Судхир Мишра: «Через год ВВС Индии получат Су-30МКИ с авиационным вариантом ракеты BrahMos»
Между индийскими и российскими участниками проекта есть полное, стопроцентное взаимопонимание

Со времени прихода к власти в Дели правительства Нарендры Моди в 2014 г. отношения Индии с партнерами по военно-техническому сотрудничеству выстраиваются в соответствии с политикой Make in India, которая предусматривает максимальную локализацию производства зарубежной продукции, максимальное привлечение к участию в проектах местных компаний, различные офсетные соглашения и т.д. Индия также все более активно стремится к ведению совместных разработок вооружения.

Интервью

Алексей НЕВЕРОВ

Таким образом, возврата к старой схеме «покупатель-поставщик» быть уже не может. Как заявил в мае этого года бывший глава Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) Индии С. Кристофер, со времени начала реализации программы Make in India удалось повысить объемы военного производства на 60%. Он также отметил, что ранее качество продукции падало при росте количественных показателей производства, но теперь проблем с качеством уже нет.

Однако хотя принципы Make in India официально декларируются с 2014 г., уже много лет в соответствии с ними продолжает развиваться один из самых успешных проектов сотрудничества Индии с зарубежными государствами в сфере ОПК – программа совместной разработки и производства российско-индийской сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos.

Истребитель ВВС Индии Су-30МКИ с подвешенной ракетой BrahMos.

Соглашение между правительствами Российской Федерации и Республики Индии о сотрудничестве в области разработки и производства ракетных комплексов с противокорабельной ракетой было подписано 12 февраля 1998 г. Впервые началась реализация новой перспективной формы сотрудничества Москвы и Дели в области ВТС – совместная разработка высокотехнологичной, высокоэффективной ракетной техники. Стороны договорились осуществлять сотрудничество путем создания совместной российско-индийской организации по финансированию, координации разработки, производству и сбыту готовой продукции в форме акционерной компании, зарегистрированной в Индии – предприятия BrahMos Aerospace, названного в честь рек Брахмапутра и Москва. СП было основано DRDO и российским «НПО машиностроения» (сегодня входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»).

В июле 1999 г. был подписан первый контракт между «НПО машиностроения» и совместным предприятием, после чего началась работа по созданию ракетных комплексов. В 2001 г. состоялся первый успешный демонстрационный пуск ракеты BrahMos с береговой пусковой установки.

BrahMos – это двухступенчатая крылатая ракета (КР) с твердотопливной стартовой первой ступенью, которая разгоняет ее до скорости 2,8 Маха, после чего отделяется. Сверхзвуковая скорость сохраняется в течение всего полета, дальность которого у состоящей на вооружении ракеты составляет до 290 километров. Минимальная высота полета российско-индийской КР составляет 10 метров, максимальная – 15 километров. Ракета оснащается обычной боеголовкой весом от 200 до 300 кг. Комплексы BrahMos различного базирования обладают целым рядом особенностей, делающих их грозным и эффективным оружием. Так, корабельные ракеты могут быть запущены одним залпом по разным траекториям и разным целям, их трудно обнаружить радарами. Возможностью залповой стрельбы по разным целям обладают и наземные комплексы.

Помимо уже принятых на вооружение КР BrahMos для Сухопутных войск, ВВС и ВМС Индии, разрабатывается уменьшенный вариант ракеты, получивший обозначение Brahmos-NG.

Ракетные комплексы BrahMos уже состоят на вооружении Сухопутных войск, ВВС и Военно-морских сил Индии. В 2013 г. успешно проведены испытания с подводной платформы. В 2017 г. испытана ракета с увеличенной дальностью полета – свыше 400 километров.

В ноябре 2017 г. был проведен первый успешный испытательный пуск КР BrahMos с многофункционального истребителя Су-30МКИ индийских ВВС.

Работы по проекту BrahMos продолжаются в направлении повышения тактико-технических характеристик, эффективности, универсализации. В будущем планируется создать гиперзвуковую версию ракеты.

На прошедшей в г. Ченнаи (штат Тамил Наду) выставке Defexpo India 2018 была впервые продемонстрирована в выставочном формате ракета Brahmos-NG – находящийся в разработке уменьшенный вариант КР. На обширном по площади стенде BrahMos Aerospace были помимо самих ракет представлены также их отдельные компоненты, разработанные и изготовленные в рамках программы Make in India индийскими предприятиями. О современном статусе проекта BrahMos, достижениях и перспективах индийских и российских специалистов-ракетчиков «Национальной обороне» рассказал генеральный и управляющий директор BrahMos Aerospace Судхир Кумар Мишра.

— Господин Мишра, во-первых хотелось бы сердечно поздравить вас с присуждением докторской степени Университета Шобхит за вклад в развитие ракетных технологий Индии и успешную реализацию ряда проектов. Каковы последние достижения программы BrahMos Aerospace и каковы планы на будущее?

— Безусловно, самым значимым событием за последнее время – не только для проекта BrahMos, но и для всего российско-индийского военно-технического сотрудничества – стал первый пуск воздушной версии ракеты (BrahMos ALCM) с истребителя Су-30МКИ Военно-воздушных сил Индии в ноябре 2017 г. Ракета успешно поразила учебную цель в Бенгальском заливе. Была проделана огромная работа, в том числе, компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL), различными индийскими лабораториями, российским «НПО машиностроения», по подготовке пусковой установки и ракеты, проведению испытательных полетов с ними, бросковым испытаниям.

Судхир Кумар Мишра – генеральный и управляющий директор BrahMos Aerospace.

Первый воздушный пуск – это большой успех, теперь можно говорить о том, что Индия стала обладательницей своеобразной триады в области тактических крылатых ракет наземного, морского и воздушного базирования. Сверхзвуковая ракета BrahMos воздушного базирования не имеет аналогов, если сравнивать ее с другими ракетными системами воздушного базирования в мире. Интеграция ракеты BrahMos с Су-30МКИ даст ВВС Индии оружие большого радиуса действия – ведь этот самолет может летать с дозаправкой в воздухе на расстояние до трех тысяч километров.

Возможности ВВС Индии по нанесению ударов хирургической точности из зоны, находящейся вне досягаемости средств ПВО противника, значительно усилятся. Уже заключен первый контракт с Минобороны Индии на поставку ракет для истребителей Су-30МКИ.

Работа в этом направлении продолжается – нам еще предстоят тестовые пуски по наземным целям. После этого испытания завершатся, и со следующего года планируется начать поставки в Военно-воздушные силы.

В марте этого года произошло еще одно этапное для нас событие – первый пуск ракеты с собственной индийской головкой самонаведения, совместно разработанной BrahMos Aerospace и DRDO. Запущенная с наземной пусковой установки, ракета успешно поразила цель на полигоне Похран в штате Раджастхан. Это еще один шаг на пути к укреплению потенциала Индии по разработке и производству высокотехнологичной продукции военного назначения собственными силами (indigenization). Мы продемонстрировали, что индийские ученые способны создавать с нуля самые сложные системы. Отмечу, что полученный DRDO опыт в перспективе применим и для разработки головок самонаведения для других отечественных ракетных систем.

21 мая состоялись еще два важных события. Мы испытали в штате Орисса ракету в рамках программы продления срока службы. Была подтверждена эффективность технологий «продления жизни», разработанных в Индии DRDO и командой BrahMos. На следующий день был проведен второй пуск – на этот раз с новыми компонентами собственной индийской разработки. Ряд созданных в рамках программы Make in India «критически важных» составных частей, в том числе, система подачи топлива, официально разрешены к использованию в составе ракеты.

Испытательный пуск КР BrahMos воздушного базирования.

Если говорить о подводной версии ракеты, то она была успешно испытана с подводной платформы в Бенгальском заливе в 2013 году. По нашей оценке, BrahMos прекрасно подходит на роль основного ударного оружия подводных лодок. Поэтому мы очень ожидаем от правительства объявления о начале тендера 75I на приобретение для ВМС новых дизель-электрических субмарин и рассчитываем, что BrahMos будет в итоге размещена на них.

Продолжаются исследования по гиперзвуку. В течение ближайших 5-7 лет мы планируем разработать гиперзвуковую версию BrahMos. Работа ведется совместно с ключевыми исследовательскими институтами и Индии и России.

— Расскажите о представленной на DefExpo в Ченнаи версии NG.

— Brahmos-NG – это уменьшенный вариант ракеты. Это разработка нового поколения, которую мы сможем применять на различных платформах, даже в торпедных аппаратах. Главное, что даст нам создание версии NG – это то, что, например, мы сможем устанавливать на Су-30МКИ не одну, а сразу 2-3 ракеты. Возможно их применение и на МиГ-29. Пока ракета находится в стадии разработки. Я думаю, что испытания займут 2-3 года.

— Насколько широко BrahMos сегодня применяется в Вооруженных Силах Индии?

— В Сухопутные войска поставлено уже три полковых комплекта BrahMos, заказано еще два. Если говорить о ВМС, то нашими ракетами уже оснащены более 10 кораблей.

Испытательный пуск ракеты для Сухопутных войск.

— Проявляют ли интерес к российско-индийской ракете третьи страны?

— В соответствии с межправительственным соглашением Россия и Индия могут поставлять Brahmos третьим странам. Ракета вызывает серьезный интерес со стороны ряда государств, практически на всех крупных выставках мы проводим переговоры. Надеюсь, что в будущем мы увидим BrahMos на вооружении дружественных и Индии, и России государств.

— Что дал проект BrahMos Индии если говорить о технологическом развитии страны в целом?

— BrahMos очень много дал Индии. Получен целый ряд технологий, которых до этого просто не было, получен бесценный опыт. Можно даже сказать, что проект способствовал подъему целых отраслей. Создана действительно внушительная кооперация – более 200 предприятий задействовано в производстве ракеты и ее составных частей. Естественно, это дает работу людям, приносит развитие и технологии в самые разные уголки Индии, где расположены эти предприятия.

— Можно ли в случае с BrahMos говорить о трансфере технологий из военной в гражданскую сферу?

— Да, трансфер технологий имеет место. В качестве примера приведу передачу нами технологии изготовления покрытий из композитных материалов одному из гражданских исследовательских институтов.

— Как в целом вы бы охарактеризовали уровень отношений с российской стороной?

Между индийскими и российскими участниками проекта есть полное, стопроцентное взаимопонимание – имею в виду и ученых, и конструкторов, и заказчиков. Уверен, что впереди нас ждут новые прорывы и свершения.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS