— Мария Александровна, каковы роль и значение ФСВТС России особенно в условиях нынешней неблагоприятной внешней геополитической обстановки?
— Роль Федеральной службы в любых условиях в системе военно-технического сотрудничества – краеугольная. Служба создавалась как орган контроля и надзора за деятельностью всех участников ВТС, включая субъекты военно-технического сотрудничества и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. В преломлении к сфере моей ответственности задача Службы заключается в первую очередь в координации взаимодействия со СМИ российских участников ВТС с целью продвижения военной техники российского производства.
Мария Воробьева. |
В нынешних условиях важно сделать эту работу еще более слаженной, укрепив координационную вертикаль – для того чтобы в современном глобальном информационном пространстве российские участники военно-технического сотрудничества действовали как единое целое, не противореча друг другу. При этом мы должны быть в меру открытыми и использовать понятные и привычные зарубежным аудиториям каналы взаимодействия, которые, к слову, в разных странах могут значительно отличаться. Ну, и немаловажен фактор оперативности с учетом тех реалий и вызовов, с которыми нам приходится сталкиваться.
Роль Службы в части информационного сопровождения сферы военно-технического сотрудничества возросла, об этом говорит факт издания в 2018 г. указа президента России, который наделил Службу дополнительными полномочиями в части контроля за распространением информации в области ВТС. Эти дополнительные полномочия применяются как в контексте защиты информации в условиях санкций, так и в свете того, что деятельность участников ВТС по продвижению российской военной техники в нынешней ситуации эффективнее координировать из единого центра.
— В чем сегодня актуальность правильной координации информационных потоков и той информации, которую мы представляем внешнему миру с точки зрения имиджа российского оружия?
— Сейчас постепенно начинает приходить осознание того, что имиджевая составляющая военно-технического сотрудничества не менее важна, чем экономическая. Безусловно, мировой рынок ПВН предполагает необходимость выработки хорошо спланированной маркетинговой стратегии. Однако продажа оружия – это и политический вопрос, а значит – на кону национальные интересы. Соблюдать баланс экономических и политических задач при продвижении своей ПВН весьма непросто для отдельных субъектов ВТС, и позиция Федеральной службы по поводу возможности и необходимости освещения той или иной темы помогает нащупать «золотую середину».
Современное информационное пространство не только глобально и взаимосвязано, оно мультиканально и ультрадинамично. В нем нелегко сохранить ориентиры даже самым опытным игрокам, к его динамике нужно уметь адаптироваться. Ни для кого не секрет, что опыт российских субъектов ВТС в части выстраивания глобальных маркетинговых и PR-кампаний значительно меньше, чем у наших зарубежных конкурентов. Присутствует фактор «догоняющего развития», который заставляет нас быть всегда начеку, искать порой нестандартные пути. Объединяя усилия, обобщая и анализируя опыт, сделать это несколько проще.
— Много ли нам потребуется времени на эту адаптацию?
— Мы переходим к более современным механизмам работы с иностранными СМИ, с экспертным сообществом и с общественностью. Важно четкое понимание целей и результатов этой работы. Вы никогда не установите прямую зависимость между проведенной успешной PR-кампанией и заключенным контрактом, особенно в сфере ВТС. Поэтому те, кто пытается измерить эффективность работы по информационному сопровождению ВТС количеством заключенных контрактов, изначально устанавливают неверный критерий оценки. С другой стороны, только «цитируемость» и «упоминаемость», на мой взгляд, не самоцель и уж точно недостаточны для понимания результатов нашей работы, особенно с зарубежными целевыми аудиториями.
Выставка Aero India 2019. Министр обороны Индии Нирмала Ситхараман посетила российский стенд в сопровождении министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. |
Влияние общественного мнения на военно-политическое и политическое руководство в странах – основных импортерах российской ПВН налицо. Возьмите, например, широкий негативный резонанс вокруг закупки истребителей Rafale в Индии в 2018 г. Или понаблюдайте за общественной реакцией в Индонезии на непрекращающееся и неприкрытое давления США на руководство страны с целью не допустить поставку российских сверхманевренных истребителей Су-35. В динамично развивающихся странах Азии и Латинской Америки общественность сегодня отчетливо требует от своего руководства прозрачности и независимости в вопросах ВТС и национальной безопасности. Это необходимо учитывать, продвигая «мягкую силу» России как надежного поставщика вооружений и военной техники, показывая что мы – одни из немногих экспортеров ПВН и точно единственные из лидеров этого рынка, кто не ставит дополнительных политических или экономических условий при заключении контрактов. Россия готова к открытому диалогу по всем направлениям и форматам военно-технического сотрудничества со всеми легитимными правительствами в рамках своих международных обязательств – вот тот «месседж», который необходимо адресно доводить до СМИ и представителей экспертного сообщества, поскольку именно они формируют общественное мнение в странах – партнерах России по ВТС.
— Большинство образцов вооружения и военной техники, которые мы предлагаем зарубежным партнерам в ходе переговоров, успешно показали себя во время военной операции в Сирии. Эти слагаемые успеха учитываются в ходе медийного продвижения?
— Безусловно, фактор эффективного боевого применения нашей техники учитывается партнерами и для многих из них является определяющим в процессе принятия решения о закупке.
Но я хочу подчеркнуть, что говорить об эффективности российской техники в ходе операции в Сирии как о слагаемом успеха некорректно. Сложение предполагает определенное программирование и целеполагание. Мы же всегда подчеркиваем, что, в отличие от некоторых наших конкурентов, мы не используем конфликты и угрозы безопасности наших партнеров с целью демонстрировать нашу технику в боевых условиях или увеличивать ее продажи.
Поэтому я бы ограничилась следующей формулировкой: российские вооружения и военная техника, несомненно, подтверждают свои ТТХ в непростых боевых условиях, и это не может не вызывать дополнительный интерес к ним со стороны иностранных заказчиков.
— Как складывается практическая составляющая вашей работы, связанная с мониторингом, анализом информационных потоков?
— Я бы разделила нашу работу на два основных направления. Первое – координация с субъектами ВТС, и второе – комплексная работа с российскими и зарубежными СМИ, направленная, прежде всего, на взаимодействие с медиа-средой той страны или региона, куда мы собираемся продвигать нашу технику или где наша техника уже присутствует.
Что касается первого направления, основная задача, которая ставилась передо мной почти три года назад, – усиление взаимодействия с субъектами ВТС при подаче ими информации в публичное пространство. Мы с вами понимаем, что значительная часть информации о ВТС носит закрытый характер, и преждевременное попадание ее в СМИ может нанести ущерб интересам не только Российской Федерации, но и наших партнеров, чего мы, безусловно, не хотим. Публикация информации о ВТС должна помогать продвигать нашу продукцию, и заявления должны делаться на соответствующем уровне. Для уточнения всех этих вопросов налажен постоянный информационный обмен между нами и пресс-службами субъектов военно-технического сотрудничества. За время моей работы в ФСВТС России этот процесс стал в хорошем смысле «производственной рутиной» и дал свои положительные результаты.
Спецвыпуски журнала «Национальная оборона» можно увидеть на всех ведущих международных выставках вооружений. |
Второе направление – более «творческое», поскольку касается непосредственно продвижения военной техники на мировые рынки за счет взаимодействия с российскими и зарубежными СМИ. Когда я начала работу в Службе, я столкнулась с тем, что наши мониторинги по теме ВТС включали в основном сообщения российских и перепечатки зарубежных СМИ. Поиск материала, касающегося сферы наших интересов, вышедшего, например, в Индонезии, Китае или Вьетнаме, зачастую производился вручную. Не говоря о том, что интересующие статьи на редких языках требовали немало времени и средств на перевод. Сегодня создана система мониторинга, которая позволяет отслеживать публикации СМИ о продукции субъектов ВТС и их конкурентов, а также о мировом рынке вооружения более чем на восьмидесяти языках, в том числе редких. К ней постепенно подключаются субъекты ВТС, но, думаю, она потенциально интересна и заинтересованным госорганам, разработчикам продукции военного назначения и банковским учреждениям.
Мониторинг и анализ – это лишь инструменты, позволяющие более эффективно продвигать продукцию. Новые подходы к освещению и популяризации достижений российских производителей военной техники еще только формируются, хотя хороший опыт подобной работы есть, например, у госкорпорации «Ростех» или ПАО «ОАК». Теперь перед нами стоит задача – объединить единичные успешные «кейсы» работы с зарубежными СМИ и выйти на мировой уровень проведения публичных и пиар-кампаний. К слову, в этом процессе нам не обойтись без обмена опытом с Минобороны и МИД РФ, а также внедрить адекватные и прозрачные критерии оценки результатов проделанной работы.
— Важным элементом вашей работы является участие в зарубежных выставках вооружений и военной техники. Удалось ли отстроить информационное обеспечение такой работы?
— Конечно, я бы хотела услышать оценку от коллег из пресс-служб, журналистов и экспертов, участвующих в освещении российского участия в международных выставках. На мой взгляд, наше позиционирование себя на любой из них должно отражать квинтэссенцию того, что мы в данный момент предлагаем в том или ином регионе. Поэтому первоочередная информационная поддержка должна оказываться именно тем видам вооружения и военной техники, которые являются ключевыми на данной выставке, желательно новинкам или модернизированным образцам. Тогда оправданно приглашать на зарубежную выставку большое количество российских журналистов и привлекать зарубежные СМИ на наши выставки и салоны. Кстати, в прошлом году под выставку «АРМИЯ-2018» был организован пресс-тур для представительной группы индийских журналистов. Думаю, что подобных мероприятий с посещением, приуроченных к международным выставкам и не только, должно быть больше в течение этого года и в будущем.
Медиа-партнеры выставки IDEX 2017. |
— Как руководство ФСВТС оценивает важность медийного компонента в своей работе?
— С должным вниманием. Думаю, что никто не будет спорить, что ФСВТС России взаимодействует со СМИ регулярно и в меру специфики нашей темы открыто. В частности, мы стараемся на регулярной основе проводить встречи директора Службы и его заместителей с российскими журналистами, а в ходе зарубежных мероприятий – и с иностранными коллегами.
— Вы – новая яркая фигура в сфере ВТС. В профессиональной среде ваше появление и практическая работа оцениваются очень высоко. Расскажите о том, как вы пришли в Службу?
— Благодарю за комплимент. Я – выпускница МГИМО. По основной профессии – востоковед, специалист по Индии. Поскольку двусторонние отношения между Россией и Индией предполагают активное сотрудничество в области ВТС, еще на дипломатической службе мне приходилось сталкиваться с этой сферой, в частности, во время ставшей знаковой передачи ВМС Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».
В ФСВТС России я пришла, имея уже небольшой опыт взаимодействия с отраслевыми СМИ. Но основная сфера моих интересов всегда лежала в области международного взаимодействия, поэтому акцент был сделан на работу с зарубежными СМИ, конечно же, не в ущерб российским журналистам и экспертам. Аналогичный подход сейчас у многих коллег, в том числе в пресс-службах АО «Рособоронэкспорт» и субъектов военно-технического сотрудничества.
Встреча директора ФСВТС Дмитрия Шугаева с зарубежными журналистами. |
— Как вам видятся перспективы развития тех направлений, о которых мы говорили, учитывая международную ситуацию и возрастание роли ВТС как одного из важнейших направлений дипломатических успехов России? Какие задачи предстоит решать в ближайшей перспективе?
— При всей своей кажущейся эфемерности работа со средствами массовой информации, в частности, в сфере ВТС должна проводиться системно на всех этапах: анализа, планирования и исполнения. Необходимо грамотно работать со всем многообразием каналов продвижения, оценивая их возможности и риски для выполнения конкретных поставленных задач. Ну, и не забывать о том, что продвижение – это в большой части творческий процесс. Только для нашей «чувствительной» отрасли это творчество в определенной системе координат.
Думаю, что сегодня у пресс-служб субъектов ВТС есть все необходимые элементы для организации качественной информационной поддержки российской ПВН. Осталось только прописать нужный алгоритм и нажать кнопку «Старт».