Юрий БЕЛЫЙ: «Сегодня мы занимаем лидирующие позиции на мировом рынке радиолокационных средств»
На каждый год формируется программа техперевооружения по всем направлениям

Бортовыми радарами разработки НИИП им. В.В.Тихомирова сегодня оснащено более 60% всех новых самолетов истребительной авиации, поступивших в текущем десятилетии в Вооруженные Силы России, и более 70% отечественных истребителей, поставленных в этот же период на экспорт. В интервью журналу «Национальная оборона» генеральный директор АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» Юрий БЕЛЫЙ подвел итоги 2018 года и наметил перспективы дальнейшего развития.

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Юрий Иванович, из публикаций в СМИ известно, что 2018 год был весьма успешным для НИИП: принят на вооружение истребитель Су-30СМ с радаром «Барс», практически завершены госиспытания МиГ-31БМ с системой управления вооружением «Заслон-АМ», в ВКС России передан сотый экземпляр Су-35С с РЛСУ «Ирбис», завершен первый этап госиспытаний истребителя пятого поколения Су-57 с радиолокационной системой «Белка», развернуты работы по экспортному варианту ЗРК «Бук-М3». Известно также, что разработки НИИП прошли успешную апробацию в боевых условиях в Сирии. Что еще можно добавить к этому послужному списку?

— Можно отметить рост выпуска продукции гражданского назначения. За последние годы заметно расширилась география поставок наших автоматизированных систем управления (АСУ) поездами метро серий «Витязь» и «СКИФ», которые успешно эксплуатируются в Московском, Петербургском, Казанском и Нижегородском метрополитенах, а также за рубежом – в метрополитенах городов София, Баку и Будапешт. В прошлом году мы поставили 5000-й комплект АСУ, в том числе 3500-й Московскому метрополитену.

Юрий Иванович БЕЛЫЙ – генеральный директор АО «НИИП имени В.В. Тихомирова».

Как видите, наши технологии применимы не только в системах управления оружием, но и в системах управления поездами метро. Уже два года на кольцевой линии московского метро поезда ходят в полуавтоматическом режиме. Это реализуется на технологиях нашей разработки. В рамках программы «Поезд 2020» мы работаем над созданием поезда в полностью беспилотном режиме. Необходимы законодательные решения, а технически это реализуемо в любом метрополитене.

Аналогичные системы мы делаем и для электропоездов РЖД, поставлено уже порядка 1000 комплектов универсальных пультов машиниста (УПУ). Последние поставки, в частности, идут для современных электропоездов серии «Иволга».

Кроме того, осуществляя плановые поставки заказчикам гидролокаторов серии «Неман», совместно с Концерном ВКО «Алмаз – Антей» в плане диверсификации проводим маркетинговые исследования с целью расширения ассортимента нашей гидроакустической аппаратуры.

— Не так давно в пресс-релизе Концерна ВКО «Алмаз – Антей» сообщалось о завершении разработки ЗРК «Бук-М3», в настоящее время он уже поставляется серийно. Можете дать интегральную характеристику этого комплекса?

— Наш институт является головным разработчиком данного ЗРК, и «Бук-М3» – это уже четвертое поколение комплексов средней дальности для ПВО Сухопутных войск. Его боекомплект и, соответственно, огневая мощь в полтора раза выше, чем у предшественника – «Бук-М2», существенно увеличены зоны обнаружения и поражения, заметно улучшены эксплуатационные характеристики за счет размещения ракет в транспортных контейнерах.

— Если сравнивать комплекс с западными образцами, как мы здесь выглядим?

— Равных ЗРК «Бук-М3» по боевой эффективности и мобильности в своем классе нет. Комплекс работает по всем типам целей: аэродинамическим, крылатым ракетам, наземным и морским. Комплекс способен решать вопросы борьбы и с оперативно-тактическими ракетами.

— Комплексы советской разработки еще стоят на вооружении ряда азиатских и африканских государств. Вы видите для себя здесь поле работы?

— К нашему удивлению до сих пор в ряде стран эксплуатируются наши ЗРК «Квадрат» разработки 60-х годов, и мы только пару лет назад перестали принимать заказы на их модернизацию. И основная проблема здесь в сроке эксплуатации ракет. Уже много раз продлевался их ресурс, но дальше это делать небезопасно. Дальнейшая эффективность вложений в эти ЗРК низкая. После 50-летней эксплуатации они уже исчерпали возможность модернизации.

— Какую поддержку НИИП оказывает АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»?

— Мы уже второй год по инициативе Концерна не платим дивиденды и используем эти средства на инвестиционные программы и на техническое перевооружение. При поддержке Концерна мы построили гостиницу для молодых специалистов, переоснастили гальваническое производство. Сейчас, например, идет строительство лабораторно-офисного комплекса для обеспечения экспортных заказов. Чтобы не иметь проблем с режимом, там будут располагаться рабочие места и офисы для работы с инозаказчиками. Генеральный директор Концерна ВКО «Алмаз – Антей» Ян Валентинович Новиков оказывает нам всяческое содействие. Буквально недавно он одобрил нашу программу совместных действий с заводом «Красное знамя» с тем, чтобы по новому заказу организовать кооперацию между двумя родственными предприятиями. Начинаем такую работу по более плотному взаимодействию.

— Как складываются отношения с головным изготовителем ЗРК серии «Бук» Ульяновским механическим заводом?

— Тут у нас никаких проблем нет, сложились практически родственные отношения. Как известно, разработчик и изготовитель не могут жить друг без друга. Поэтому у нас есть ряд договоров на авторское сопровождение, по которому мы получаем средства как на обеспечение сопровождения производства, так и на решение вопросов, возникающих в процессе эксплуатации техники. Второе направление – с одобрения Концерна ВКО финансирование программы экспортного варианта ЗРК – «Викинг» осуществляется из прибыли УМЗ.

НИИП имени В.В. Тихомирова впервые в мировой практике применил ФАР с электронным управлением луча в истребительной авиации при разработке системы управления вооружением «Заслон» перехватчика МиГ-31.

— В ходе недавнего посещения вице-премьером Юрием Борисовым КнААЗ имени Ю.А. Гагарина было подтверждено, что в этом году завод поставит первый серийный истребитель пятого поколения Су-57, для которого НИИП разработал радиолокационный комплекс «Белка» на базе активных антенных решеток (АФАР). А какая сейчас ситуация с элементной базой для приемопередающих модулей (ППМ) АФАР?

— Вся элементная база для ППМ на основе арсенид-галлиевой технологии исключительно отечественных производителей, реализуется она в промышленном масштабе пока только в интересах Су-57. Однако в мире уже идет процесс освоения более перспективной для ППМ нитрид-галлиевой технологии. Мы неоднократно на многих площадках поднимали этот вопрос.

Радиолокатор подсвета и наведения ЗРК «Бук-М3».

— Может быть нужны специальные программы в рамках Минпромторга, ориентированные на то, чтобы к той номенклатуре радиоэлектроники, комплектующих были добавлены целевым образом заточенные под вас?

— Такие программы существуют. Наконец к нам начали прислушиваться. Раньше элементную базу делали по техническим заданиям, которые сами себе и выдавали. Делали не то, что нам нужно, а то, что могут и хотят.

Сейчас повернулись к нам лицом, и принято решение согласовывать техническое задание с потребителем. И потом сертифицировать в нашей аппаратуре. Этот процесс только начался, первые результаты будут через несколько лет. Однако до сих пор нет программы по освоению нитридгаллиевой технологии для ППМ АФАР, которая бы увязывала всю линию, начиная от сырья и дальше по всем технологическим цепочкам. Здесь США и Китай уже давно впереди.

— Как обстоят дела с кадровым потенциалом на предприятии?

— К сожалению, многие патриархи уже ушли. Есть такие преемники, которые переняли часть опыта. Но передача опыта возможна только в процессе работы. Нужно пройти плечом к плечу какую-то разработку. Поскольку был 20-летний перерыв, этого не случилось. Либо эти молодые специалисты застали конец какой-то разработки, либо им приходится самим начинать новые. Это первый разрыв. Да и качество подготовки инженерных кадров далеко не лучшее. Мы работаем со многими вузами. Проблема одна и та же. На первых курсах учат не высшей школе, а восполняют недостатки среднего образования. ЕГЭ и Болонская система инженерного образования – по нашему мнению, это просто вредительство. Бакалавр при таком образовании – не инженер. Но это формально, а с другой стороны, у него просто нет профессиональных навыков. Мы сейчас с МАИ своими силами запустили программу доучивания и переучивания инженерных кадров с тем, чтобы бакалавров доводить до уровня инженера. Это второй аспект. Сегодня нет тех специальностей, которые нам нужны. Нет технологов, нет конструкторов, их просто не выпускают. Нет радиоинженеров, специалистов по антенным системам.

Однако школу, которую закладывали патриархи НИИП, начиная с Виктора Васильевича Тихомирова, вопреки всему удалось сохранить. Доказательством этому является лидирующие позиции института на рынке радиолокационных средств, востребованных как в отечестве, так и по линии ВТС.

Самоходная огневая установка ЗРК «Бук-М3».

— МАИ сейчас возглавляет Михаил Асланович Погосян. Он – человек из авиационной отрасли. Удалось ли наладить взаимодействие с точки зрения прикладной ориентации тех специальностей МАИ, которые относятся к вашему профилю деятельности?

— Именно с Михаилом Аслановичем согласована система доучивания и переподготовки в Жуковском филиале МАИ «Стрела». Мы договорились, что по тем специальностям, которые у нас востребованы, будем в программу обучения добавлять наши потребности. Мы пытаемся проследить цепочку от школы до профессионала. В одной из школ Жуковского создан радиокружок. Туда набираем ребят. Из них и учеников других школ подбираем кандидатов на целевое обучение. Это применимо не только к МАИ, но и к МГТУ им. Н.Э. Баумана, Физтеху. Но самый большой кадровый поставщик – это факультет «Стрела», на котором у нас две базовые кафедры, возглавляемые нашими сотрудниками. На работу в институт мы привлекаем студентов уже с третьего курса, далее они проходят здесь практику, работают над дипломом и после окончания вуза, проработав уже три года, приходят на предприятие, уже зная свое рабочее место и направление работы. И это дает результат.

РЛСУ «Ирбис» истребителя Су-35С.

— Что вы можете предложить молодым кадрам?

— После окончания вуза молодой специалист до 30-летнего возраста получает доплату к окладу. К каждому прикрепляется наставник из ведущих специалистов института. Иногородним предоставляется место в ведомственной гостинице для молодых специалистов, в том числе и для проживания с семьей. Тем, кто себя зарекомендовал как необходимый для нас специалист, на 10 лет предоставляется беспроцентный займ на строительство жилья. Уже более 100 молодых сотрудников воспользовались этим займом. Для того чтобы закреплять молодых специалистов не в основных разрабатывающих, где зарплата повыше, а в обеспечивающих, но очень необходимых подразделениях, устанавливается гарантированная заработная плата на уровне средней за предыдущий период. По итогам года среднемесячная заработная плата на предприятии – 70 тыс. рублей. Но ведущие специалисты, в том числе и проявившие себя молодые кадры, получают гораздо больше.

Элементы РЛС «Белка» истребителя Су-57: АФАР переднего обзора Х-диапазона.

— Как идет обновление технологической базы?

— У нас на каждый год формируется программа техперевооружения по всем направлениям. Это и механическое производство, и измерительная техника, и вычислительная техника, пакеты программ. Каждый год мы вкладываем порядка 200 млн. рублей. Были две федеральные целевые программы, но их государство прекратило. В рамках этих программ мы построили три высоко оснащенных рабочих места: большую безэховую камеру, без которой мы не могли бы отрабатывать АФАР, комплекс для измерения антенных характеристик в дальней зоне и участок тонких пленок для отработки СВЧ-элементов.

— Вы уже упомянули гражданскую тематику. Как вы видите в перспективе ближайших лет соотношение военной и гражданской продукции?

— Представляется, что это соотношение некорректно считать в процентах. Например, если на предприятии сейчас продукция гражданского назначения (ПГН) занимает 15% объема, то при снижении объемов по ГОЗ этот процент автоматически вырастет, а выпуск гражданской продукции при этом автоматически не увеличивается. Для увеличения ПГН надо на государственном уровне решать вопросы о потребностях внутреннего рынка, об объемах заказов.

Однако хочется надеяться, что когда говорят о снижении ГОЗ, в первую очередь имеют в виду производство и изготовление, а не науку. Нельзя останавливать мысль, нельзя останавливать НИОКР, нельзя забывать итоги 90-х, когда были потеряны многие школы и направления.

АФАР L-диапазона в подкрыльниках.

— Как вам видятся перспективы по направлению подводных беспилотников?

— Я считаю, что это направление будет очень востребовано, потому что на сегодняшний день на рынке даже в военной области присутствовали только иностранные производители. Мы предлагаем сегодня новые технологии, в том числе и такие, которые сегодня и на Западе не развиты. Мы проводили сравнительные испытания закупаемых флотом импортных гидролокаторов с гидролокаторами нашей разработки, и результаты были не в пользу импорта. Данное направление для нас не совсем традиционно, но речь идет о той же обработке сигнала. Просто в другом диапазоне и среде.

— Какие задачи предстоит решить в этом году?

— Безусловно, выполнение ГОЗ – это основной наш приоритет. Должны быть завершены госиспытания Су-35С с нашей РЛСУ «Ирбис» и доработки по замечаниям, выявленным при эксплуатации «Бук-М3». Должны закончить второй этап ГСИ по Су-57 (ПАК ФА) и принять участие в передаче Минобороны первого серийного образца. По перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА) мы уже выполнили эскизный проект и в этом году приступаем к разработке конструкторской документации. Практически вся боевая авиация в части бортовых радиолокационных систем сегодня сосредотачивается в НИИП имени В.В. Тихомирова.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS