«Освоение современных самолетов невозможно без тренажерной подготовки»
О нынешнем положении дел в области создания авиационных тренажеров в России журналу «Национальная оборона» рассказал генеральный директор ЗАО ЦНТУ «Динамика» Александр ЛИТВИНЕНКО.

Интервью

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

— Александр Александрович, основным направлением деятельности ЦНТУ «Динамика» является создание авиационных тренажеров для подготовки летного состава. Что достигнуто в  последнее время в этой области?

— В общей сложности за последние десять лет «Динамикой» выполнено свыше 70 проектов по созданию авиационных технических средств обучения (ТСО) для подготовки летных экипажей. Большая часть этих контрактов относится к гособоронзаказу. Фактически все эти годы мы планомерно занимались разработкой и производством ТСО различного уровня сложности для обновления учебно-тренажерной базы ВВС РФ. Тренажеры нового поколения, созданные в «Динамике», эксплуатируются сегодня в высших военных авиационных ВУЗах, в центрах боевой  подготовки и переучивания летного состава, в строевых частях ВВС и морской авиации ВМФ. Мы разработали и освоили производство тренажеров различного уровня сложности для подготовки летных экипажей самолетов Су-33, Су-27, Су-24М, Су-34, МиГ-31, МиГ-29, L-39 и вертолетов Ка-52, Ми-8АМТШ, Ми-28Н, Ми-8МТВ-5, Ми-24П, Ми-24ПН, Ми-35М. Практически все тренажеры, созданные в ЦНТУ «Динамика» в рамках гособоронзаказа, прошли государственные испытания, причем целый ряд тренажеров сегодня выпускается серийно. В нашем подразделении в Ульяновске разработаны современные автоматизированные системы обучения (АСО) и учебные компьютерные классы для теоретической подготовки летного и инженерно-технического состава на Ка-52, Ми-28Н, Ми-8МТВ-5, Ми-8АМТШ, Су-24М, Су-33 и Су-25.  Кроме того, за эти годы мы выполнили в интересах Министерства обороны инициативные НИОКРы, вложив в них в общей сложности порядка 0,7 млрд. рублей.

Александр Литвиненко.

В последние годы в рамках модернизации Российской армии Минобороны внедряет в жизнь новую доктрину, согласно которой новые образцы вооружений должны поступать в войска одновременно с полным комплексом ТСО, который позволял бы осуществлять эффективную подготовку на всех этапах обучения, включая теоретическую, тренажерную и летную подготовку. Это и понятно – современные авиационные комплексы оснащены сложнейшим радиоэлектронным оборудованием, их освоение в принципе невозможно без серьезной теоретической и  тренажерной подготовки, предшествующей реальным полетам. Естественно, подготовка на современных тренажерах должна включать не только отработку техники пилотирования, навигации и боевого применения авиационных средств поражения, но и действия в особых случаях полета, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью и т.д. и т.п.  В связи с этими новыми подходами нам все чаще приходится сталкиваться с разработкой не отдельных ТСО, а единых интегрированных учебно-тренировочных комплексов, включающих как минимум АСО, процедурный и комплексный тренажеры.

— Существует ли серьезная конкуренция в российской авиатренажерной отрасли? Какие предприятия, помимо «Динамики», участвуют в борьбе за контракты Минобороны?

— Начнем с того, что в целом рынок вооружения и военной техники является рынком несовершенной конкуренции, когда для большинства закупаемых образцов характерно наличие максимум двух-трех производителей. Это связано даже не столько с вопросами секретности, сколько со спецификой производства самих продуктов, и тренажерный рынок здесь не исключение, понятно, почему на нем оперирует не так много компаний. Дело в том, что современный авиационный тренажер является весьма сложным высокотехнологичным продуктом. Фактически это сплав наиболее передовых решений в области вычислительной техники, математики, оптики, электроники, проекционных технологий и многого другого. Помимо этого требуются базовые знания аэродинамики летательного аппарата, динамики полета, систем управления и т.д. А поэтому производство тренажера требует исключительно высокой квалификации персонала, причем коллективы в таких компаниях подбираются и «шлифуются» годами. На таком рынке случайных фирм быть не может, здесь остаются только те, кто не просто смог выжить, но годами специализировался и накапливал уникальный опыт технологий разработки и производства подобных продуктов.

Другое дело, что заявиться на участие в тендерах могут и посредники, и фирмы-однодневки, и зависимые компании, имитирующие конкурентную борьбу, а потом устраняющиеся от выполнения заказа и т.д. Но все это не должно никого обманывать и лишний раз доказывает, что реальных-то производителей – единицы, и они хорошо известны на рынке. А вот бороться с недобросовестными участниками конкурсов надо на законодательном уровне, и механизмы для этого обязательно должны существовать.

Сегодня на отечественном тренажерном рынке реально оперируют два крупнейших производителя – ЗАО ЦНТУ «Динамика» и ГК «Транзас»/«Кронштадт», есть и менее крупные компании: ЗАО РАА «Спецтехника», «НИТА», «Авиационные тренажеры», «Модернизация авиационных комплексов». По существу это нишевый рынок, имеющий относительно небольшое число потребителей, причем его отличает довольно ярко выраженная специализация производителей, каждый из которых преимущественно делает тренажеры для определенных типов летательных аппаратов. Исключение составляют лишь тренажеры самого массового семейства вертолетов типа Ми-8/Ми-17, производством которых занимается и «Динамика» и «Транзас»/«Кронштадт». Если говорить о военном сегменте рынка, то до недавнего времени в борьбе за контракты Минобороны конкурировали в основном ЦНТУ «Динамика» и «Спецтехника», однако в ближайшее время здесь возможно появление новых игроков. Так, тренажерное подразделение компании ОАО «ОКБ Сухого» в настоящее время разрабатывает собственные проекты УТК для самолетов ПАК ФА и Су-35, и выход в будущем этого игрока на рынок военных заказов весьма вероятен. Попытки участвовать в тендерах Минобороны в этом году впервые предприняла компания ООО «Модернизация авиационных комплексов», однако пока их шансы, на мой взгляд, стремятся к нулю, тем более что до сих пор опыта производства тренажеров для военных самолетов и вертолетов у них не было, во всяком случае, мне они не известны.

В учебной кабине Ми-8МТВ-5.

— Можете прокомментировать итоги открытых аукционов Минобороны в этом году? Какие контракты «Динамике» предстоит выполнять?

— Могу рассказать, какие контракты уже заключены «Динамикой» по итогам аукционов этого года. Это, прежде всего, поставка обучающих комплексов для подготовки на МиГ-31БМ, Су-34, Ка-52, Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5 и Ил-78. Как я уже говорил выше, речь сегодня идет не об отдельных тренажерах, а именно об учебно-тренировочных комплексах (УТК). Так УТК на МиГ-31БМ и Су-34 включают комплексный и процедурный тренажеры, рабочее место офицера боевого управления/руководителя ближней зоны, комплекс моделирования тактической обстановки. В состав УТК на Ка-52, Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5 и Ил-78 входят комплексный тренажер и автоматизированная система обучения.

Для «Динамики» очень важно то, что компания имеет серьезный научный и производственный задел в области моделирования тренажерных комплексов для большинства моделей летательной техники, которые будут поставляться для Минобороны в ближайшие годы. К примеру, для боевых вертолетов Ка-52 и Ми-28Н мы уже имеем успешный опыт создания тренажеров и АСО. Для военно-транспортных Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5 мы делали тренажеры и АСО в 2010-2011 годах. В отношении транспортно-боевого Ми-35М, который постепенно заменит Ми-24П, у нас тоже есть задел – в 2007 году мы создали тренажер для этой машины в качестве инициативной разработки, впервые отработав на этом проекте инженерные решения, связанные с имитацией работы тепловизоров и очков ночного видения.   Даже в отношении легких многоцелевых Ка-226, которые Минобороны впервые закупит небольшой серией, у нас есть интересный опыт. На МАКС-2011 мы впервые продемонстрировали прототип комплексного тренажера экипажа легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т, это была наша совместная разработка с ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения».

Кабина тренажера экипажа вертолета Ка-52.

— Какова доля военных контрактов в общем объеме вашей продукции?

— В настоящее время доля военных контрактов в портфеле заказов компании составляет около 80%. Однако нам всегда был интересен не только рынок военного обучения и моделирования, но и заказы в области гражданской авиации. Мы выполняли уникальные проекты по созданию инженерных тренажеров в рамках программ разработки самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21. В последнее время доля гражданских проектов в портфеле заказов компании понемногу растет. За прошедшие пять лет мы поставили целый ряд тренажеров для экипажей вертолетов семейства Ми-8/Ми-17, в том числе и на экспорт. В 2011 году «Динамика» впервые получила крупный государственный контракт на разработку и производство сразу трех комплексных тренажеров для высших авиационных училищ и центров подготовки летного персонала гражданской авиации.

— Что нового предлагает сегодня «Динамика» в области технологий военного обучения и моделирования?

— Современные базовые тренажерные технологии достаточно хорошо освоены, фактически сегодня они стали промышленными технологиями, которые позволяют осуществлять выпуск авиационных тренажеров нового поколения, в том числе и серийный. Однако и сегодня есть задачи, которые нам еще только предстоит решать.

Во-первых, это дальнейшее освоение технологий моделирования сложных многофункциональных тактических тренажерных комплексов, которые позволяют осуществлять совместное обучение эффективному взаимодействию различных подразделений Вооруженных Сил. Первые шаги в этом направлении мы уже сделали, приняв участие в создании тактического тренажерного комплекса для морской авиации.

Мы продолжаем вести инициативные НИОКРы по разработке собственной технологии изготовления панорамных коллимационных систем визуализации и систем подвижности, это даст нам возможность не зависеть по этим позициям от покупных импортных решений. Нашими специалистами разработана и запатентована оригинальная технология производства широкоугольных коллимационных систем визуализации на основе пленочных зеркал. В настоящее время создан опытный образец, продолжается работа над первым промышленным образцом такой системы.

В отношении систем подвижности, являющихся одним из ключевых компонентов тренажеров высшей категории сложности, компания существенно продвинулась за последний год. Нашим инженерам удалось разработать и собрать опытный образец шестистепенной гидравлической системы подвижности, которая имеет приемлемые характеристики при имитации акселерационных эффектов для маневренных летательных аппаратов и, вообще говоря, обладает целым рядом преимуществ по сравнению с известными подобными системами импортного и отечественного производства. Несмотря на то, что наличие системы подвижности увеличивает стоимость тренажера чуть ли не вдвое, для некоторых специальных задач моделирования наличие такой системы становится существенным, например, при отработке прецизионного прицеливания, посадки на палубу авианосца и т.д.

Еще одним технологическим продвижением я бы назвал внедрение во все наши тренажерные проекты последних лет новой системы объективного контроля (СОК), предназначенной для оценки эффективности обучения. По сути, такая оценка – один из наиболее важных критериев качества подготовки летного состава на авиационном тренажере. Задача СОК заключается в экспресс-анализе действий летного экипажа, который основан на непрерывной регистрации по специально разработанному алгоритму отклонений всех параметров управления и движения летательного аппарата от соответствующих ограничений, изложенных в Руководстве по летной эксплуатации. Анализ ошибочных действий пилота крайне важен при отработке действий в аварийных ситуациях, связанных с отказами авиационной техники и попаданиями в особые режимы полета. Он позволяет не просто регистрировать, справился ли летчик с ситуацией, а пошагово разобрать после тренировки его действия на всех этапах развития аварийной ситуации.

В современной боевой авиации широко используются тепловизоры и очки ночного видения, что поставило перед нами задачу разработки соответствующих решений, и нам удалось успешно реализовать их на тренажерах экипажей вертолетов круглосуточного применения Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М, Ми-24ПН.

Тренажер экипажа перехватчика МиГ-31.

— В западных армиях широко используются тактические тренажерные комплексы для повышения боеспособности своих подразделений. Используются ли подобные программы подготовки в Российской армии?

— Если говорить о тактических тренажерных комплексах, то пока в этой области нам, к сожалению, приходится догонять передовые разработки наиболее оснащенных армий мира. И, тем не менее, первый успешный опыт разработки подобных систем в России уже есть. В 2011 году у нас впервые был создан многофункциональный тактический тренажерный комплекс для подготовки командного, летного и инженерно-технического состава морской авиации ВМФ, который позволяет осуществлять совместное обучение и отработку эффективного взаимодействия подразделений ВВС и ПВО ВМФ. Наряду с рядом российских институтов и предприятий «Динамика» принимала самое активное участие в этом масштабном проекте. Как мы и предполагали, основной проблемой, с которой столкнулись все участники кооперации, оказались вопросы функционирования разрабатываемых ими тренажеров в единой информационно-моделирующей среде, поскольку никто из нас ранее не имел опыта участия в подобных проектах.

Новый комплекс представляет собой глобальную систему распределенного моделирования, которая позволяет с высокой степенью достоверности имитировать развитие боевых действий  в реальном времени. Важнейшей составной частью такой системы является созданная на основе архитектуры распределенного моделирования High Level Architecture единая информационно-моделирующая среда, в которую интегрированы различные по функциональности и уровню сложности тренажеры и автоматизированные системы обучения. В настоящее время в комплекс входят созданные в ЦНТУ «Динамика» учебно-тренировочные средства для подготовки экипажей самолетов Су-33, Су-24М и МиГ-31, а также тактические тренажеры командных пунктов различных родов авиации ВВС и ПВО ВМФ и комплексные тренажеры офицеров группы руководства полетами, разработанные другими участниками проекта.

Понятно, что это чрезвычайно дорогостоящие системы и их создание требует координации усилий большого числа разработчиков. Однако затраты того стоят – тактические тренажерные комплексы обладают практически неограниченными методическими возможностями для подготовки командиров и экипажей. Конечно, мы находимся еще в начале пути, и это касается не только освоения технологий совместимости различных тренажеров в единой виртуальной среде. Это касается также и разработки новых методических основ обучения для тактических тренажерных комплексов. И, тем не менее, значение этой пионерской разработки трудно переоценить. Фактически она положила начало новому подходу к обучению военных специалистов в Российской армии, позволяющему отрабатывать задачи оперативно-тактического взаимодействия различных подразделений Вооруженных Сил, включая не только индивидуальную подготовку, но и эффективный тренинг военного командования на всех уровнях.

Процедурный тренажер экипажа фронтового бомбардировщика Су-24.

— Сегодня много говорится о модернизации экономики, об инновациях и так далее. В какой мере эти тенденции затронули ваше предприятие?

— Надо сказать, что в ЦНТУ «Динамика» начали заниматься тем, что сегодня называют инновациями, задолго до «всеобщей модернизации», объявленной сверху. Уже более 10 лет мы занимаемся этим просто потому, что иначе не смогли бы выжить – в начале «нулевых» нам пришлось очень многое разрабатывать и внедрять впервые, чтобы научиться делать тренажеры нового поколения и доказать, что мы наиболее компетентны в своей области. Проблема в том, что инновационные проекты требуют длинных и дешевых денег, а взять их, как правило, негде. Если, конечно, не вкладывать собственные средства, что мы и делали все эти годы. Для авиационного тренажеростроения вообще характерна относительно высокая доля внутренних затрат на исследования и разработки. Если компания хочет сохранить свои лидирующие позиции и стремится к качественному росту бизнеса, она вынуждена идти на эти расходы. Наши инновационные разработки заключались в проведении инициативных НИОКРов, оценки и правовом оформлении интеллектуальной собственности в виде патентов и авторских свидетельств и последующем внедрении их в производство конечного продукта.

В качестве примера приведу одну из наших новейших разработок, о которой я говорил выше – универсальную гидравлическую систему подвижности. Для России это уникальный опыт, поскольку до недавнего времени все попытки отечественных производителей делать тренажеры с подвижным основанием были реализованы с помощью готовых электромеханических систем подвижности иностранного производства. Однако, по мнению наших специалистов, эти решения при их очевидных достоинствах оставляют желать лучшего в отношении характеристик, связанных с точностью воспроизведения эволюций кабины летательного аппарата. В связи с этим мы предприняли в прошлом году попытку собрать собственный опытный образец шестистепенной гидравлической системы подвижности с частичным использованием компонентов, изготовленных зарубежными партнерами. Этот опыт оказался удачным, и дальнейшим развитием этой работы стала организация собственного серийного производства систем подвижности. Первым реальным проектом станет создание подвижного тренажера экипажа боевого вертолета, который «Динамика» планирует передать заказчику в конце 2013 года.

Тренажер Ми-24П.

Другим перспективным направлением является разработка унифицированного тренажерного модуля, включающего систему подвижности, сопряженную с купольной сферической проекционной системой визуализации. Привлекательным свойством любого унифицированного модуля оборудования является его легкая настройка под конкретное решение, высокий уровень ремонтопригодности и, в конечном итоге, снижение стоимости изготовления и эксплуатации готового тренажера. Фактически имея такой универсальный модуль можно получить новый тренажер путем установки кабины конкретного летательного аппарата и последующей настройки ПО и отдельных подсистем модуля. В частности, унифицированный модуль с купольной проекционной системой визуализации эффективен при создании комплексных тренажеров целого ряда высокоманевренных летательных аппаратов, для которых важным требованием является наличие больших углов обзора не только по горизонтали, но и по вертикали.

Многие наши инновационные проекты создаются в сотрудничестве с Факультетом аэромеханики и летательной техники МФТИ. Вместе со студентами старших курсов факультета наши специалисты заняты решением нескольких интереснейших прикладных задач, связанных с моделированием дозаправки самолета в воздухе, посадки самолета на авианесущий крейсер с учетом особенностей обтекания авианосца, и т.д. Достаточно сложные математические модели, описывающие эти процессы, пока не реализованы на наших тренажерах, мы рассчитываем, что учет этих явлений при моделировании таких сложных режимов пилотирования существенно повысит эффективность наземной подготовки летчиков.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS