетенции генеральных конструкторов во многом утеряны – Россия не вынесла из советского периода способы выращивания таких кадров. К глубокому сожалению, сейчас таких людей уже «не делают»...

В этом году Указом президента Российской Федерации от 19 января 2015 г. №18 утверждены новое положение и статус генерального конструктора по созданию вооружения, военной и специальной техники. Указом определены права, обязанности и ответственность генерального конструктора. Установлено, что генеральный конструктор является руководителем проекта по созданию новых (перспективных) образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Перечислены условия, которым должен отвечать кандидат на эту ответственную должность.

Сергей Владимирович Ильюшин (справа) и Генрих Васильевич Новожилов.

Однако нам сегодня необходимо постараться дать интегральные оценки сущностной стороне работы генерального конструктора, представить собирательный образ человека, на плечах которого будет лежать неимоверная ответственность, дать ответ на вопрос, кто сегодня может стать генеральным конструктором и как организовать его плодотворную работу.

Многие десятилетия моей совместной работы с целой плеядой выдающихся генеральных конструкторов создали устойчивый образ человека, облеченного огромной властью, прежде всего над умами, мыслями, поступками гигантских творческих коллективов, решающих уникальные инновационные задачи в условиях жестких ограничений по ресурсу времени, отпущенному на их решение, при беспрецедентной неопределенности исходных предпосылок.

Сущностную сторону вопроса о характеристике человека, претендующего называться генеральным конструктором в первую очередь определяют два принципиально важных фактора, неразрывно связанных между собой на всем протяжении его профессиональной жизни и деятельности.

Фактор первый – базисное значение фундаментальной подготовки специалистов-конструкторов в высшей школе, а также последующее постоянное пополнение багажа знаний, и не только в той области, где они профессионально работают. Широта кругозора непременно должна свидетельствовать о качествах конструктора высокого класса. Такие требования к кандидату для наделения его полномочиями генерального конструктора определены Указом президента: он должен быть высококвалифицированным специалистом, имеющим высшее техническое образование, ученую степень доктора наук, стаж работы не менее десяти лет на инженерно-конструкторских должностях по соответствующему направлению работ в организациях оборонно-промышленного комплекса, опыт участия в реализации государственных, федеральных и иных программ, а также научные достижения.

Давайте зададимся вопросом, являются ли указанные условия, полностью определяющими качества, необходимые и достаточные для характеристики человека, претендующего на должность генерального конструктора?

И здесь необходимо сказать о втором факторе, связанном собственно с формированием личности генерального конструктора исключительно при решении важных государственных или иных масштабных задач, когда человеку приходится преодолевать неимоверные трудности, испытывая при этом колоссальную ответственность за порученное дело.

Александр Сергеевич Яковлев.

Что раньше в этом отношении отличало таких конструкторов, не считая их известного превосходного таланта и недосягаемой сегодня работоспособности? Можно перечислить целый ряд уникальных свойств, без которых они никогда не стали бы прародителями наилучших в собственной области образцов вооружений. Это и дар предвидения, и способность к решительным поступкам, которые могли кому-то показаться авантюрой, но на деле всегда были выверены и осмыслены, что в итоге и приводило к успеху. Обладали они и способностью объединить единомышленников и повести их за собой. Генеральный конструктор всегда был системным интегратором прорывных работ. Если этого нет, вместо конструкторского бюро получится что-то типа современного «круглого стола».

Самая большая власть генерального конструктора – это власть над умами и душами коллег. Он руководит, опираясь на свою убежденность в значимости и правильности того дела, которому служит. Кроме этой мотивации важнейшую роль играют его знания, умение прогнозировать и видеть развитие событий дальше, чем окружающие. Авторитет генерального конструктора не может быть делегирован ему никакими, даже самыми высокими указами или постановлениями.

Но самое главное – это чувство за собой большой страны и ее народа, умение перескочить через все препятствия и трудности для достижения конечной цели – что называется, «прыгнуть выше собственной головы». Выработка и принятие нестандартных, нетривиальных решений были возможны, когда человек горел делом. Ведь творчество включается только тогда, когда процесс творения несет настолько большое удовлетворение, что хочется конкурировать за право участвовать в нем. Только тогда возможны творческие озарения и парадоксальные ходы. Это чувство сродни азарту и вдохновению. Все великие открытия были сделаны исключительно в таком состоянии. Только такие свойства могли перевоплотить обычного мастера в реального созидателя, творца и фаворита, которыми были наши легендарные генеральные конструктора.

Перечисленные характеристики фактически должны рассматриваться как необходимые и достаточные условия для кандидатов, рассматриваемых для назначения на должность генерального конструктора.

Грустно, но данных свойств, за редчайшим исключением, сегодня не хватает. Практически не осталось на наших оборонных предприятиях генеральных конструкторов, которые могли бы сравниться с Михаилом Петровичем Симоновым и Ростиславом Аполлосовичем Беляковым, Борисом Васильевичем Бункиным, Вениамином Павловичем Ефремовым, Ардалионом Ардалионовичем Растовым и Анатолием Георгиевичем Басистовым, Сергеем Павловичем Непобедимым, Аркадием Георгиевичем Шипуновым и Василием Петровичем Грязевым, Сергеем Никитичем Ковалевым и Михаилом Тимофеевичем Калашниковым. Кто из вас сумеет назвать имена тех, кто пришел сегодня на смену Сергею Павловичу Королеву, Владимиру Сергеевичу Семенихину, Александру Андреевичу Расплетину, Андрею Николаевичу Туполеву, Александру Сергеевичу Яковлеву, Сергею Владимировичу Ильюшину, Генриху Васильевичу Новожилову, Владимиру Федоровичу Уткину и Петру Дмитриевичу Грушину? Кто на данный момент продолжает их дело на оставленном ими уровне?

Если брать проблемы внедрения научно-технических разработок, то генеральный конструктор – это связующее звено между производством и наукой. Кто может грамотно поставить задачу, в том числе научному коллективу? Тот, кто обладает видением решения той или иной технической проблемы.

Повторимся – сейчас таких людей уже «не делают»...

Михаил Петрович Симонов. Аркадий Георгиевич Шипунов.

А ведь с самих генеральных спрос должен быть и будет такой, что надо сто раз подумать, прежде чем дать согласие занять эту должность.

На данный момент наша страна не менее, а может и более, нуждается в бескомпромиссных и самоотверженных конструкторах, знаменитых оборонных компаниях и инженерных школах. Чьим именем будут именовать новые атомные подводные лодки, стратегические самолеты и ракеты, истребители, надводные корабли, САУ и танки?

Думается, что воспитание и поддержание у человека такой ответственности перед страной – важнейшая функция государственных структур всех уровней, курирующих работу генеральных конструкторов.

Без дополнительных усилий трудно рассчитывать, что удастся сбалансировать власть государства как генерального заказчика и власть генеральных конструкторов как ответственных исполнителей и что они, эти власти, будут складывать усилия в целесообразном направлении.

Каковы же ключевые моменты и адекватные пути решения этих проблем?

Во-первых, отметим, что современные системы оружия представляют собой сложные комплексы. Их жизненный цикл становится сравним с периодом разработки. Они состоят из структурных элементов, построенных на различных физических принципах и связанных, как правило, программно-алгоритмическим обеспечением. Создавать такие системы может только кооперация многих предприятий и организаций, количество которых исчисляется иногда сотнями.

Организация согласованной работы такой большой кооперации – одна из основных задач генерального конструктора.

С другой стороны, способность точно задавать направления развития отечественного вооружения и военной техники, а также прогнозировать перспективу развития противостоящих им средств нападения вероятного противника, базируется на прозорливости и профессионализме военного заказчика.

Эти две главные составляющие процесса создания перспективного вооружения и военной техники сегодня нуждаются в интеграции и углублении взаимодействия с использованием наработанных у нас ранее традиций и подходов. Ведь при создании сложных вещей не бывает простых путей. Преодолевать приходится все: отсутствие знания предмета, нехватку ресурсов и кадров, слабость технологической и производственной базы, твердолобость чиновников и еще массу мелких и крупных проблем.

Во-вторых, в делах создания новых систем оружия государственная власть почти всегда имеет решающее значение для достижения поставленной цели. Она может оказать значительное влияние, если понимает цели и задачи, требующие решения, и способна понять сложности научно-технического, технологического порядка, которые необходимо преодолевать разработчикам.

У нас в стране на протяжении многих десятилетий накоплен колоссальный опыт согласованной работы высших органов власти и разработчиков уникальных направлений техники. Многие примеры из этого опыта давно стали классическими образцами: ядерная программа, создание ракетного оружия, разработка систем противовоздушной и ракетно-космической обороны. Высшие руководители хорошо знали возможности конструкторских бюро и предприятий оборонной промышленности, были способны глубоко разобраться в проблемах любой сложности, подняться над дискуссией и объективно оценить предполагаемый результат. Это был по-настоящему творческий процесс принятия взвешенных и всесторонне обоснованных решений, зачастую по вопросам, не имевшим до этого прецедентных решений. Это была хорошо отлаженная и существенно помогающая разработчикам и заказчикам система государственной поддержки.

Михаил Тимофеевич Калашников.

Сегодня, с повышением роли и значения школы (института) генеральных конструкторов, с воссозданием механизма их назначения и деятельности, эта система государственной поддержки нуждается в существенном совершенствовании.

Здесь крайне важен опыт старшего поколения, который базируется на сумме фундаментальных знаний и практике разработки огромного числа самых разнообразных систем вооружения. Есть еще люди, которые могут консолидировать вокруг себя энтузиастов и возродить те самые великие школы, адаптировав их к современным условиям. Они прошли через разработку и создание уникальнейших систем, работающих в автоматическом режиме реального времени, научились испытывать и оценивать программно-алгоритмические комплексы управления этими системами. При этом пропустили через себя сотни, а может тысячи, пусков летательных аппаратов различного назначения, овладев колоссальным объемом знаний, информации, которой нет ни в какой базе данных. Трудно объяснить даже самому себе, как и зачем нужно было так бездарно проматывать ту великую ценность, которая была накоплена в умах целого поколения блестящих специалистов, которую нельзя почерпнуть ни в каких учебниках.

Сплав этих двух составляющих при правильной организации может дать совершенно неожиданное и новое качество в организации и проведении работ по созданию перспективных образцов техники.

В-третьих, нужны новые образовательные технологии, которые должны быть направлены на выращивание кадров не столько для сегодняшней промышленности, сколько для создания промышленности будущего. И стратегическое требование к подготовке таких кадров заключается в том, чтобы они обеспечили в итоге переход России к новому технологическому укладу. Ключевым принципом, лежащим в основе образовательных технологий, способных производить такие кадры, является интеграция науки, промышленности и образования. Без этого ни одна серьезная проблема, связанная с воспроизводством кадров, имеющих перспективную значимость для нашей промышленности, не может быть решена.

Такой тип подготовки, нацеленный на выращивание специалистов нового типа, которые смогут выдвигать прорывные проекты и включаться в их реализацию, отличается от стандартной системы образования – он ставит изначально более сложные, комплексные задачи работы с разными типами знаний, фундаментальными принципами, технологическими решениями в их взаимосвязи. В первую очередь нужны люди живого, масштабного ума, понимающие ситуацию во всей ее величине, способные смотреть на проблемы, требующие решения, новыми глазами и обладающими соответствующим потенциалом.

Необходимо развивать умение связывать три важных момента. Во-первых, видеть, какие научные открытия являются принципиально новыми, а какие – нет. Во-вторых, определять, каким образом новое научное знание может быть заложено в устройства, технику нового технологического решения. В-третьих, анализировать, каким образом реализация возможностей этого технологического решения изменяет саму отрасль. Таким образом, необходимо закладывать умение ответить на вопрос, является ли проект прорывным, создается ли новая техническая возможность, обеспечивается ли рост тактико-технических характеристик хотя бы на порядок? Необходимо различать, чем модернизация отличается от прорывного проекта, от инновации.

Таким образом, эффективное исполнение Указа президента о генеральных конструкторах требует существенного усовершенствования всех уровней государственного управления оборонно-промышленным комплексом, кардинальной перестройки системы обучения, подготовки и выращивания кадров для высшего уровня конструкторской работы, а также последовательной системной работы для воссоздания и развития института генеральных конструкторов, который имеет богатую и результативную историю.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS