Отношения России с Индией официально характеризуются как привилегированное стратегическое партнерство. Для Дели Москва является не только крупнейшим поставщиком продукции военного назначения, но и партнером по таким крупным проектам совместной разработки вооружения, как уникальная программа BrahMos. При этом Индия заявляет о намерении диверсифицировать источники своих оборонных поставок, развивая ВТС с такими странами, как, например, США и Израиль. |
В условиях необходимости формирования собственного мощного военно-промышленного комплекса и одновременной потребности в получении передовых военных технологий и военной техники из-за рубежа, а также на фоне обострения противоречий между РФ и США, Индии, стремящейся развивать отношения и с Соединенными Штатами, и с Россией и избегать конфронтации с Китаем, необходима очень взвешенная и разносторонняя политика, в том числе в военной и военно-технической областях. Большую роль здесь могло бы сыграть экспертное сообщество, специализирующееся на военной и военно-стратегической проблематике.
О месте и роли военных экспертных кругов в современной Индии «Национальной обороне» рассказал Правин Сони (Pravin Sawhney), главный редактор FORCE, ведущего индийского журнала, посвященного обороне и безопасности.
Правин Сони – главный редактор журнала FORCE |
— Господин Сони, какие типы военных и стратегических исследовательских центров существуют в Индии?
— В Индии есть три типа исследовательских центров. Во-первых, это организации, спонсируемые и поддерживаемые тремя видами Вооруженных Сил. Они призваны транслировать позицию своего вида ВС на семинарах, тренингах, дискуссиях. Второй тип – это те организации, которые напрямую или не напрямую спонсируются различными правительственными ведомствами, корпорациями, а также иностранными государствами. Для третьего типа приоритетное перед военно-стратегическими вопросами значение имеет продвижение идеологии. Такие центры были сформированы правительством Нарендры Моди для распространения его правой политической повестки как необходимого условия создания новой Индии к 2022 году. Очевидно, что подобные исследовательские центры, рассматривающие проблематику в сфере стратегии, безопасности и обороны через идеологическую призму, наиболее влиятельны в современной Индии.
— Если говорить о конкретных исследовательских центрах, то какие из них вы бы выделили как самые значимые?
— Это Institute for Defence Studies and Analyses (IDSA), Observer Research Foundation (ORF), Vivekananda International Foundation (VIF), Indian Council of World Affairs (ICWA). В последнее время большой вес приобрел правый исследовательский центр India Foundation. О его значимости говорит хотя бы то, что им руководит сын советника премьер-министра по национальной безопасности.
— Каково влияние средств массовой информации?
— Газеты и журналы новостного характера, за редким исключением, на принятие решений правительством влияют ограниченно. Это объясняется, в частности, тем, что влияние редакторов в сравнении с влиянием менеджеров, преследующих коммерческие цели, за последние годы серьезно снизилось, а также тем, что большинство авторов, на мой взгляд, не обладают полным пониманием связи между военными реформами, военной индустрией, ведением боевых действий и «жесткой силой» (hard power) как критически важной составляющей внешней политики.
Однако есть исключения. Это журналы военно-стратегической направленности. В них работают люди, посвятившие себя данной проблематике, и они не зависят от сторонних экспертов. Они обладают непосредственным опытом соприкосновения и экспертным пониманием той сферы, о которой они пишут. Поэтому такие журналы читают политики, чиновники и военные. Иностранные рекламодатели ошибаются, когда представляют свою продукцию на страницах газет и журналов общего характера. Важно не то, сколько незаинтересованных людей пробежалось по рекламе и редакционным статьям, а сколько действительно заинтересованных читателей запомнили что-то для себя.
Поддержка продвижения истребителя Rafale на индийский рынок уществлялась на уровне президента Франции. |
— Влияют ли публикации в СМИ на решения правительства по приобретению вооружения?
— На процесс принятия решений правительством по данному вопросу могут повлиять два внешних фактора. Первое – это если у СМИ есть подозрения в коррупции при сделках, второе – если речь идет о публикациях авторов с хорошей репутацией.
Можно привести множество примеров – скандал с гаубицами Bofors (который привел к поражению на выборах 1989 г. премьер-министра Раджива Ганди – прим. ред.), с проектом подводных лодок HDW и недавний контракт на закупку истребителей Rafale, который также оказался под подозрением.
— Чего, по вашему мнению, не хватает индийскому экспертному сообществу?
— На мой взгляд, к сожалению, в Индии сегодня нет такого экспертного сообщества, которое понимало бы, что такое «жесткая сила» (hard power) и какова ее роль во внешней политике. «Жесткая сила», если быть точным, – это оптимизация военной мощи (военные реформы, возможности военно-промышленного комплекса, необходимость интеграции военных во внешнюю политику), технологической мощи (исследования и разработки в соответствии с существующими военными потребностями и задачами войн будущего) и экономической мощи (долгосрочные структурные реформы, а не временные полумеры).
Можно выделить три причины, по которым у нас пока нет необходимого понимания «жесткой силы». Во-первых, есть большая пропасть между тем, во что верит экспертное сообщество и существующей реальностью. Это происходит от того, что мало значения придается пониманию боевых действий и оперативных вопросов в их связи с вооружениями в стратегическом аспекте. Первостепенное же значение придается механическому повторению западных практик и изучению написанной на Западе военной литературы, которая легко доступна. Кроме того, наши военные и военно-технические возможности ограничены и к тому же основаны в первую очередь на экспортной военной технике. Однако при этом они верят в наличие скрытого потенциала.
|
Раздача сувенирной продукции посетителям авиасалонов Aero India не принесла успеха шведской компании Saab. |
Во-вторых, уходящие в отставку офицеры, которые начинают карьеры военных и стратегических экспертов, мало знакомы с проблематикой других видов Вооруженных Сил помимо того, в котором они служили.
В-третьих, различные министерства, занимающиеся вопросами безопасности и обороны (МИД, Минобороны, МВД и Минфин), работают разобщенно и взаимодействие между ними ограничивается консультациями. Следствием этого является трансляция экспертами позиции того ведомства, к которому у них есть доступ. Однако необходимо объединять усилия и искать решения проблем совместно.
Поэтому на сегодня правительство обычно прислушивается не к экспертному сообществу, а к критике в СМИ и замечаниям ограниченного числа авторов, заработавших себе репутацию экспертов в области стратегических и военных вопросов.
— Если говорить о России – позиция индийского экспертного сообщества и СМИ в целом доброжелательна по отношению к ней?
— К сожалению, российско-индийским отношениям уделяется в наших СМИ мало внимания. Во-первых, они воспринимаются как что-то само собой разумеющееся (taken for granted), и не вкладывается достаточно энергии, времени и денег в освещение сотрудничества между странами, не объясняются преимущества российской военной продукции. США поступают ровно по-другому. Во-вторых, опять же в отличие от США, не организуются регулярные поездки индийских СМИ на предприятия российского ОПК с целью их ознакомления с результатами военно-технического сотрудничества России и Индии и достижениями российской оборонной промышленности. В-третьих, достаточно слабо налажено взаимодействие исследовательских центров Индии и России.
|
Нам необходимо всестороннее изменение культуры взаимодействия как на правительственном уровне, так и на уровне средств массовой информации обеих стран. Для начала российским исследовательским центрам и компаниям оборонно-промышленного комплекса следует определить известных авторов, которые видят плюсы в укреплении российско-индийских отношений, и издания с высокой репутацией. Публикации в них способствовали бы продвижению месседжа о преимуществах российско-индийского сотрудничества.
Правин Сони – главный редактор журнала FORCE, майор Армии Индии в отставке. Автор книг Defence Makeover: 10 Myths that Shape India’s Image, Operation Parakram: The War Unfinished (в соавторстве с генерал-лейтенантом В.К. Судом) и Dragon on our Doorstep: Managing China Through Military Power. Выступал с лекциями в Королевском Объединенном институте оборонных исследований (Великобритания) и Сандийских национальных лабораториях (США). Сотрудничал с Janes’ Information Group и газетами Times of India, Indian Express и др.